Повышение ставок и пошлин

23 января 2014 года
Герман ЗВЕРЕВ

Герман Зверев: «Налоговая революция» по-минсельхозовски

Минсельхоз подготовил законопроект об увеличении ставок сбора за пользование водными биоресурсами и изменении порядка его уплаты. Законопроект предполагает увеличение ставок сбора за пользование по всем видам ВБР, отмену действующей отраслевой льготы по уплате сбора в размере 15% от утвержденной ставки и изменение порядка уплаты взноса в зависимости от географии поставок рыбопродукции (50% – для поставок на внутренний рынок и 70% – для поставок на экспорт).

Сбор за пользование объектами ВБР был установлен с 1 января 2004 года и заменил действовавшую ранее аукционную систему продажи квот. Ставки сбора за пользование объектами водных биоресурсов установлены в абсолютной величине за единицу облагаемой базы, причем единица облагаемой сбором базы зависит от вида биоресурса. В 2008 году в соответствии со статьей 333.3 НК РФ была установлена отраслевая льгота по уплате сбора за пользование ВБР в виде начисления и уплаты сбора в размере 15% от установленной ставки сбора по каждому объекту водных биологических ресурсов.

Сколько платят рыбаки сейчас? 1,9-2,1 млрд. рублей в год – таков объем поступлений от сбора за ВБР в 2009-2012 годы, а в целом налоговая нагрузка на отрасль составляет 16-17 млрд. рублей. Минсельхоз предлагает увеличить налоговую нагрузку на рыбодобывающие предприятия примерно на 3,5-4 млрд. рублей – на 25%.

В Минсельхозе утверждают: увеличение затронет только экспортеров, но это не так. Сейчас ставка сбора для охотоморского минтая – 3 500 рублей, реальный платеж предприятия (15% отставки) – 525 рублей с тонны. В случае принятия законопроекта экспортный минтай хотят обложить ставкой сбора почти в 4 000 рублей, а минтай для российских едоков – в 2 300 рублей.

Предприятиям, поставляющим продукцию на российский рынок, увеличат сбор за пользование ВБР в пять раз! Сейчас доля сбора за ВБР в стоимости поставляемого на внутренний рынок минтая составляет 1,3%, в случае принятия поправок доля сбора в стоимости поставляемого на внутренний рынок минтая достигнет 6-6,5%.

Но есть большие подозрения, что разработанные Минсельхозом поправки не обретут силу закона. Дело в том, что законопроект не вносит изменения в статью 333.5 НК, которая устанавливает порядок администрирования сбора. Как сейчас взимается сбор? Плательщик уплачивает сумму сбора разовым и регулярными взносами. Разовый взнос для исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%, уплачивается при получении разрешения на добычу (вылов). Оставшаяся сумма уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения ежемесячно не позднее 20-го числа.

Пример. Рыбодобывающее предприятие получило 25 декабря 2013 года в теруправлении Росрыболовства разрешение на вылов в Северо-Охотоморской подзоне в 2014 году 12 350 тонн минтая. Не позднее десяти дней с момента получения разрешения предприятие предоставляет в налоговый орган копию разрешения, расчет сбора и разовый платеж. При действующей ставке сбора получается сумма в 43 225 тысяч рублей, но взимаемый сбор составляет 15% от этой суммы – 6 483 750 рублей. Предприятие сразу перечисляет в бюджет 10% от этой суммы – 648 375 рублей и ежемесячно перечисляет по 486 281 рублю. У каждого предприятия несколько десятков разрешений и в масштабах страны налоговики осуществляют всего 40-50 тысяч расчетных операций.

Теперь попытаемся организовать исчисление и взимание сбора в соответствие с поправками Минсельхоза. Предприятие получило разрешение на вылов 12 350 тонн минтая в той же самой подзоне. И что дальше? Каков должен быть разовый платеж? В поправках Минсельхоза установлено, что если предприятие поставляет продукцию на внутренний рынок, оно уплачивает 50% от ставки сбора, а если на внешний – 70%. Но корабли еще не вышли на промысел: нет улова – нет и продукции. Нет продукции – нет базы для исчисления разового взноса. Нет базы и для расчета регулярных ежемесячных взносов, потому что в поправках Минсельхоза расчет основан на исчислении ПРОДУКЦИИ – это грубая методологическая ошибка.

Сбор за пользование ВБР должен основываться на исчислении РЕСУРСА. Тонна добытой рыбы и тонна продукции – это не одно и то же (а именно на таком допущении основан законопроект Минсельхоза). Размерный ряд, структура мягких тканей, особенности костного строения рыб таковы, что в одной и той же подзоне из одинакового по весу улова одного и того же вида рыбы, но в разные сроки промысла и на разных типах судов производится разное количество продукции.

Допустим, в январе из одной тонны добытого в Охотском море минтая можно произвести 650 кг продукции (минтай мороженый обезглавленный), а в апреле – всего 600 кг. В Беринговом море минтай часто бывает мелкий, поэтому там коэффициент выхода продукции может быть еще ниже. Коэффициент выхода филе колеблется от 200 до 270 кг из одной тонны.

Логика Минсельхоза простая. Отрапортовать наверх о том, что ведомство придумало способ развернуть экспортные потоки, а весь «головняк» администрирования переложить на налоговиков. Минсельхоз предлагает налоговикам и бизнесу вместо стройной и технически несложной системы взимания сбора за ВБР настоящий кошмар.

Каждое предприятие производит тысячи партий рыбопродукции в год. Потребуется собрать десятки миллионов коносаментов и товарных накладных и указанные в них тонны продукции с помощью специальных справочников путем обратного счета пересчитать в живой вес. Минсельхоз предлагает «разлепить пельмени» и измерить вес муки и мяса, которые пошли на их приготовление. Предполагаю, что законопроект ожидает та же судьба, что и законопроект «О ветеринарии», который Правительство перенесло в план рассмотрения аж на декабрь 2014 года.

Герман Зверев, председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре