Лососеводство оказалось в непростой ситуации
Недостатки нормативной базы, принятой для реализации закона об аквакультуре, уже успели негативно сказаться на частных и переданных в аренду федеральных лососевых рыбоводных заводах Сахалинской области, отмечают в профильной ассоциации.
Федеральный закон об аквакультуре был принят в прошлом году – о необходимости выхода этого документа в отрасли говорили многие годы. Предполагалось, что его появление стимулирует развитие в стране аквакультуры, привлечет в отрасль бизнес.
Закон вступил в силу с 1 января нынешнего года, однако для того чтобы он мог полноценно заработать, необходимо было принять целый ряд правовых актов – до сих выпущены не все документы.
Подготовка подзаконных актов поставила новые вопросы. В Сахалинской области – регионе, лидирующем в нашей стране по выпуску молоди тихоокеанских лососей, - рыбоводные заводы, функционирующие за счет частных средств, страдают, как ни странно, не из-за отсутствия нормативной базы для реализации закона об аквакультуре, а от того содержания, которое вкладывается в принимаемые документы.
Частные рыбоводные заводы – коммерческие структуры, и логично, что их основная цель – это получение прибыли. «Мы выращиваем ресурс для того, чтоб его выловить, произвести продукцию и реализовать. А это не что иное, как пастбищная аквакультура», - отметил в беседе с корреспондентом Fishnews исполнительный директор Ассоциации лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области Кирилл Проскуряков.
Сегодня ЛРЗ, о которых идет речь, считаются юридическими лицами, осуществляющими рыбоводство, которое относится к сохранению водных биоресурсов.
«Действительно, до вступления в силу закона об аквакультуре мы работали и сейчас продолжаем работать на основании договоров на искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей в водных объектах Сахалинской области за счет собственных средств. Но сахалинские лососевые рыбоводные заводы были вынуждены согласиться работать на таких условиях», - комментирует Кирилл Проскуряков.
После отмены в 2009 г. государственных контрактов на воспроизводство, частные рыбоводные предприятия потеряли законные основания для выпуска молоди тихоокеанских лососей. «Перед рыбоводами встал выбор: либо соглашаться работать по договорам на искусственное воспроизводство за счет собственных средств, либо закрывать предприятия. Существовавшая на тот момент нормативная база, которая могла дать возможность рыбоводным заводам продолжать вести коммерческую деятельность, не позволяла, по мнению органов власти, перевести работу сахалинских предприятий в режим товарного рыбоводства», - рассказал исполнительный директор АЛРЗ.
По словам Кирилла Проскурякова, вынужденно сменив коммерческую деятельность на некоммерческую, заводы не могут осуществить обратный переход. И с каждым новым актом к закону об аквакультуре эта проблема только усугубляется.
Отметим, что еще на стадии разработки закона об аквакультуре ассоциация направляла свои предложения. В частности, представители отраслевого сообщества настаивали на том, чтобы оговорить: в случае если до вступления закона в силу предприятие работало в соответствии с договором на искусственное воспроизводство за счет собственных средств, за исключением искусственного воспроизводства в целях компенсации ущерба водным биоресурсам и среде их обитания, деятельность такой организации приравнивается к пастбищной аквакультуре.
Fishnews