– Сергей Владимирович, нам известно, что «Акватехнологии» занимаются проектом в этом направлении. Расскажите нам, как на сегодняшний день работает проект?
– Данным проектом мы занимаемся уже ровно два года с июля 2011 года. Его целью было донести нашу собственную продукцию, которую мы сами добываем и перерабатываем, до конечного потребителя с минимальной добавочной стоимостью. Не секрет, что торговые сети и различные оптовые компании не дают прямого выхода рыбакам и рыбопереработчикам на рынок. С одной стороны, это нормально, что этим трейдеры зарабатывают себе на хлеб, но это не нормально, когда они зарабатывают на перепродаже продукции в разы больше, чем сами добытчики и переработчики.
Нашей задачей был выход на рынок конечного потребителя. Для этих целей мы занялись поиском соответствующего формата торговли. Очевидным было то, что возводить целые супермаркеты смысла нет, поскольку мы будем торговать только рыбной продукцией. Поэтому мы остановились на строительстве торговых павильонов в небольших городах (до 30-40 тыс. человек), а в крупных населенных пунктах: Владивостоке, Уссурийске, Артеме стали работать выездные рефрижераторные фургоны с рыбой. И как мы можем судить, формат мы угадали. На сегодняшний момент наша компания по продаже охватывает около 20 населенных пунктов, в которых мы ведем стационарную и выездную торговлю, при этом имеем порядка 40 торговых точек. А к концу 2015 года, согласно срокам реализации нашего проекта, мы хотим организовать торговлю не менее чем в 40 населенных пунктах Приморского края с количеством торговых точек около 70.
Не менее половины придется на стационарные павильоны в небольших населенных пунктах, поскольку там вопросы обеспечения электроэнергией, коммуникациями, получения разрешений на землю решаются быстрее. Более того, администрации таких городов и поселений обычно идут нам навстречу, так как приветствуют развитие торговли рыбопродукцией на своей территории. В крупных же городах присутствует дефицит мест под строительство, аренда земли или площадей довольно дорогая, поэтому там ведется торговля нашей продукцией в специализированных фургонах корейской компании Hyundai. Населением это востребовано, поскольку основная часть наших покупателей – это люди среднего и малого достатка, а цены на нашу продукцию ниже, чем в большинстве магазинов. При формировании стоимости наших товаров мы исходим из оптовой цены на рынке и наших логистических затрат. Полученная стоимость удовлетворяет и нас, и наших покупателей. Мы проводили анализ по ценам на рыбную продукцию во Владивостоке и отметили, что килограмм нашей продукции в среднем стоит дешевле на 20-30 рублей и более, чем в магазинах и на рынках города. Например, камбала, которая стоит в других торговых точках от 90 до 120 рублей, у нас продается от 60 до 80 рублей.
Развитие собственной торговли дало еще одно неоспоримое преимущество – возможность развивать и увеличивать глубокую переработку на своем заводе в поселке Каменка. И мы уже продолжительное время производим товары с высокой добавочной стоимостью – это консервы, пресервы, сушеная продукция, большой ассортимент салатов с морепродуктами, и в ближайшее время начнем выпуск копченой рыбопродукции. Мы вышли на прямые поставки не только населению, но и на рестораны, кафе и другие места общественного питания, поставляем собственную продукцию в школьные и дошкольные учреждения.
– Получается, основными задачами было обеспечить население дешевой рыбой и продукцией глубокой переработки?
– Дешевой рыбы не бывает, поскольку за каждой рыбой на прилавке стоит немалый труд рыбаков, добывающих ее, и переработчиков, а их труд не должен оцениваться дешево. Бывает продукция по оптимальным ценам от производителя. Люди, как оказалось, действительно хотят покупать приморскую рыбу у местного производителя, это выяснилось уже в конце первого года работы. Мы добываем продукцию здесь в нашей подзоне Приморье и стараемся в кратчайшие сроки провести обработку или переработку и предложить ее потребителю. В настоящее время мы изучаем рынок, чтобы определить: какие еще дополнительные виды продукции из даров моря можно вывести на него.
К 2015 году процесс будет завершен, мы сегодня с уверенностью можем сказать, что опыт положительный. Мы уже начинаем получать некоторую отдачу, хотя, конечно, приходится все еще довольно много вкладывать, но сейчас мы уже знаем, что нужно делать. Мы хорошо вписываемся в модель современного рынка. К другим наработанным результатам можно отнести хорошо отработанную логистическую цепочку от нашего рыбозавода до торговых точек. Помимо торговых фургонов и павильонов, у нас существует еще и парк рефрижераторных машин. Созданы так называемые хабы – перевалочные пункты, на которых мы распределяем продукцию по направлениям на территории Приморского края. Хотя обычно у нас вся продукция с завода реализуется в течение 48 часов. На склад мы не работаем.
Мы надеемся, что скоро уже можно будет сказать, что в Приморье полностью реализована идея доставки от добытчика и переработчика до потребителя.
– В последнее время снова активно заговорили о рыбном рынке во Владивостоке. И хотя вы сами уже занимаетесь тем, для чего этот рынок предназначен, что вы думаете насчет перспектив его создания?
– Идея рыбного рынка не нова – всем жителям хотелось бы видеть место, где продается свежая продукция, выловленная в местных водах нашими рыбаками. Это, безусловно, стало бы не просто торговой точкой, но и некоторой достопримечательностью Владивостока. На мой взгляд, здесь уместно использовать опыт других рыбных держав. На рыбном рынке желательно наличие трех зон – это торговля для оптовиков, розничная торговля, а также сеть кафе и ресторанов, где из выбранной рыбы могут сразу готовить блюда. Обязательно наличие причала, куда могли бы приходить суда, ведущие прибрежное рыболовство, и сдавать на глазах у покупателей свои уловы. Для реализации такого проекта есть два пути: если это будут частные инвесторы, тогда с учетом очень высокой стоимости земли и желанием скорейшей отдачи, продукция не будет дешевой, либо не будет ограничиваться только продажей рыбы, и получится очередной торговый центр, а не рыбный рынок. Если мы говорим о том, что нам нужно создать специализированный рынок, где можно будет приобрести качественную свежую продукцию, то нам нужно поступить так, как это сделали власти Пусана, японских городов и т.д. Строится на муниципальные деньги или деньги бюджета страны, а участки либо сдаются в аренду, либо выкупаются компаниями. Должно быть обязательно ограничение – допускаться могут только те компании, которые добывают сами и перерабатывают продукцию. Никоим образом туда не должны заходить посредники, иначе это превратится в очередной рыбный сетевой маркет, который будет «отжимать» рыбаков по цене вниз, а поднимать цены для потребителей.
Если получится по второму варианту, то наша компания готова заходить на такой рынок. Искренне хочется, чтобы этот проект был реализован, рыбаки готовы поддержать его, но сейчас все зависит от власти.
На примере нашей компании положительный опыт достигнут, и реализовывать это можно примерно в таком же формате.
– С какими проблемами приходится сталкиваться в процессе реализации вашего проекта?
– Проблемы общеизвестные – это административные барьеры. В больших городах получить согласование на землю, на подключение коммуникаций очень сложно. Позиция власти понятна – территорий в черте города не хватает, нельзя, чтобы нагромождение маленьких магазинчиков портило облик города. Тем не менее власти понимают, что такая торговля нужна. Совместными усилиями с администрациями Владивостока и Артема нам удалось открыть населению доступ к качественной и недорогой продукции. Вопросы с другими службами, в том числе с ветеринарными и санитарными, конечно, также требуют внимания, но и они решаемы. Мы изначально вкладывались во всю цепочку: холодильники, рефрижераторные машины, собственная лаборатория на заводе. Хотя, на мой взгляд, расценки услуг контролирующих органов не всегда адекватны объему работы. Одно только ветеринарное сопровождение в конечные точки нам обходится дополнительно порядка 70-80 тыс. рублей в месяц. Притом что рыба, добытая нами менее 12 часов назад и уже обработанная, сразу поступает на прилавок. Контроль нельзя отменять, но его стоимость должна быть сопоставимой и с объемом работы структур, и с объемами производства, иначе все это отражается на цене конечного продукта.
– Насколько эти проблемы актуальны для вас сейчас?
– На сегодняшний день мы видим, что, наверное, пришло время, когда осознание необходимости в развитии торговли свежей продукцией напрямую от производителя к потребителю пришло и к власти, и к проверяющим структурам, по крайней мере, в Приморье. Два года назад, когда мы только начинали, было довольно трудно. А сейчас у нас уже есть опыт и наработки, что позволяет нам видеть перспективы развития.
Администрации края, городов и муниципальных районов, Россельхознадзор и другие относятся с пониманием к нашей деятельности.
– На недавно проводившемся в океанариуме заседании общественного экспертного рыбохозяйственного совета была представлена продукция приморских рыбоперерабатывающих предприятий. Ваша компания участвовала в выставке?
– Да, «Акватехнологии» там были представлены, причем сразу в двух форматах. Возле главного входа в океанариум стояли фургоны со свежей рыбопродукцией, как это реализуется во Владивостоке, а внутри здания вместе с товаром других местных производителей была размещена наша продукция глубокой переработки.
Как я уже говорил, мы работаем на нашем собственном сырье. Если это продукция из ламинарии, то это наша приморская ламинария, добытая в Приморской подзоне или выращенная аквакультурой, но также в Приморье. Немалая часть предприятий Владивостока и РФ работает на сырье китайского производства, которое напичкано различными ингредиентами, несовместимыми со здоровым образом жизни. Мы же специализируемся на том сырье, которое мы сами и добываем. Те рыбные ресурсы, которых у нас в подзоне Приморья нет, мы покупаем на Камчатке и Сахалине у проверенных добытчиков.
– Закон об обработке ресурсов на рыболовных судах на вас никак не отразился?
– Проблема была актуальна для Камчатки и Сахалина, и здесь я могу поддержать коллег. Рыба не признает границ, выловленная в «прибрежке» или ИЭЗ она должна быть обработана в кратчайшие сроки. Для судов, работающих в тех районах, где нет близко расположенных пунктов переработки, это очень важно. Рыбак сам должен решать, как ему обработать свой продукт и куда его везти. В любом случае: если добытчик везет продукт на экспорт, он платит экспортную пошлину, он платит массу сборов и налогов, которые все идут в бюджет государства или государственных структур различных уровней. Соответственно, никого он не обделяет, и тем более российского потребителя. Будет ли рентабельность от поставок на внешний рынок или на внутренний, решает сам рынок, а не рыбак. Рыбак не должен работать себе в убыток. В последнее время в СМИ периодически появляется ложная информация о том, что рыба в магазинах подорожала в разы от того, что кто-то всю ее везет на экспорт. Люди просто не хотят утруждать себя элементарным анализом российского рынка. А схема формирования цены там очень простая. Есть производитель, есть переработчик, есть посредник. На сегодняшний день именно в руках посредника сосредоточено все влияние на стоимость продукции. Я могу на полном основании утверждать на примере собственной сети рыбной торговли, что минтай или произведенная из него продукция в Российской Федерации употребляется в минимальных объемах, несоизмеримых с разрешенными объемами добычи. И ввезти на наш рынок 1 млн. тонн минтая - это значит половину выбросить, а половину отдать даром. Этого, что ли, добиваются те, кто говорят различные глупости типа того, что российский рыбак непатриотичен?
Наша компания ориентирована на внутренний рынок, потому что нам это выгодно. Нам даже не требуется переработка в море за счет того, что у нас есть предприятие, которое охватывает по своим возможностям всю подзону Приморья от Находки до Хабаровского края. Поэтому мы вкладываемся в увеличение мощности на нашем заводе в Каменке, мы вкладываемся в глубокую переработку, и как раз создание собственной сети позволяет нам получать прибыль, чтобы его реинвестировать в добычу и переработку. Мы работаем в подзоне Приморье, которая, как известно, не настолько богата ресурсами, у нас нет необходимости в большом количестве крупнотоннажного рыбоперерабатывающего флота.На мой взгляд, необходимо определять уникальные особенности каждого региона, чтобы получать максимальную прибыль от любого рыбохозяйственного бизнеса.
На сегодняшний момент у нас есть другая проблема – кадровый дефицит – как среди работников непосредственно добывающего флота, так и среди рыбопереработчиков. Мы даже вынуждены в период пика путины завозить на наш завод людей из Дальнегорска и других населенных пунктов. Россияне отвыкли от долгого и сложного труда, однако мы не используем труд гастарбайтеров.
– Вы упоминали, что у вас есть лаборатория на заводе. Чем занимаются ее специалисты?
– На любом мало-мальски серьезном производстве должна быть структура, которая самостоятельно проверяет качество выпускаемой продукции. Это не просто нормативное требование, это в первую очередь нужно нам самим. Мы должны быть уверены в качестве и безопасности нашего товара. Прежде чем сдать продукцию на сертификацию, мы десять раз сделаем необходимые анализы сами.
– Вы говорили о выпуске продукции глубокой переработки – консервов, пресервов и т.д. Это, безусловно, наукоемкая технология. Вы ведете сотрудничество с научными организациями?
– Мы с первых лет существования компании сохраняем очень близкие отношения с ТИНРО-Центром. Все наши продукты из анадары, корбикулы, спизулы и т.д. сделаны по технологиям его специалистов. Научный потенциал этого института колоссален, мы с благодарностью относимся к нему как к партнеру, и в дальнейшем планируем работу именно с ним.
И конечно, надо отдать должное тому, что нам удалось сохранить весь наш собственный кадровый технологический состав на самом заводе. Есть у нас и молодые работники, есть и ветераны производства, и вот этот симбиоз молодости и опыта дает нам возможность создавать качественную продукцию.
Константин ОСИПОВ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Октябрь 2013 г.