События

Заседание президиума Госсовета по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России. Астрахань, август, 2007 г. Часть 2.

Заседание президиума Госсовета по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России. Астрахань, август, 2007 г. Часть 2.

В. ПУТИН: Хорошо, давайте послушаем Александра Александровича. Пожалуйста, Александр Александрович Жилкин.

Александр ЖИЛКИН, губернатор Астраханской области: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Президиума Госсовета! Уважаемые коллеги!

Хочу поприветствовать вас, во-первых, на Астраханской земле, которая хранит традиции российского рыболовства. В нашей области исторически сложился уникальный рыбохозяйственный комплекс, его особенность определяется биологическим разнообразием водных биоресурсов Каспия, включая реликтовые осетровые и белорыбицу. И на основе региональной научной школы у нас ведутся воспроизводство, сохранение, добыча и переработка рыбы и товарного рыбоводства. Здесь традиционно находился центр управления рыбной отраслью Каспийского бассейна, в основе которого лежали представления о Каспии, о Нижней Волге как целостной биологической системе. Думаю, это должно быть адаптировано и к современным условиям, и теперь его основы должно составлять действительно частно-государственное партнерство, при котором функции и ответственность государственных органов федерального, регионального уровней и предпринимателей должны быть четко законодательно определены и разграничены. Но цель должна быть общей – это оптимальное использование и воспроизводство ресурсного потенциала.

Хочу подчеркнуть, учета при этом специфических особенностей любого бассейна, в том числе и нашего, который я представляю.

Одной из основных задач является восполнение запасов ценнейших видов рыб. В Астраханском регионе накоплен богатый опыт по сохранению и разведению осетровых и частиковых видов рыб, создан мощный воспроизводственный комплекс, из года в год наращивается объем воспроизводства. Искусственное производство молоди только осетровых в прошлом году составило 53 миллиона штук, значительно превысив уровень последних лет, показатели текущего года будут выше. Но наука считает, что необходимо довести объем искусственного воспроизводства молоди, в частности осетровых, до 100 миллионов, белорыбицы до 25 миллионов, и необходимо вернуть историческую славу Азовскому морю, где также были осетровые. И сегодня наш комплекс готов заниматься воспроизводством, пополнением запасов и восстановлением осетрового стада и в Азове, что мы, в принципе, сегодня делаем, но, может быть, не в тех еще пока объемах.

Для этого необходимо со стороны государства и частного бизнеса продолжить формирование стада производителей, которое, Владимир Владимирович, мы показывали, оно у нас имеется, частный бизнес держит порядка 45 тысяч голов осетровых, самостоятельно это дело финансирует. Мы участвуем как государство только в том, что утверждаем порядок и программу воспроизводственных действий, за которые потом оплачиваем ту икру и молодь, которую они воспроизводят. Чтобы повысить степень выживаемости молоди и добиться увеличения промышленного возврата, практически кратное, необходимо сегодня выйти на программу, и я хочу отметить здесь Агентство, что эта программа готовится. Тогда по сложившейся уже практике мы можем гарантировать восполнение осетровых в ближайший 10 лет, и уже Россия будет иметь возможность добывать 10 тысяч тонн осетровых и, естественно, соответствующее количество икры, которое позволит вернуться, активно вернуться на европейские рынки.

Опыт частно-государственного партнерства существует, и мы готовы сегодня только расширять его.

В докладе был затронут вопрос, и в Вашем вступлении, Владимир Владимирович, – это браконьерство. Действительно, это серьезный бич, который подорвал биоресурсы за последние 15-17 лет, но принятый закон о ликвидации и неразрешении реализации конфиската свою роль начинает играть. По крайней мере мы имеем хорошо налаженные отношения со всеми контролирующими организациями, которые борются с браконьерством в регионе, и сегодня реально видны сдвиги в положительную сторону. И возможно только с двух сторон побороть браконьерство – это юридическая ответственность, или уголовное наказание, ужесточение его, так и в том числе, экономические. Я поддерживаю тезисы доклада, что необходимо принять решение о запрете реализации осетровых пород рыб и икры на всех рынках, так называемых «базарах» или местах свободной торговли. Пожалуйста, пусть торгуют в магазинах, супермаркетах, берут под это лицензию или разрешение, потому что это эксклюзивный дорогостоящий товар и товар не повседневного спроса, что сразу отобьет желание заниматься этим видом незаконного промысла, потому что реализовывать, сдавать, продавать его будет негде просто по определению.

Искусственное воспроизводство и борьба с браконьерством дадут соответствующий эффект, но по специфике нашего региона, мы неоднократно это обсуждали, хотел бы, чтобы в решении Президиума Госсовета это отражено было, учитывать то, что 50 лет назад вся Волга была перегорожена плотинами, гидроэлектростанциями. Сегодня естественного стока и прохождения весеннего паводка невозможно обеспечить, идет искусственный пропуск воды и, безусловно, заиливание дельты налицо. И проводились достаточно крупномасштабные работы ежегодные по дноуглубительным работам каналов и рыбоходов, которые так и называются, и мелиоративные работы в самой дельте, чтобы молодь там нагуливалась, молодь могла там расти, чтобы она не уходила от берегов России.

Сегодня эта работа ведется незначительными объемами, достаточно слабо, я бы сказал, и поэтому активизация рыбы наблюдается, особенно ценных пород рыб, в других реках, в том числе в Урале, который Казахстан достаточно эффективно несколько лет назад прокопал, и дноуглубительные работы ведутся размеренно и ежегодно. Поэтому мы предложили бы тоже специфику нашего Каспия учесть и такие работы проводить.

Я хотел бы также поддержать тезисы доклада по развитию аквакультуры. Сегодня мы ее рассматриваем не только как средство производства рыбной продукции для населения региона, но и ослаблению промышленного пресса на естественные природные ресурсы. Здесь я роль государства вижу в направлении, близком к тому, которое занимает Министерство сельского хозяйства в животноводстве: это селекционно-племенная работа и работа по созданию рыбопитомников, потому что если мы не будем качественный материал предлагать бизнесу для приобретения, то, конечно, у нас не будет навески, не будет экономического эффекта заниматься прудовым рыболовством, если только там получить рыбу 3-х килограммовую можно через 4 года. Поэтому в этом направлении роль государства должна быть повышенной, и значительно.

И сегодня вертикаль власти в государстве достаточно эффективно действует, выстроена, и мы также считаем, что, учитывая традиции, которые были в бассейнах в России и бассейновое было управление, ряд полномочий и функций можно было передать на уровень бассейнов или регионов, которые являются рыбными регионами. Естественно, которые будут действовать по федеральным стандартам, правилам, которые утверждены Федеральным центром. Спасибо.

B. ПУТИН: Спасибо большое. Пожалуйста, Боос Георгий Валентинович.

Георгий БООС, губернатор Калининградской области: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания!

Тема для нас крайне важная, учитывая, что в Калининградской области в этом году будет добыто под 300 тысяч тонн рыбы, но при этом я бы разделил всю добычу на четыре основные составляющие.

Первая, о которой было сказано сегодня как о седьмой задаче, стоящей перед отраслью, это аквакультура. И которая в мире довольно много уже приносит рыбы, у нас, тем не менее, в стране развита незначительно, из цифр, которые Алексей Васильевич дал, всего мы порядка 100 тысяч тонн добываем аквакультуры. О ней было сказано, в том числе и необходимости регулирования, в том числе и Александр Александрович много здесь остановился.

Второй вид промысла – это прибрежный вид промысла, и предложения, которые сформулированы Алексеем Васильевичем, передать, вплоть до торговли квотами, на уровень субъектов Российской Федерации по прибрежному лову, я поддерживаю, и функции регулирования в значительной степени передать на уровень российских регионов, осуществляющих рыбный промысел в прибрежных регионах. Действительно мог бы дать большой эффект. По крайней мере, более гибко реагировать на изменение ситуации.

Кроме этого поддерживаю полностью предложения, которые звучали в докладе у Алексея Васильевича по уменьшению перечня видов рыб, по которым мы устанавливаем ОДУ. Для нас это особенно важно, так как у нас меняется по составу рыбы, и в результате, если мы будем по-прежнему квотировать по такому большому ассортименту, то добыча целого ряда рыб у нас в один год может оказывать неэффективной, в другой – эффективной. В результате рыбоперерабатывающая отрасль в один год будет проседать, в другой год, наоборот, иметь избыток сырья. И мы это наблюдаем на протяжении нескольких лет последних.

Третий тип – это тип в ближних промысловых районах и экономических зонах Российской Федерации. Здесь закрепление среднесрочными квотами достаточно эффективно, я бы согласился с предложением увеличить эти сроки до 10 лет, тем более, если мы посмотрим на стоимость судна и период его окупаемости, то для таких видов добычи период окупаемости судна начинается где-то с 3-4 лет и заканчивается где-то 5-6, иногда 7 годами. Это означает, что пять лет квотирования – недостаточный срок, для того чтобы просчитать все экономические риски, их заложить, получить под это дело возможность закредитоваться, построить соответствующее судно и его эффективно использовать для того, чтобы можно было бы получить эффект.

Тем не менее, безусловно, настораживает тот факт, что фирмы-рантье в большом количестве присутствуют, и паразитируя, что когда-то у них был флот, или уже этот флот давно устаревший, греют руки, не давая развиваться рыбной отрасли. И я бы здесь предложил пойти по пути разделения всех квот на три составляющих: те, которые закрепляются на долгосрочной основе, на период 10 лет. И здесь применить принцип пропорциональности судов, и прикрепления квоты непосредственно к судну. Затем квоты на среднесрочный период – это может быть 3-5 лет, которые были бы механизмом увеличения производительности в случае, если та или иная компания постоянно развивается. И третье – это текущие квоты, которые могли бы торговаться на один–два года и которыми как раз мог бы торговать субъект федерации для того, чтобы видя, какие из компаний развиваются, на какие виды рыб есть наибольший спрос и наибольшие возможности, как меняется миграция рыбы и так далее, соответственно нивелировать вот эти текущие условия, возникающие в том или ином году или в той или иной компании, и тем самым позволять в целом комплексу развиваться интенсивно.

Четвертый вид добычи – это добыча так называемая «дальнепромысловая». О ней было сказано не много, и я бы хотел на ней особенно остановиться, потому что для Калининградской области она является основной. У нас почти 90% добычи из почти 300 тысяч тонн, – это дальнепромысловая добыча. И более того, калининградский флот рыбный когда-то и формировался преимущественно для добычи дальнепромысловым образом.

При этом здесь совершенно особые условия лова. Здесь необходим экспедиционный подход, когда осуществляется централизованное обеспечение топливом, централизованное обеспечение материально-техническими ресурсами, вывоз рыбы, наличие специальных транспортных судов, а иной раз и судов переработки, которые, соответственно, в том числе позволяют уже готовую продукцию транспортировать. Это вопросы и урегулирования ремонта судов в иностранных портах, это и вопросы многократного пересечения границы, вхождения и выхождения в наши таможенные и в чужие таможенные пространства. Причем, если мы посмотрим ближний промысел и экономические зоны Российской Федерации, то мы увидим, что здесь природные ресурсы существенно сокращаются, если мы говорим, например, о Северо-Восточной Атлантике. А о Балтийском море, Северном, Белом я и не говорю.

А если мы говорим о Тихом океане, Западной Атлантике, Юго-Западной Атлантике, о северных широтах Антарктики, причем, где когда-то и Россия, и Советский Союз присутствовали довольно активно, то сегодня нас там нет, в принципе нет. Вот несколько цифр. Только за пределами экономической зоны Чили и Перу, только калининградские компании, более 90 судов осуществляли когда-то добычу рыбы. Одновременно. Сегодня – единицы, по пальцам пересчитать. Но зато сегодня там появились китайцы и страны Евросоюза. Но даже они сегодня не заняли все наше пространство. Опять же, приводя тот же самый пример, на той же территории всего 26 судов Китая и Евросоюза, да, более современных, да, более эффективных, но, тем не менее, они только 26 добывают примерно четверть ОДУ этой территории. Три четверти – полтора миллиона тонн ежегодного улова в этой территории – свободно. Мы должны вернуться на эти территории.

Но без государственной поддержки, без формирования такого частно-государственного партнерства, конечно, организация таких экспедиций невозможна. Ни одна компания сегодня не в состоянии взять на себя все риски и организовать чисто с финансовой стороны такое масштабное осуществление добычи.

И, если позволите, несколько предложений, Владимир Владимирович, к проекту решения. Предложение дополнить проект решения следующими дополнениями: по разработке проекта Федеральной целевой программы строительства и модернизации флота рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.

По использованию лизинговой компании «Росагролизинг» по строительству флота для рыбохозяйственного комплекса России и для приобретения по импорту рыбоперерабатывающего оборудования, не производимого на территории Российской Федерации.

По разработке механизма финансирования поддержки рыбодобывающих организаций, осуществляющих океаническое рыболовство и поставку рыбопродукции на территорию Российской Федерации. В первую очередь, я говорю, естественно, об экспедиционном виде добычи. И, последнее, это по разработке порядка получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы российскими рыбопромысловыми судами.

Вот таких четыре предложения. Спасибо.

В. ПУТИН: Последнее с целью завоза на таможенную территорию того, что выловили в океане?

Г. БООС: Да.

В. ПУТИН: Владимир Егорович, а в чем проблема многократного захода в нашу таможенную зону, пограничную?

Владимир ПРОНИЧЕВ, руководитель пограничной службы ФСБ: В соответствии с Вашим поручением, законодательное решение было принято, и мы такой порядок осуществляем. Многократное пересечение Государственной границы – у нас идет одно оформление, и все.

В. ПУТИН: С какого времени?

В. ПРОНИЧЕВ: Я сейчас дату точно Вам не назову, но законом было предусмотрено это принятие в декабре на Государственной Думе.

В. ПУТИН: Георгий Валентинович, Вы не знали об этом?

Г. БООС: Закон действительно принят, это последние поправки прошлого года в Закон «О Госгранице». Но там предписано, что должен быть разработан, Правительством принят специальный порядок, пока этот порядок не как нормативный акт уже подзаконный, Правительством не утвержден, он пока не функционирует. Сам механизм не функционирует.

В. ПУТИН: Пограничная служба пусть разработает такой порядок и представит для утверждения в Правительство.

В. ПРОНИЧЕВ: Я понял. Есть, Владимир Владимирович.

А. ГОРДЕЕВ: ФСБ уже почти согласовало.

В. ПРОНИЧЕВ: Да.

В. ПУТИН: Давайте быстрее. Хорошо. Сергей Михайлович Дарькин, пожалуйста.

Сергей ДАРЬКИН, губернатор Приморского края: Уважаемый Владимир Владимирович! Закон «О рыболовстве», который мы приняли, все-таки сыграл большую роль в рыбном хозяйстве страны. У нас увеличилось количество прибыльных предприятий с 25% до 75%. Все, что там было написано, сыграло свою положительную роль в стабилизации рыбной промышленности. Я хотел бы сказать слова благодарности Министерству сельского хозяйства.

Я поддерживаю Георгия Бооса в том, что, действительно пятилетний срок, исторический принцип, Владимир Владимирович, он сработал, когда рыбаки смогли покупать действительно флот, бывший в употреблении, иностранного производства, потому что не было возможности покупать новый флот. Это первое. И второе, еще более важное, у нас же было в три раза больше судов, чем квот. Поэтому рыбаки «стачивали», извините за выражение, тот флот, который был. Это экономическая основа той позиции, которая была.

Сейчас пришло новое время, и нужно по-другому этот вопрос решать. Владимир Владимирович, все страны мира всю рыбопродукцию привозят на свой берег – 100%. Я всегда писал о том, что нам нужно срочно сделать декларирование нашей рыбной продукции в портах. Не надо ее там перегружать, надо ее туда привезти и на рейде, около причала, полностью по ящикам всю ее пересчитать. И тогда это очень действенная мера контроля для любой страны. Новая Зеландия, Австралия, весь Евросоюз – сначала рыба привозится на берег, потом уже продается.

Это предложение, которое я хотел сказать. И, Владимир Владимирович, мы попали в две вещи административных – усиление барьеров для рыбаков. Я хотел бы немного на этом внимание заострить.

В 2006 году мы выловили на 400 тысяч тонн меньше в прибрежном промысле, чем в 2005 году. Причина в следующем: в том, что мы искусственно разделили море наше на две части: терводы и экономическая зона. А получилось, что у нас, у субъектов, появились внутренние моря – у Камчатки, Сахалина, Приморья. И приморские суда не могут зайти в камчатские воды, так называемые, территориальные, чтобы выловить там кальмар, потому что он не понимает, что там есть зона, и он летом приходит к берегу, а зимой уходит.

Мы потеряли, по нашим оценкам, 8 миллиардов рублей продукции. Это первая причина.

И вторая причина, то, что поднимал Георгий Валентинович – отсутствие упрощенного порядка пересечения границы. Только там в чем вопрос – порядок, он разработан, но, Владимир Владимирович, там в этом порядке сказано, что все прибрежные суда должны оформляться в портах. А у нас, например, в Приморском крае всего два порта – Владивосток и Находка. А комбинатов – 36. И пока он придет в порт, этот МРС, оформится, потом опять уйдет в море – весь рыболовный день пропал. Вот в этом причина. И сейчас порядок этот находится в Правительстве, он не утвержден.

Вот с начала года, мы в прошлом году на эту дату выловили 50 тысяч тонн продукции в прибрежном промысле, именно в прибрежном промысле, который идет на берег, а в этом году только 12 из-за этой проблемы, которую мы административным барьером создали.

Владимир Владимирович, и последнее. Все-таки аквакультуру мы вписали в нацпроект, это очень важно. Но, к сожалению, я знаю, что МЭРТ против, чтобы остальную поддержку, особенно океаническому промыслу – там, компенсация процентной ставки по долгосрочным кредитам для приобретения новых судов или оборудования, которое мы не делаем в России. Это, к сожалению, Алексей Васильевич не может заложить в те субсидии, которые мы получаем сегодня по сельскому хозяйству, в связи с тем, что пока нет поддержки. Поэтому рыболовство здесь от сельского хозяйства отстает. А рыба – это самый экологически чистый протеин, который, конечно, нужен россиянам. Спасибо.

В. ПУТИН: Что по поводу увеличения сроков получения квот и по поводу тех фирм, которые на самом деле никакой флот строить не собираются? Это то, о чем Георгий Валентинович рассказывал, у него есть свои предложения. У Вас есть какие-то идеи?

С. ДАРЬКИН: Да, Владимир Владимирович. У нас сегодня есть, у Госкомрыболовства, абсолютно точная база – кто ловит рыбу, а кто не ловит рыбу, кто продает эти квоты. У них все это есть. Просто надо сесть и посмотреть – кто ловит рыбу, им отдать, чтобы в первую очередь, новый флот построить, на наших верфях, в первую очередь, конечно. А кто их не ловит – все эти компании известны. Это маленькие, в основном, компании, действительно, там одно судно, 2 тысячи тонн квоты. Особенно по крабу, Владимир Владимирович, это все.

В. ПУТИН: Решение этой проблемы – оно очевидное и несложное.

С. ДАРЬКИН: Конечно, Владимир Владимирович, административное – и больше ничего там не нужно делать.

В. ПУТИН: Спасибо. Евдокимов Юрий Алексеевич, пожалуйста.

Юрий ЕВДОКИМОВ, губернатор Мурманской области: Уважаемый Владимир Владимирович!

В. ПУТИН: Извините, пожалуйста, а что мешает утвердить новый порядок пересечения госграницы, если это уже в Правительстве лежит?

А. ГОРДЕЕВ: Это вносит ФСБ, это их компетенция.

В. ПУТИН: Они внесли уже?

А. ГОРДЕЕВ: Да.

В. ПУТИН: Они внесли в Правительство?

А. ГОРДЕЕВ: Они завизировали. Я вот про то, что Сергей Михайлович сказал, там вопрос идет такой, что надо в рыбный порт обязательно заходить, чтобы пограничники отметили, но нам ФСБ и пограничная служба разъяснили так, что вот эти портпункты как все функционировало, так и будет функционировать, никто не будет усложнять процедуру. То есть некая история сегодня существует, ничего не меняется. По крайней мере, мы такие заявления получили, я надеюсь, в течение месяца…

В. ПУТИН: Вот Проничев здесь, он нам это подтвердит сейчас. Пожалуйста, Владимир Егорович.

В. ПРОНИЧЕВ: Владимир Владимирович, какая ситуация? Ситуация заключается в следующем. В соответствии с действующим постановлением Правительства, 60-м, есть алгоритм действия и протокольные части. Порты должны быть объявлены приказом Минтранса. У нас всего действует один порт – Усть-Луга, который официально.

В чем проблема? Проблема заключается в том, что именно в этом приказе объявляется, во-первых, составляются акты межведомственные, и на основании этого показываются границы порта, это все в реестр вводится, и в международных правилах все знают, что это порт и на нем можно проводить процедуры международного характера – оформление грузов, судов и так далее. Все, что остальное мы делаем – я вам искренне хочу сказать, делаем на основании ответственности, зная, что не можем прекратить производственную деятельность.

В. ПУТИН: Послушайте, Вы все знаете, Минсельхоз все знает, рыбаки все знают, почему не сделали до сих пор? Почему не привели нормативную базу в соответствие? Все все знают, а нормативная база не соответствует реалиям и требованиям хозяйственной деятельности.

Вы внесли соответствующее предложение в Правительство?

В. ПРОНИЧЕВ: Да, этот вопрос мы рассматривали на последнем заседании, я выступал, тоже докладывал эту ситуацию.

В. ПУТИН: То есть в целом Вы не возражаете против того, чтобы эти пункты регистрации…

В. ПРОНИЧЕВ: Конечно, но нам нужно юридически это объявить. И все.

В. ПУТИН: Этих заверений ведь недостаточно, нужно оформить это соответствующим решением. Алексей Васильевич, кто-то в Правительстве возражает против этого, или что?

А. ГОРДЕЕВ: Владимир Владимирович, никто не возражает, но я еще раз говорю – это компетенция ФСБ этот документ вносить.

В. ПУТИН: Они же внесли, он говорит: мы не против.

А. ГОРДЕЕВ: Были противоречия, когда мы собрались на разногласия, нам пограничники и ФСБ заявили, что система действующая, не будем менять. Вот если это так…

В. ПУТИН: Слушайте, нужно внести это в документ, а то они вам сказали одно, вы поняли другое, на самом деле получилось третье.

А. ГОРДЕЕВ: Владимир Владимирович, тогда давайте внесем документ.

В. ПУТИН: Так внесите!

А. ГОРДЕЕВ: ФСБ вносит документ, не мы вносим документ.

В. ПУТИН – Проничеву: Значит, принесите мне завтра, завтра мне принесите этот документ. Чтобы завтра у меня на столе был!

А. КРАЙНИЙ: Владимир Владимирович, 16 ведомств занимается федеральных рыбой. Шестнадцать!

В. ПУТИН: Я знаю, знаю.

Конец 2-й части.
Часть 3-я доступна по гиперссылке.

Fishnews.ru