Интервью

21 января 2011 года
президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александр ПОПОВ

Консолидация рыбаков – процесс необратимый

Александр ПОПОВ, Президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина

Уходящий год подвел черту под «двухтысячными» - десятилетием потерь, надежд, разочарований и долгого многотрудного подъема российской рыбной отрасли. Подъема, который начался скорее не благодаря, а вопреки – вопреки постоянным реформам, сотрясавшим отечественное рыболовство, неуклонному старению флота, дорожающему топливу, оттоку рыбацких кадров и даже кризису, порядком истощившему кошельки основных покупателей отечественной рыбопродукции. 2010 год словно отразил в миниатюре все особенности этого периода, найдя место и для громких скандалов, и для острых конфликтов, и для счастливых развязок. Но кто сможет оценить, «рыбный» был год или «нерыбный», лучше самих рыбаков? Об итогах года РИА Fishnews.ru рассказал президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александр Попов.

- В 2010 году разногласия с Росрыболовством наконец-то побудили рыбаков Сахалинской области консолидироваться и выступить единым фронтом. Как вы оцениваете эту тенденцию? Что удалось сделать и какие задачи ассоциация планирует поставить в 2011 году?

– Понятия «консолидация» и «сахалинские рыбаки» вещи неразделимые с начала девяностых, если говорить о новом, российском времени. Нам, наравне с рыбацкой, сопутствует удача с руководством области. За почти два десятка лет все без исключения губернаторы региона считали и считают рыбохозяйственный комплекс «хребтом» социально-экономического благополучия и компактного проживания населения Сахалина и, особенно Курил. Отсюда помощь, поддержка, первый на Дальневосточном бассейне областной закон о рыболовстве, региональная лизинговая компания по строительству рыболовного флота, программа по строительству частных рыбоводных лососевых заводов и современных береговых комплексов переработки. В области с начала 2000-х гг. у предприятий малого и среднего бизнеса есть возможность получить из областного бюджета на конкурсной основе средства или гарантии для развития. Усилиями местной власти создана уникальная атмосфера стабильности для предпринимательства.

Поэтому, когда Андрей Крайний и его команда решили в 2010 г. «переделить» Сахалин, рыбаков не пришлось агитировать на выступление единым фронтом в защиту своего достояния. Все помнят публичные высказывания сахалинцев о недоверии к руководителю рыбной отрасли, последовавший за ними митинг, а затем и чрезвычайную конференцию представителей рыбацких предприятий всех без исключений 18 районов области. Никто при этом не осудил действия рыбаков – наоборот. Поэтому консолидация рыбаков для защиты своих интересов – процесс необратимый, хотя и не гладкий. Оно и понятно, не просто объединить интересы добывающих, перерабатывающих, воспроизводящих водные биоресурсы организаций. Еще сложнее добиться выработки единого мнения и постановки задач для мелких, средних и крупных предприятий. Но придется, поскольку другого пути нет.

Самое важное – нам удалось под занавес уходящего года донести истинную суть созданной чиновниками проблемы по легитимности договоров на рыбопромысловые участки в Сахалинской области до Государственной Думы. Мы нашли понимание и пути решения проблемы на встрече с председателем Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ Евгенией Туголуковым. Появилась уверенность, что к путине этот вопрос будет решен. В планах Ассоциации – поддержание условий стабильного развития островного рыбохозяйственного комплекса в рамках своих полномочий.

– Как складывались отношения рыбаков с контролирующими органами? Заметно ли на местах снижение административных барьеров, к которому призывало руководство страны?

– Я бы сказал, что не заметно. И если к этой проблеме подходить не шаблонно, то по большому счету дело не только или не столько в контролирующих органах. Дело в нормативно-правовых актах, которыми их «вооружают» вышестоящие органы. Часто они позволяют исполнителю-контролеру действовать на свое усмотрение, растягивая сроки проверок или исполнения заявок предприятий на недопустимый для непрерывного производства срок. Поэтому для выполнения призывов руководства страны к снижению административных барьеров, прежде всего нужно поднять качество инструкций, нормативных актов да и самих законов тоже. Поменьше отсылочных и «закругленных» правовых документов, побольше – исчерпывающих перечень полномочий контролеров. Помочь законодателям создавать такие документы могут и обязаны общественные объединения бизнеса, концентрирующие информацию о том, что нужно для своего, а значит, и общественного развития.

– Фантастических подходов лосося в 2010 году на Сахалине и Курилах не наблюдалось, более того, капризы природы оставили без ожидаемых уловов не одно предприятие. Какие уроки можно вынести по результатам нынешней путины?

– Напомню, что еще десять лет назад за счастье считался вылов в 80 тыс. тонн лососей по области. Последние несколько лет мы ниже 100 тыс. тонн не опускались. Поэтому 114 тыс. тонн в прошедшем «неурожайном» году – это хороший результат! Будем надеяться на лучшее в этом теоретически «урожайном» году. Но рекордные 300 тыс. тонн, как получилось в 2009 году, вряд ли уже повторятся. Того же мнения и наука. Отсюда урок – «аппетит» полезно иметь умеренный.

Настоящая проблема и беда – это браконьерство, прежде всего на нерестовых водоемах. Федеральные органы в нынешнем усеченном составе не справляются с многократно возросшим браконьерским прессом на реках. Наше твердое убеждение – пока не поздно, нужно передавать функции охраны, воспроизводства и управления лососевым промыслом всем заинтересованным приморским регионам, в какой-то части даже предприятиям, на промысловых участках которых есть нерестовые реки. Тот, кто всю свою жизнь отдал промыслу лосося, точно наведет порядок.

– Проблема обновления флота в ближайшие годы останется одной из острейших для российских рыбаков. Проекты новых судов и варианты их строительства предлагают как российские, так и зарубежные КБ и судоверфи. Насколько актуален этот вопрос для сахалинских рыбаков? Сколько и какие типы судов необходимы? Какие формы сотрудничества с судостроителями представляются наиболее перспективными для предприятий-членов АРС?

– Конечно же, вопрос обновления флота актуален и для Сахалина. Может не настолько остро, как в других регионах, поскольку мы успели получить из советско-российского новостроя до конца девяностых годов часть судов типа СТР, СРТМ, БАТМ плюс 15 стеркодеров. Пополняется постоянно отряд маломерных судов – через региональную лизинговую компанию. И главное – идет непрерывная модернизация флота в погоне за рентабельностью промысла, переработкой уловов. Это приходится делать не на новых и даже далеко не на новых судах. Но предложений по нормально окупаемым новостроям нет ни у зарубежных, ни у российских судостроителей.

Сроки окупаемости любых рассматриваемых сегодня вариантов средних и крупнотоннажных судов превышают 10 лет. Цены судостроителей возросли с начала девяностых в три и более раза. Также в разы увеличились за это время основные статьи затрат на промысле: судовое топливо и снабжение; заработная плата; ремонт и модернизация судов; орудия лова; приборное оснащение; портовые расходы. Рыбак в дополнение ко всем налогам стал оплачивать право ловить рыбу, сравнявшись на Дальнем Востоке с японским рыбаком при промысле в российских водах по межправительственным соглашениям. Обязательный заход в российские порты с уловами и продукцией, добытой в ИЭЗ России, в целях государственного контроля снизил рентабельность рыболовства на 5–12%. Теперь нужна пауза, чтобы почувствовать, как это ежедневно ощущают руководители рыбопромышленных предприятий, бремя вышеперечисленной – только финансовой – нагрузки на предприятия. Почувствовали? Давит?

Между тем, согласно материалам ФАО, цены на рыбу и нерыбные объекты на мировых рынках остались в среднем на уровне начала 90-х годов! То есть, доход рыбака за 20 прошедших лет не изменился! А расходы, как видим, возросли многократно. Реально, без «потолочных» долгосрочных финансовых прогнозов, «потянуть» гарантированное погашение среднетоннажного новостроя стоимостью в 30 млн. долларов сегодня вряд ли кто-нибудь сможет. Плюс шаткая гарантия по сырьевому обеспечению – не успели чернила высохнуть на 10-летних договорах по долям квот, как нам пытаются навязать новое «совершенствование управления рыболовством» – «квоты под киль» или обязательную продажу рыбы на биржах.

Вот ключ к разгадке неактивного «судостроительного» поведения основной массы рыбаков. Если государство сегодня не сочтет нужным предоставить особые налоговые и прочие преференции для рыбной отрасли как одного из гарантов продовольственной безопасности страны, то пусть хотя бы даст возможность рыбопромышленнику самостоятельно определять, когда и где строить либо модернизировать промысловый флот. Мы ведь не сидим на месте, а постоянно ищем варианты обновления флота. Уже появляются заводы, готовые рассматривать более-менее приемлемые цены строительства судов. При этом сотрудничество рыбака с зарубежными верфями не должно подвергаться дискриминации до тех пор, пока российские не предложат как минимум то же самое. Будьте уверены, при такой политике вопрос судостроения «рассосется» сам по себе.

– На ваш взгляд, программы поддержки рыбохозяйственного комплекса, которые сегодня реализуются в стране и регионе, в достаточной степени отвечают интересам рыбопромышленников? Какие еще направления нуждаются в государственном стимулировании?

– Действительно, государство обратило внимание и активно совершенствует управление рыбной отраслью. Мы выступаем за прозрачные и понятные условия взаимодействия власти и бизнеса. Если говорить конкретно о рыбохозяйственном комплексе Сахалина и Курил, то администрация региона делала и делает все для его стабильности и роста. Напротив, работу территориальных органов Росрыболовства на Сахалине как проводника политики государства в области рыболовства можно оценить на «неудовлетворительно».

На мой взгляд, стимулировать нужно в равной степени поставки рыбопродукции как на отечественный, так и на зарубежный рынок. Остальное – дело промышленников и рынка. Кроме того, большую пользу в пополнении сырьевой базы отрасли сыграло бы возрождение государственной промысловой разведки.

Анна Лим, РИА Fishnews.ru

Январь 2011 г.

Александр ПОПОВ, другие интервью.

30 мая 2010 года
Президент НКО Ассоциация рыбопромышленников Сахалина Александр ПОПОВ

Надо освобождаться от надуманных препон в рыболовном деле

Александр ПОПОВ, Президент Ассоциации рыбопромышлен­ников Сахалина

На Сахалине начинается лососевая путина-2010. О стартовых условиях рыбалки в этом сезоне и опыте минувшего года РИА Fishnews.ru рассказывает президент НКО Ассоциация рыбопромышленников Сахалина Александр ПОПОВ.

04 сентября 2011 года
Президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александр ПОПОВ

Главное – чувство локтя

Александр ПОПОВ, Президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина

Северные регионы Дальнего Востока передали эстафету лососевой путины Сахалинской области. По прогнозам, здесь может быть выловлено около 280 тысяч тонн рыбы. О том, как идет добыча и обо всех ей сопутствующих обстоятельствах РИА Fishnews.ru рассказал президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александр Попов.