Интервью

10 июля 2013 года
Виктор КРАСАВЦЕВ, главный инженер ОАО «Гипрорыбфлот»

От идеи до технического совершенства

Виктор КРАСАВЦЕВ, Главный инженер ОАО «Гипрорыбфлот»

Государство не теряет надежды привлечь рыбаков на отечественные верфи, но прежде чем строить суда где бы то ни было, нужно иметь на руках их проекты. Поскольку отраслевой стратегии развития судостроения так и не появилось, финансирование проектной деятельности последние годы идет главным образом в рамках общей ФЦП «Развитие гражданской морской техники». Предметом очередного конкурса стало создание проекта судна для добычи криля. Антарктический криль считается перспективным объектом для отечественного рыболовства, поэтому появление судна для его лова в линейке, проектируемой по заказу Минпромторга, выглядит логичным, в отличие, скажем, от недавно анонсированного тунцелова. Тендер выиграл Санкт-петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота «Гипрорыбфлот». Каким должен быть современный подход к проектированию рыболовных судов, чем концептуальный проект отличается от технического и как нужно выстраивать отношения между проектантом и заказчиком, журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал главный инженер организации Виктор Красавцев.

– Виктор Евгеньевич, ОАО «Гипрорыбфлот» выиграло конкурс Минпромторга на разработку проекта судна для добычи криля. Это было трудной задачей? Какие преимущества помогли вам выиграть и получить заказ?

– В итоговом протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе указаны три критерия оценки, предусмотренные конкурсной документацией, для определения победителей: цена государственного контракта, качество работы и квалификация участников, а также сроки выполнения работ. Минимальный срок выполнения контракта тоже указан в конкурсной документации. Все участники конкурса сразу принимают его к исполнению и по этому критерию борьбы не происходит.

С 2007 г. институт Гипрорыбфлот был преобразован в акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом. Под руководством Росимущества были проведены мероприятия по оптимизации структуры затрат. Поэтому наше предложение по цене оказалось самым лучшим.

Однако критерии цены и сроков достаточно формальны. Только по этим условиям трудно выбрать грамотного и ответственного исполнителя. Минпромторг большое значение придает квалификации и качеству работ участника конкурса. При этом рассматриваются работы, близкие к тематике конкурса, выполненные организацией за последние десять лет; учитывается количество патентов по данной теме; оценивается число специалистов высшей квалификации (кандидаты и доктора наук), привлекаемых к данной работе; проверяется наличие в организации системы управления качеством работ соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001–2008 (М). Но самым важным доказательством высокой квалификации исполнителя являются дополнительные работы (сверх конкурсных требований), которые обеспечат наилучшее выполнение поставленной задачи.

Вопросами добычи и переработки криля Гипрорыбфлот, в отличие от других участников конкурса, занимается десятки лет. Мы предложили большой объем дополнительных работ, которые обеспечат более глубокую проработку концепции судна: выбор инновационных ресурсосберегающих (безотходных) технологий переработки криля; оптимизация структурной схемы энергетической установки; разработка мер по экономии топлива; снижение затрат на эксплуатацию и ремонт судовых технических средств и еще более десятка дополнительных усовершенствований. Таким образом, нашими преимуществами в конкурсе были: высокая квалификация, гарантированное качество выполняемых работ и низкая цена.

– Вы уже знаете, какие рыбодобывающие компании могут стать заказчиками строительства судна по вашему проекту? Какова будет привязка к заводам-изготовителям двигателей, промвооружения, гидравлики, электрики для этого судна? На какой верфи проект можно будет реализовать? Насколько он будет востребован?

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что перед нами стоит задача выполнить концептуальный проект судна, а не технический.

В рамках концептуального проекта необходимо оценить сырьевую базу и обосновать номенклатуру выпускаемой на судне продукции, определив для этого рынки сбыта и ценовую ситуацию. Под выбранную продукцию определяются технологии добычи и переработки, а также состав оборудования. После чего начинает формироваться облик судна (в объеме конструкторской документации, указанной в материалах конкурса). Разрабатывается привязка к возможным судостроительным заводам или верфям и поставщикам комплектующего оборудования. Формируется технико-экономическое обоснование (ТЭО). Работа заканчивается разработкой технического задания на разработку технического проекта судна.

Требуется создать действительно экономически эффективное судно на базе, во-первых, инновационных технологий промысла и переработки криля, обеспечивающих использование не только белковой части, но и других ценных его компонентов. Например, крилевого жира, содержащего жизненно важные непредельные жирные кислоты, и панциря для производства биополимеров хитина и хитозана, широко используемых в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицине и многих других отраслях народного хозяйства. А во-вторых, с использованием новых технических решений в области промыслового судостроения, в том числе результатов НИР и ОКР, выполненных в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники». Если у нас получится это сделать, то мы знаем, каким рыбопромышленным компаниям может быть интересен разрабатываемый проект.

– Когда можно будет говорить о стоимости судна по вашему проекту и сроках его окупаемости?

О цене судна для добычи и переработки криля можно будет говорить после разработки технико-экономического обоснования. Для разработки технологии постройки судна, выбора судостроительного завода или верфи нами в качестве соисполнителя привлекается «Центр технологии судостроения и судоремонта».

– Организацией конкурсов на разработку проектов судов для рыбопромыслового флота занимается Минпромторг. А как формируется список необходимого? Кем готовятся технические задания к проектам и насколько они отвечают требованиям рыбаков?

– Перечень приоритетных проектов в утвержденном Правительством варианте ФЦП «Развитие гражданской морской техники» был сформирован Минпромторгом без активного участия рыбаков, Росрыболовства и Гипрорыбфлота. Поэтому в нем было довольно много «странного». Позднее Росрыболовство предложило Минпромторгу откорректировать ФЦП и разработать в ее рамках ряд концептуальных проектов перспективных судов рыбопромыслового флота, выбранных с учетом предложений рыбопромышленных компаний, работ Гипрорыбфлота по определению путей развития флота с учетом стоящих перед рыбной отраслью задач.

Кто готовит технические задания к проектам, или, точнее, требования к техническим характеристикам работ, входящие в конкурсную документацию, сказать трудно, но, судя по их качеству и количеству ошибок, особенно в специфических для рыболовных судов вопросах, их готовят не очень компетентные в «рыбных» делах специалисты. Но еще хуже, что часто конкурсы выигрывают организации, не имеющие опыта создания рыболовных судов, которые вообще не понимают слова «концепция».

Институт неоднократно говорил о том, что не следует тратить деньги на разработку технических проектов судов, технические задания на которые рождались без глубокой предварительной проработки.

При проектировании рыбопромыслового судна необходимо иметь знания о взаимосвязи отдельных технических характеристик судна, степени их влияния на экономические показатели промысловой работы, уметь найти их оптимальные значения для заданных условий промысла. Эти знания и опыт их использования особенно необходимы при разработке технического задания (ТЗ) на проектирование, которое по сути и определяет уровень технического совершенства судна.

Например, ошибка в выборе производительности морозильных аппаратов всего на ± 10 тонн приводит к снижению дохода морозильного рыболовного траулера на 20 долларов США с каждой тонны вылова. Отсутствие в ТЗ раздела по перегрузочным кранам превращает транспортный рефрижератор в банановоз, как это было с судами, заказанными в Дании. Вызывают много вопросов и опубликованные сведения о разработке компанией «Хотча Морское Проектирование» большого тунцеловного сейнера.

Не преуменьшая роли проектантов, хочу заметить, что их задача заключается в реализации идеи судна, сформулированной заказчиком. Проектанты делают то судно, которое им заказали. Они не несут ответственности за правильность записанных в ТЗ требований к судну и оптимальность указанных в нем основных технических характеристик. Проектанты принимают передовые технические решения, но в рамках ТЗ.

В настоящее время в основу технических заданий или технических требований на проектирование судна закладываются заявки судовладельцев без должной проработки. При этом не учитывается, что за прошедшие годы в стране возникли сотни новых судовладельцев, пришли новые люди, которые составляют ТЗ не по науке проектирования, а по мере «понимания вопроса», воспользовавшись прототипами и данными «с потолка».

– Что Вы можете сказать об участии Гипрорыбфлота в этих вопросах?

– Опыт института «Гипрорыбфлот» показывает, что чаще всего ошибки совершаются «на грани» техники и экономики: это завышенные показатели вылова и выхода продукции; заниженные расходы топлива, не соответствующие техническим характеристикам судна; ассортимент продукции, не обеспеченный наличием соответствующего количества и качества экипажа.

Институт может определить, сколько и каких судов должно быть в составе флота, рассчитать экономику каждого типа судна для каждого района промысла и вида добываемых водных биологических ресурсов, определить исходя из этого глубину переработки сырья на борту судна или на берегу, предложить рациональные размеры квот на вылов ВБР, выполнить комплексную экспертизу предлагаемых к реализации проектов.

В СССР все суда рыбопромыслового флота проектировались исключительно по техническим заданиям, разработанным Гипрорыбфлотом совместно с заинтересованными судовладельцами. Проектирование сопровождалось обязательной экспертизой документации, осуществляемой Гипрорыбфлотом.

И сегодня институт «Гипрорыбфлот» остается единственной в России и в мире организацией, комплексно занимающейся проблемами развития и обеспечения эксплуатации судов рыбопромыслового флота, представляющей интересы отечественного рыбопромыслового флота в Международной морской организации (IMO). В составе института имеются все необходимые для этого подразделения: промысловое судостроение, судовые силовые установки, судовое электрооборудование и автоматика, радиосвязь и гидроакустика, безопасность мореплавания и ведения промысла, технология, оборудование рыбопереработки и хранения рыбопродукции, техническая микробиология, патентоведение, международный и другие отделы.

Мы считаем, что не следует отбрасывать имеющийся и оправдавший себя опыт. Привлечение института «Гипрорыбфлот» к работам, связанным с созданием рыбопромысловых судов, позволит улучшить качество проектов и соответственно повысить заинтересованность потенциальных заказчиков в реализации спроектированных судов.

– Допустим, проект того или иного судна по заданию Минпромторга разработан и представлен госзаказчику. Кто будет оценивать выполненную работу? Каковы вообще должны быть критерии качества этой работы и насколько они могут оказаться субъективными?

– В соответствии с действующей нормативной базой выполненную работу принимает заказчик и оценивает на соответствие техническому заданию или ведомости исполнения. Если в этих документах допущены ошибки, то работа все равно будет принята. Это еще раз подчеркивает роль и значение глубины проработки технического задания.

– Если проект судна заказывает министерство, то есть государственный орган, и финансируется эта работа из государственного бюджета, то рыбакам он будет предоставлен бесплатно при условии строительства на отечественных верфях? Или условия будут иными?

К сожалению, сегодня остается неурегулированным вопрос передачи интеллектуальной собственности, созданной за государственный счет, как внутри ведомств, например от Минпромторга Росрыболовству, так и организациям разных форм собственности. Поэтому нет уверенности в том, что проект судна, разработанный за государственный счет, будет бесплатно предоставлен рыбакам.

– На каком этапе, по вашему мнению, работа проектировщиков считается полностью выполненной?

Если говорить о проектировании как об этапе процесса создания судна, то, в идеале, окончание работы проектировщиков – это сдача судна заказчику.

К сожалению, сегодня зачастую работы по проектированию судов заканчиваются выпуском некоторого количества проектной, а точнее, предпроектной документации, которая используется как рекламная. Разработка полноценной проектной документации (документации судна в постройке) стоит дорого и без наличия конкретного заказчика и соответствующего финансирования проектными организациями не выполняется.

Людмила ДЕМЕНТЬЕВА, журнал «Fishnews– Новости рыболовства»

Июль 2013 г.