Интервью

24 августа 2009 года
Олег МИРОНОВ

Экономика перспективного строительства

Олег МИРОНОВ, Генеральный директор ФГУП «Нацрыбресурсы»

У Росрыболовства существует целый ряд стратегических проектов, реализация которых так или иначе связана с деятельностью ФГУП «Нацрыбресурсы». В потоке звучащей информации вырисовывается образ этакого монстра – многопрофильной коммерческой организации, которая будет и рыбу ловить, и холодильники строить, и в портах хозяйничать, и все это при поддержке государственного управления. Что же в действительности сегодня представляет из себя это предприятие и каковы его задачи - об этом журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказывает генеральный директор ФГУП «Нацрыбресурсы» Олег МИРОНОВ.

- Рыбаки связывают надежды вернуться на промысел в Мировой океан с созданием ОАО «Росрыбфлот», который должен быть сформирован на базе ФГУП «Нацрыбресурсы». Однако сроки реализации проекта все время отодвигаются. В чем причины задержки?

- Прежде всего, хотелось бы сообщить об официальном переименовании компании «Росрыбфлот» в ОАО «Нацрыбфлот», а также внести некоторую ясность в этот вопрос. Я бы не стал объединять в единое эти две муссируемые сегодня идеи: создание «Нацрыбфлота» и «одновременный с этим» выход на промысел в Мировой океан. Важно помнить и понимать, что рыболовство для нашей страны имеет стратегическое значение не только в социально-экономической, но и в геополитической сфере. Возвращение в прежние экономически важные промысловые районы Мирового океана должно являться одной из основных задач «Нацрыбфлота». Но, забегая вперед, отмечу – не единственной.

В свою очередь, и эту задачу я разделил бы на несколько этапов. Первый связан с тем, что в создаваемый «Нацрыбфлот» войдут 27 судов, построенных под гарантии Правительства РФ. Однако рассчитывать, что уже завтра этот флот войдет в состав ОАО и сможет моментально выйти в Мировой океан, неверно. Все мы прекрасно понимаем, что ведение промысла в отдаленных районах возможно только с использованием экспедиционного метода, что требует создания соответствующей инфраструктуры. Помимо собственно добывающих судов требуется приемно-транспортный, танкерный, поисковый и вспомогательный флот. Необходимо заранее решить вопросы базирования судов, их ремонта, межрейсового технического обслуживания, снабжения, смены экипажей, вывоза продукции и т.д.

- Вряд ли какая-то частная российская компания взялась бы сегодня за столь масштабную и дорогостоящую операцию.

- Именно этим мы и аргументируем возможность создания инфраструктуры экспедиционного промысла лишь в рамках государственно-частного партнерства.

Другое дело, что решение вопроса с немецкими судами неразрывно связано с определенными моментами в законодательном плане. Необходимо не только оформить переход этих судов, но и наделить их соответствующими квотами, для того чтобы мы могли погасить числящийся за ними долг. Соответственно после оформления перехода, по нашему плану, этот долг будет отрабатывать «Нацрыбфлот».

Лишь после ввода в действие этих 27 судов мы сможем перейти ко второму этапу – расширению и пополнению базы за счет государственных компаний и частных фирм, которые радеют за Россию и согласны будут принять предлагаемые правила игры. Это поможет нам создать необходимую для экспедиционного промысла базу.

Так что в настоящее время можно говорить о стадии формирования инфраструктуры промысла. Лишь по ее окончании мы сможем обсуждать четкие сроки и дальнейшие пошаговые действия.

- Т.е. об ориентировочных сроках выхода первой экспедиции, к примеру, в ЮЗТО говорить еще рано?

- Я бы с удовольствием сказал, что это может произойти уже в ближайшие полгода. Но не хочется бежать впереди паровоза. За всем этим стоит серьезная, кропотливая работа по реализации задачи, поставленной перед нами руководителем Федерального агентства по рыболовству Андреем Анатольевичем Крайним. Нам доверено создать устойчивую, высококонкурентную компанию, способную обеспечить все условия и предпосылки для консолидации отечественной рыбной отрасли.

И это не монополия, не попытка перетащить все в лоно государства и пытаться заработать какие-то дивиденды. Нет, речь идет именно о государственно-частном партнерстве. Но, повторю, все должно развиваться поэтапно. Все должно быть сделано правильно и экономически выверено. Только так возможно будет добиться положительных результатов.

- В отношении возможных районов будущего промысла уже больше конкретики?

- Здесь, как вы верно отметили, наиболее перспективной для нас является южная часть Тихого океана. Пока рыболовство в этом районе за 200-мильными зонами не регулируется международными организациями. Хотя со следующего года ситуация может поменяться кардинальным образом. Поэтому для нас важно начать там операции как можно скорее, чтобы в дальнейшем претендовать на достойные объемы, когда дело дойдет до квотирования.

К сожалению, несмотря на «безбрежность» Мирового океана, районов промысла для российского флота осталось не так уж много. Определенные возможности существуют по размещению флота в водах западноафриканских стран, в южной части Атлантики, на Срединно-Атлантическом хребте на промысле пелагических и донных видов рыб. Не стоит забывать и о подводных возвышенностях Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Существуют определенные возможности и в Антарктике на облове криля и мелких пелагических видов рыб на новой технической основе. Здесь будут применяться и нетрадиционные способы лова, и наиболее современные технологии и технологическое оборудование.
Хотя вынужден повториться, что в нынешних условиях развитие крупномасштабного промысла с учетом имеющегося флота и технологий возможно только в южной части Тихого океана. Надеюсь, что для организации первой экспедиции нам не придется ждать год.

- Давайте вернемся к вопросу о квотах и, возможно, развеем существующие опасения рыбаков. Из какого источника предполагается выделять 250 тыс. тонн, о которых не раз упоминал руководитель Росрыболовства, и какова будет сама схема наделения этими квотами судов «Нацрыбфлота»?

- Я все же не стал бы говорить сегодня о конкретном объеме этих квот, но пояснил бы, что их количество будет напрямую зависеть от типа и обрабатывающей мощности судна. Наши расчеты производились исходя из 3000 тонн на один ярусолов и порядка 10-15 тыс. тонн на один стеркодер.

Кроме того, нельзя забывать и о самих объектах лова. В данном случае многие рыбаки опасаются создания конкурентной среды по минтаю. Речь же идет об общем количестве водных биоресурсов, доступных для промысла.
Что же касается источников выделения этих квот, то здесь планы Нацрыбресурсов опираются на данные, приводимые руководством Росрыболовства и, в частности, управлением науки, о значительном увеличении ОДУ в будущем году. Полагаю, что в этой разнице и может содержаться резерв, который будет использован для нужд «Нацрыбфлота».

Что касается схемы работы с этими квотами, хотелось бы отметить, что они ни в коем случае не будут привязаны к 27 судам и к самой компании «Нацрыбфлот» навечно. Они будут выделены нам лишь на тот срок, в течение которого будет производиться погашение задолженностей, числящихся за этими судами. Собственно, в проекте, который готовится в недрах Федерального агентства, речь идет именно о квотах, выделяемых на эти суда лишь на период возврата долгов.

- А после снятия квот, наделение судов «Нацрыбфлота» будет производиться на общих условиях?

- Не могу загадывать наперед. Тем более что по нашим расчетам, возврат денег займет порядка 10 лет. Хотя сегодня довольно часто звучат оптимистические прогнозы, в том числе и от самих рыбаков, опираясь на которые можно предполагать, что окупиться этот проект сможет и за гораздо более короткий срок. Вся проблема – в экономике и в бизнесе, который ты ведешь. И от того, как ты выстроишь этот бизнес, будет зависеть результат.

Исходя из этого и формируется понимание, возможно ли в нашем случае вернуть кредит за 4 года или на этот процесс не хватит и 10 лет.

- Многое зависит и от технических характеристик самих судов.

- Нужно реально оценивать состояние флота. К примеру, по нашей оценке ярусоловы на сегодняшний день имеют очень плохую экономику – в смысле возврата денег. Мы делаем все возможное, чтобы равномерно распределить на них промысловую нагрузку, обеспечив практически круглогодичной работой. И не обязательно это будет происходить в тех районах, где они находятся сейчас. По этому поводу у нас также имеются определенные проекты.

- Подводя итог сказанному, можем ли мы однозначно утверждать сегодня хотя бы тот факт, что зона деятельности «Нацрыбфлота», как и предполагалось, будет располагаться за пределами российских территориальных вод?

- Да.

- Еще одним перспективным проектом, реализуемым ФГУП «Нацрыбресурсы» совместно с рядом американских компаний, является корпорация Ocean Resources Company International (ORCI), не так давно зарегистрированная в Сиэтле. Исходя из официального сообщения Федерального агентства, целью корпорации является «консолидация рыбопромышленных активов в странах Тихоокеанского региона и экспансия на американский рыбный рынок». Не могли бы Вы рассказать, как продвигаются дела в данном направлении?

- Отвечая на данный вопрос, важно обратить внимание на тот факт, что в создании данной корпорации не были задействованы какие-либо банковские структуры, о которых упоминали многие СМИ – но исключительно частные компании с американской стороны и ФГУП «Нацрыбресурсы» – с российской.

Для нас сегодня создание ORCI (подчеркиваю, что ФГУП имеет в этой корпорации контрольный пакет – 51%) связано с возрождением важных традиций и отношений, существовавших еще в советское время. Многие помнят, что до перестройки монополистом в импорте рыбопродукции являлся «Совкомфлот». В те времена была создана и успешно функционировала совместная с американцами компания, которая работала на рынке США.

Сегодня мы хотим сделать нечто подобное с адаптацией к современным условиям, только с несколько иными задачами. Тем более что с американской стороны в современной корпорации задействованы те же люди, которые работали в прошлые годы в советско-американском проекте, привлечен опыт менеджмента судов с 25-30-летним стажем в России, США, Южной Америке.

- Но, как известно, американцы не терпят в своих водах иностранных рыбодобытчиков. Или промысел будет вестись за их пределами?

- Наличие данной компании позволяет нам получить определенный доступ к инфраструктуре рыбной отрасли США. Не секрет, что сегодня в условиях кризиса существует достаточно проблем на Аляске, очень много банкротится американских перерабатывающих и промысловых компаний. Сейчас мы ведем информационный маркетинг, для того чтобы оценить возможности российского (подчеркиваю) капитала на американском рынке. И компания ORCI является неким проводником этих финансовых потоков. У Российской Федерации есть все основания иметь свои интересы в различных странах мира. Почему бы эти интересы не представить и в США?

- Какие еще планы Вы связываете с ORCI?

- Важным моментом является возможность финансирования в процессе развития компании на западных рынках. Если сегодня, в условиях кризиса, когда процентные ставки по кредитам в отдельных банках зашкаливают уже за 25, а то и 30%, то вполне естественно рассчитывать, что те же ставки для американской компании на американском же континенте будут существенно ниже и лояльнее. Это может стать одной из перспективных возможностей, полезных для отечественной отрасли.

Еще одно направление связано с экспансией ORCI на американский, канадский и иные западные рынки, в том числе с покупкой рыбообрабатывающих и промысловых мощностей на Аляске. Речь идет в первую очередь о современных производствах, попавших в непростые экономические условия, но способных на высоком уровне перерабатывать любую продукцию круглый год. Наверняка, такие мощности были бы востребованы и для российских производителей.

Почему бы не попытаться найти возможность и для приобретения, допустим, контрольного пакета акций какой-нибудь американской промысловой компании, чтобы таким образом решать проблемы, существующие сегодня на уровне международного права. К примеру, это могло бы стать вариантом преодоления трудностей лова в Беринговом море, которые сегодня возникли в связи со спорным решением вопроса линии Шеварднадзе.

Нельзя забывать и о таком немаловажном факте, как престиж на международном уровне и самой отрасли, и России в целом. Ведь создаваемая корпорация в достаточно короткое время (2-3 года) могла бы стать крупным игроком на мировом рынке рыбопродукции.

- Планы действительно грандиозные, если не сказать амбициозные.

- Пока все это – именно планы. Но мы и не стремимся получить результат уже завтра. У нас достаточно задач, чтобы постепенно идти к их реализации, и масса моментов, которые необходимо преодолевать по ходу дела.

К сожалению, в их число входят и определенные аспекты, касающиеся самого ФГУП «Нацрыбресурсы». Ведь, по сути, у нас нет достаточно «правильной» истории, которую должна иметь любая компания, зарабатывающая деньги, независимо от того, государственная они или частная. Эта репутация тянется за «Нацрыбресурсами» с прошлых лет, захватывая и негативные этапы работы в период аукционов. Кроме того, наше предприятие не имеет кредитной истории. При этом долгое время оно пребывало в долгах, часть которых «по наследству» пришлось ликвидировать ее новому руководству.

- Судя по Вашему прошлому весьма успешному опыту работы в бизнесе, Вам нравится браться за решение сложных задач и добиваться поставленных целей?

- Для нас – я с уверенностью говорю и за сформировавшуюся сегодня во ФГУП «Нацрыбресурсы» команду, которая действительно не безразлична к рыбной отрасли и работает на одной волне с Андреем Анатольевичем Крайним, – важно видеть результат, которого можно добиться в любых, даже самых сложных условиях.

Поэтому сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы исправить существующую в компании ситуацию, и постепенно движемся к поставленной цели. У «Нацрыбресурсов» сегодня поменялся менеджмент, изменилась философия работы в целом, компания стала прибыльной. А получение прибыли – это основное условие работы любой коммерческой структуры.

- С берегов американских вернемся к родным причалам. Тем более что с ними у рыбаков связано немало вопросов. В связи с реорганизацией рыбных портов причальные стенки отошли в ведение ФГУП «Нацрыбресурсы». Реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов проводится за счет федерального бюджета. Однако Вашим ведомством были предложены новые ставки аренды причальных стенок, значительно превышающие прежние расценки. Чем это было вызвано?

- Начну с официальных вещей. Как известно, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2006 г. N 773 «О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами» федеральное имущество морских рыбных портов, необходимое для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, передано от реорганизуемых государственных администраций морских рыбных портов ФГУП «Нацрыбресурсы» по перечню, определенному приказом Росрыболовства от 15 июня 2007 г. N 255.

Однако в большинстве случаев причальные сооружения передавались нам с обременением в виде договоров аренды, которые были заключены ранее территориальными органами Росимущества. Исключение составили причалы Петропавловск-Камчатского морского рыбного порта, Махачкалинского МРП и части гидротехнических сооружений Магаданского, Невельского и Холмского морских портов.

При этом далеко не всегда соблюдался установленный законодательством порядок передачи (проведение конкурсов, независимой оценки и т.д.), размер арендной платы не изменялся на протяжении многих лет. В результате на момент приема имущества «Нацрыбресурсами» ставки арендной платы были значительно ниже рыночно обоснованных.

Приведу пример по Холмскому морскому порту: при протяженности причалов 830 метров арендная плата здесь за пользование гидротехническими сооружениями рыбного терминала составляет 70 000 рублей в месяц. А есть причалы, за которые до недавнего времени нам платили арендную ставку и в 2-3 тысячи рублей в месяц.

И, конечно, практически в подавляющем большинстве случаев эти причалы передавались нам в запущенном с хозяйственной точки зрения состоянии. Арендаторы не выполняли условия, оговоренные в договорах аренды, по ремонту и реконструкции переданных им сооружений. Правда, и здесь не обошлось без исключений: положительные примеры есть во Владивостоке, в Санкт-Петербурге, Новороссийске.

После принятия имущества нами на законных основаниях была организована работа по его переоценке в целях установления рыночно обоснованной величины арендной платы за пользование причальными сооружениями. Все результаты оценки в обязательном порядке проходят согласование с собственником имущества – Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. И только после получения положительного заключения о соответствии оценки законодательству новая величина арендной платы предлагается арендаторам.

По всей видимости, несогласие последних с размерами новых, теперь уже законодательно обоснованных ставок и приводит к подобным вопросам. Отмечу, что у нас уже есть примеры, когда «Нацрыбресурсы» через суд доказывали свою правоту и обязывали арендаторов выполнять волю государства.

- Как в целом осуществляются мероприятия ФЦП по направлению «реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов»?

- В целях реализации данной Федеральной целевой программы в текущем году Росрыболовством был проведен конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение в 2009 г. работ по разработке проектной документации на реконструкцию объектов федеральной собственности морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах: Владивостокском, Петропавловск-Камчатском, Хасанском, Невельском, Калининградском.

Победитель конкурса у нас уже определен, открыто финансирование работ.

В соответствии с условиями этого контракта разработчик должен до конца текущего года произвести изыскательные работы, подготовить проектно-сметную документацию и провести ее государственную экспертизу. На основании разработанной проектной документации в 2010 г. предполагается начать работы непосредственно по реконструкции этих причальных сооружений.

Таким образом, мы организуем работу в нужном русле, выстраивая хозяйство рыбной отрасли по примеру многих других отраслей российской экономики, пришедших сегодня к положительным результатам.

- О каких планах деятельности ФГУП «Нацрыбресурсы» на ближайшее будущее Вы хотели бы еще рассказать?

- Как у всех нормальных компаний, планов всегда много. И как всегда не хватает одного – должного финансирования и понимания на местах.

Но у нас сегодня уже есть ряд неоспоримых преимуществ: это сформировавшаяся команда и то доверие, которое оказывает руководство Росрыболовства в нашем движении вперед. Это позволяет нам вполне уверенно заниматься планированием и разрабатывать масштабные программы.

В данном случае речь идет о планах по строительству холодильных мощностей в 19-ти регионах Российской Федерации. Эта программа была презентована первому вице-премьеру Виктору Зубкову на Коллегии по рыболовству и получила его одобрение. А положительное изменение финансовой ситуации Нацрыбресурсов позволило нам начать работу в плотном контакте с Россельхозбанком.

- В какой последовательности будет развиваться данный проект?

- Первым этапом в реализации программы по холодильным мощностям станет строительство в Новороссийске, на территории бухты Алексино, единственного полноценного рыбного порта на Черном море для российских рыбаков. Совместно с владельцем данного участка мы планируем организовать бункеровку судов, отстроить причальные стенки порта и т.д. Все соответствующие документы уже переданы в Россельхозбанк.

- То есть первая ласточка уже появилась.

- Причем в минимальные сроки: с момента, когда мы только приступили к осуществлению этого проекта и создали бизнес-план, и до начала работы с банком, когда начала решаться первая более-менее конкретная задача, прошло всего полгода. Работа продолжается.

Причем сразу в нескольких направлениях. Продолжением, а скорее дополнением данной программы является создание транспортно-логистической компании. Федеральное агентство уже опубликовало инвестиционный проект по созданию открытого акционерного общества по транспортировке, хранению и реализации рыбной продукции. Предполагается, что создаваемая компания будет консолидировать закупку продукции у рыбодобытчиков, ее накопление, хранение в портах, доставку в регионы и реализацию.

Предпосылками для образования подобного ОАО послужили действующие нормы законодательства, обязывающие все уловы доставлять на таможенную территорию РФ. Кроме того, по экспертным оценкам, в 2009 г. объем продукции, поступающей на реализацию в торговые сети России, возрос как минимум на 20%. А в последующие годы произойдет дальнейшее увеличение потребления рыбной продукции. В связи с этим резко увеличивается потребность в организации современной инфраструктуры по хранению и доставке продукции в регионы.

Создание торгово-логистической компании подразумевает разработку единых правил перевозки рыбной продукции как на дальние расстояния, так и на коротких плечах. В ее функции входит и построение прямых договорных отношений со стивидорами, перевозчиками, логистическими операторами и ритейлерскими сетями. Это, в свою очередь, подразумевает исключение из данной схемы посреднических оптовых компаний. К тому же реализация этого проекта позволит перейти на трансфертное формирование цен.

- Здесь также будет предусматриваться защита от государственной монополии?

- ОАО будет создаваться на основе государственно-частного партнерства. К реализации проекта будут привлекаться банки, лизинговые компании, рыбные порты, хладокомбинаты крупных городов, перевозчики, ритейлерские сети, в том числе «Океан». Предполагается, что учредители будут входить в уставный капитал компании земельными, имущественными активами и денежными средствами.

С пониманием к этой идее отнеслись и сами рыбаки, выразив готовность поддержать данную инициативу.

- Но создание такой масштабной схемы, врезающейся в уже сложившиеся отношения между различными участниками логистической цепочки, не может не вызвать негативной реакции со стороны многих заинтересованных в существующем положении вещей людей и структур?

- Мы понимаем, что это достаточно сложная работа. И, прежде всего, из-за попытки сломать саму сложившуюся систему. Поэтому, работая поэтапно, мы начнем с пилотного проекта в Алексино – строительства холодильника, к которому затем начнем подводить всю логистику, постепенно создавая целую систему. Систему, способную в будущем решить проблемы не только государства, но и рыбаков.

В итоге компания должна стать примером качественной работы, того, как можно организовать весь этот процесс, если правильно выстраивать бизнес.

По своему опыту могу утверждать, что это возможно. Главное – с какими идеями подходить к любому делу. Если ты хочешь достичь какого-то результата, ты его обязательно достигнешь. Но этот результат – не сиюминутная выгода и не моментальный скачок в зарабатывании денег. Это кропотливый труд, который позволяет на длительный период создать верные правила игры, а самое главное – выстроить сбалансированный бизнес, чтобы он давал результаты на перспективу, а не материальный эффект для конкретного круга лиц.

Наталья СЫЧЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Август 2009 г.