– Виктор Евгеньевич, ОАО «Гипрорыбфлот» выиграло конкурс Минпромторга на разработку проекта судна для добычи криля. Это было трудной задачей? Какие преимущества помогли вам выиграть и получить заказ?
– В итоговом протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе указаны три критерия оценки, предусмотренные конкурсной документацией, для определения победителей: цена государственного контракта, качество работы и квалификация участников, а также сроки выполнения работ. Минимальный срок выполнения контракта тоже указан в конкурсной документации. Все участники конкурса сразу принимают его к исполнению и по этому критерию борьбы не происходит.
С 2007 г. институт Гипрорыбфлот был преобразован в акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом. Под руководством Росимущества были проведены мероприятия по оптимизации структуры затрат. Поэтому наше предложение по цене оказалось самым лучшим.
Однако критерии цены и сроков достаточно формальны. Только по этим условиям трудно выбрать грамотного и ответственного исполнителя. Минпромторг большое значение придает квалификации и качеству работ участника конкурса. При этом рассматриваются работы, близкие к тематике конкурса, выполненные организацией за последние десять лет; учитывается количество патентов по данной теме; оценивается число специалистов высшей квалификации (кандидаты и доктора наук), привлекаемых к данной работе; проверяется наличие в организации системы управления качеством работ соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001–2008 (М). Но самым важным доказательством высокой квалификации исполнителя являются дополнительные работы (сверх конкурсных требований), которые обеспечат наилучшее выполнение поставленной задачи.
Вопросами добычи и переработки криля Гипрорыбфлот, в отличие от других участников конкурса, занимается десятки лет. Мы предложили большой объем дополнительных работ, которые обеспечат более глубокую проработку концепции судна: выбор инновационных ресурсосберегающих (безотходных) технологий переработки криля; оптимизация структурной схемы энергетической установки; разработка мер по экономии топлива; снижение затрат на эксплуатацию и ремонт судовых технических средств и еще более десятка дополнительных усовершенствований. Таким образом, нашими преимуществами в конкурсе были: высокая квалификация, гарантированное качество выполняемых работ и низкая цена.
– Вы уже знаете, какие рыбодобывающие компании могут стать заказчиками строительства судна по вашему проекту? Какова будет привязка к заводам-изготовителям двигателей, промвооружения, гидравлики, электрики для этого судна? На какой верфи проект можно будет реализовать? Насколько он будет востребован?
– Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что перед нами стоит задача выполнить концептуальный проект судна, а не технический.
В рамках концептуального проекта необходимо оценить сырьевую базу и обосновать номенклатуру выпускаемой на судне продукции, определив для этого рынки сбыта и ценовую ситуацию. Под выбранную продукцию определяются технологии добычи и переработки, а также состав оборудования. После чего начинает формироваться облик судна (в объеме конструкторской документации, указанной в материалах конкурса). Разрабатывается привязка к возможным судостроительным заводам или верфям и поставщикам комплектующего оборудования. Формируется технико-экономическое обоснование (ТЭО). Работа заканчивается разработкой технического задания на разработку технического проекта судна.
Требуется создать действительно экономически эффективное судно на базе, во-первых, инновационных технологий промысла и переработки криля, обеспечивающих использование не только белковой части, но и других ценных его компонентов. Например, крилевого жира, содержащего жизненно важные непредельные жирные кислоты, и панциря для производства биополимеров хитина и хитозана, широко используемых в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицине и многих других отраслях народного хозяйства. А во-вторых, с использованием новых технических решений в области промыслового судостроения, в том числе результатов НИР и ОКР, выполненных в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники». Если у нас получится это сделать, то мы знаем, каким рыбопромышленным компаниям может быть интересен разрабатываемый проект.
– Когда можно будет говорить о стоимости судна по вашему проекту и сроках его окупаемости?
– О цене судна для добычи и переработки криля можно будет говорить после разработки технико-экономического обоснования. Для разработки технологии постройки судна, выбора судостроительного завода или верфи нами в качестве соисполнителя привлекается «Центр технологии судостроения и судоремонта».
– Организацией конкурсов на разработку проектов судов для рыбопромыслового флота занимается Минпромторг. А как формируется список необходимого? Кем готовятся технические задания к проектам и насколько они отвечают требованиям рыбаков?
– Перечень приоритетных проектов в утвержденном Правительством варианте ФЦП «Развитие гражданской морской техники» был сформирован Минпромторгом без активного участия рыбаков, Росрыболовства и Гипрорыбфлота. Поэтому в нем было довольно много «странного». Позднее Росрыболовство предложило Минпромторгу откорректировать ФЦП и разработать в ее рамках ряд концептуальных проектов перспективных судов рыбопромыслового флота, выбранных с учетом предложений рыбопромышленных компаний, работ Гипрорыбфлота по определению путей развития флота с учетом стоящих перед рыбной отраслью задач.
Кто готовит технические задания к проектам, или, точнее, требования к техническим характеристикам работ, входящие в конкурсную документацию, сказать трудно, но, судя по их качеству и количеству ошибок, особенно в специфических для рыболовных судов вопросах, их готовят не очень компетентные в «рыбных» делах специалисты. Но еще хуже, что часто конкурсы выигрывают организации, не имеющие опыта создания рыболовных судов, которые вообще не понимают слова «концепция».
Институт неоднократно говорил о том, что не следует тратить деньги на разработку технических проектов судов, технические задания на которые рождались без глубокой предварительной проработки.
При проектировании рыбопромыслового судна необходимо иметь знания о взаимосвязи отдельных технических характеристик судна, степени их влияния на экономические показатели промысловой работы, уметь найти их оптимальные значения для заданных условий промысла. Эти знания и опыт их использования особенно необходимы при разработке технического задания (ТЗ) на проектирование, которое по сути и определяет уровень технического совершенства судна.
Например, ошибка в выборе производительности морозильных аппаратов всего на ± 10 тонн приводит к снижению дохода морозильного рыболовного траулера на 20 долларов США с каждой тонны вылова. Отсутствие в ТЗ раздела по перегрузочным кранам превращает транспортный рефрижератор в банановоз, как это было с судами, заказанными в Дании. Вызывают много вопросов и опубликованные сведения о разработке компанией «Хотча Морское Проектирование» большого тунцеловного сейнера.
Не преуменьшая роли проектантов, хочу заметить, что их задача заключается в реализации идеи судна, сформулированной заказчиком. Проектанты делают то судно, которое им заказали. Они не несут ответственности за правильность записанных в ТЗ требований к судну и оптимальность указанных в нем основных технических характеристик. Проектанты принимают передовые технические решения, но в рамках ТЗ.
В настоящее время в основу технических заданий или технических требований на проектирование судна закладываются заявки судовладельцев без должной проработки. При этом не учитывается, что за прошедшие годы в стране возникли сотни новых судовладельцев, пришли новые люди, которые составляют ТЗ не по науке проектирования, а по мере «понимания вопроса», воспользовавшись прототипами и данными «с потолка».
– Что Вы можете сказать об участии Гипрорыбфлота в этих вопросах?
– Опыт института «Гипрорыбфлот» показывает, что чаще всего ошибки совершаются «на грани» техники и экономики: это завышенные показатели вылова и выхода продукции; заниженные расходы топлива, не соответствующие техническим характеристикам судна; ассортимент продукции, не обеспеченный наличием соответствующего количества и качества экипажа.
Институт может определить, сколько и каких судов должно быть в составе флота, рассчитать экономику каждого типа судна для каждого района промысла и вида добываемых водных биологических ресурсов, определить исходя из этого глубину переработки сырья на борту судна или на берегу, предложить рациональные размеры квот на вылов ВБР, выполнить комплексную экспертизу предлагаемых к реализации проектов.
В СССР все суда рыбопромыслового флота проектировались исключительно по техническим заданиям, разработанным Гипрорыбфлотом совместно с заинтересованными судовладельцами. Проектирование сопровождалось обязательной экспертизой документации, осуществляемой Гипрорыбфлотом.
И сегодня институт «Гипрорыбфлот» остается единственной в России и в мире организацией, комплексно занимающейся проблемами развития и обеспечения эксплуатации судов рыбопромыслового флота, представляющей интересы отечественного рыбопромыслового флота в Международной морской организации (IMO). В составе института имеются все необходимые для этого подразделения: промысловое судостроение, судовые силовые установки, судовое электрооборудование и автоматика, радиосвязь и гидроакустика, безопасность мореплавания и ведения промысла, технология, оборудование рыбопереработки и хранения рыбопродукции, техническая микробиология, патентоведение, международный и другие отделы.
Мы считаем, что не следует отбрасывать имеющийся и оправдавший себя опыт. Привлечение института «Гипрорыбфлот» к работам, связанным с созданием рыбопромысловых судов, позволит улучшить качество проектов и соответственно повысить заинтересованность потенциальных заказчиков в реализации спроектированных судов.
– Допустим, проект того или иного судна по заданию Минпромторга разработан и представлен госзаказчику. Кто будет оценивать выполненную работу? Каковы вообще должны быть критерии качества этой работы и насколько они могут оказаться субъективными?
– В соответствии с действующей нормативной базой выполненную работу принимает заказчик и оценивает на соответствие техническому заданию или ведомости исполнения. Если в этих документах допущены ошибки, то работа все равно будет принята. Это еще раз подчеркивает роль и значение глубины проработки технического задания.
– Если проект судна заказывает министерство, то есть государственный орган, и финансируется эта работа из государственного бюджета, то рыбакам он будет предоставлен бесплатно при условии строительства на отечественных верфях? Или условия будут иными?
– К сожалению, сегодня остается неурегулированным вопрос передачи интеллектуальной собственности, созданной за государственный счет, как внутри ведомств, например от Минпромторга Росрыболовству, так и организациям разных форм собственности. Поэтому нет уверенности в том, что проект судна, разработанный за государственный счет, будет бесплатно предоставлен рыбакам.
– На каком этапе, по вашему мнению, работа проектировщиков считается полностью выполненной?
– Если говорить о проектировании как об этапе процесса создания судна, то, в идеале, окончание работы проектировщиков – это сдача судна заказчику.
К сожалению, сегодня зачастую работы по проектированию судов заканчиваются выпуском некоторого количества проектной, а точнее, предпроектной документации, которая используется как рекламная. Разработка полноценной проектной документации (документации судна в постройке) стоит дорого и без наличия конкретного заказчика и соответствующего финансирования проектными организациями не выполняется.
Людмила ДЕМЕНТЬЕВА, журнал «Fishnews– Новости рыболовства»
Июль 2013 г.