– Не так давно МГТУ расширился за счет Морского рыбопромышленного колледжа имени И. И. Месяцева и Архангельского морского рыбопромышленного техникума. Университет уже ощутил плюсы работы с новой структурой?
– Новая структура университета, объединившая в едином комплексе отраслевые образовательные учреждения среднего и высшего образования – это результат, на мой взгляд, очень продуманной и взвешенной государственной политики, проводимой Росрыболовством на протяжении последних лет. С точки зрения стратегического подхода, само создание крупных университетских научно-образовательных комплексов на базе учреждений среднего и высшего образования Росрыболовства мною рассматривается как логическое завершение очень важного этапа формирования непрерывной системы отраслевого профессионального образования, призванного обеспечить высококвалифицированными кадрами устойчивое развитие рыбного хозяйства страны.
Квинтэссенцией этого объединительного подхода является широко известное выражение «кадры решают все», и без сохранения системы профессиональной подготовки высококомпетентных специалистов говорить о развитии, тем более инновационном (наукоемком), просто невозможно. Не случайно в стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года среди приоритетных задач, наряду с развитием науки и технологий, отмечается подготовка квалифицированных кадров. Это наиболее актуально сейчас – в эпоху наукоемкой экономики, когда ключевыми факторами развития производства являются знания, интеллектуальная собственность и интеллектуальные способности человека. Мы видим, какой кадровый голод в инженерно-технических специалистах испытывают рыбохозяйственные предприятия. Более того, насколько быстро меняются профессиональные требования к специалистам как с технической точки зрения эксплуатируемого оборудования, так и самих знаний, которые в наше время очень быстро устаревают. Цикл обновления знаний становится все короче с каждым днем.
Поэтому переход от принципа «образование на всю жизнь» (learning on life) к «образованию через всю жизнь» (learning in life) – это не просто изящная фигура речи, это жизненная необходимость, продиктованная духом времени, необходимостью поддерживать личностную профессиональную конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. Сегодня у молодого специалиста буквально нет времени на раскачку. Он должен прийти после вуза и начать полноценно работать. Отсюда и все те новые требования к качеству профессионального образования, во главу которого поставлен компетентностный, практико-ориентированный подход, когда полученные знания закрепляются на практике и доводятся до необходимого уровня профессионального умения. Именно таких, можно сказать, прикладных специалистов от нас ждут работодатели.
Объединение средних и высших образовательных учреждений – это как раз то, что позволяет комплексно решать как организационные вопросы образовательного процесса (соблюдается принцип непрерывности и преемственности программ подготовки профессиональных кадров), так и сугубо оптимизационные, связанные с рациональным и эффективным использованием многообразных ресурсов. Главное – это профессорско-преподавательский персонал, тот самый человеческий капитал, который является интеллектуальным богатством любого вуза, ключевым фактором генерации и передачи знаний.
Говоря конкретно о Мурманской области, мы сталкиваемся с очень серьезным для региона вызовом – это демографические и миграционные процессы, которые совместно мультиплицируют снижение численности населения, включая и молодежь (рисунок 1).
Статистика фиксирует, что только за последние три года численность выпускников 11-х классов снизилась на 15%, с 4210 в 2011 г. до 3590 в 2013 году. И прогноз, к сожалению, также неутешителен, в 2014 году – 3330 выпускников, в 2015 году – 3200 выпускников, что составит 76% к уровню 2011 года или 26,6% к уровню 2000 года (рисунок 2).
Вторым негативным фактором для региона является растущий отток выпускников 11-х классов в столичные вузы (рисунок 3). За период с 2008 по 2012 годы их доля к общему количеству выпускников выросла с 27% до 44,4%. Получив образование в столичных вузах, молодые специалисты, как правило, уже не возвращаются в Мурманскую область.
Поэтому бесспорным дополнительным плюсом объединенной структуры МГТУ является более ранняя профориентация молодежи, что называется профессиональная «заточка», на морские специальности. Предоставляя возможность выпускникам 9-х классов поступать в наши рыбопромышленные колледжи, мы, с одной стороны, готовим специалистов для рыбной отрасли, с другой – формируем кадровый потенциал для будущего поступления на специальности высшего образования в МГТУ. На мой взгляд, это особенно важно для морских направлений подготовки, когда молодые люди, будь то юноши или девушки, что называется, с молодых ногтей врастают в морскую профессию. Без любви к морю настоящим моряком не стать, а когда, как не в молодости, зарождается самая крепкая любовь, которая живет с тобой на протяжении всей жизни. Как здесь не вспомнить слова народной поэзии, так точно и глубоко передающие простую человеческую суть бескорыстной любви к морю:
Ты прости,
родная, свою душу
Я отдал
вот этим кораблям.
Да,
наверно, проще жить на суше,
Но любовь
я к морю не предам.
Возвращаясь к обсуждаемому вопросу, хочу отметить, что в результате присоединения морских колледжей (ММРК, АМРТ) численность обучающихся в университете увеличилась более чем на 2 тысячи человек. Многие из выпускников колледжей продолжат обучение в МГТУ уже по программам ВПО.
Поэтому плюсы присоединения очевидны. Есть, конечно, и минусы. Но все они носят временный характер и касаются текущей деятельности, связанной с переходным этапом. Так называемая болезнь роста. Это вопросы организационного и методического характера, материально-технического обеспечения. Если говорить в глобальном для университета контексте, то необходимо объединить внутривузовское образовательное пространство в единую управляемую систему, которая в идеале должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех структур университета с целью обеспечения максимально возможного качества образовательного процесса на всех его уровнях. Управление сформированной системой призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для обучающихся.
Проще говоря, необходимо подтянуть общую организацию учебного процесса колледжей до университетского уровня, активно внедрять в систему СПО современные образовательные практики, включающие инновационные методы обучения. При этом мы отдаем себе отчет в том, что нам самим также есть чему учиться и что предстоит многое сделать в данном направлении.
Поэтому, для того чтобы синергетический эффект присоединения раскрылся в полной мере, предстоит еще очень многое сделать. В настоящее время ведется многоплановая работа, направленная на оптимизацию организационной структуры университета, в рамках которой мы переходим на централизованное обеспечение жизнедеятельности университета и колледжей по целому ряду направлений. Это касается создания единых служб бухгалтерского учета, контрактного, финансово-экономического, юридического, кадрово-правового обеспечения, службы информатизации и автоматизации, внутреннего аудита, служб административно-хозяйственного управления, включая управление имуществом. Ищем возможности для получения дополнительных доходов и снижения издержек за счет эффективного и рационального использования государственного имущества, внедрения энергосберегающих технологий, что с учетом нашей северной (арктической) специфики, когда девять месяцев в году отопительный сезон и шесть месяцев полярная ночь, является крайне актуальным. Одним словом, предстоит большая и очень интересная работа.
– Какие морские специальности высшего и среднего профессионального образования сейчас востребованы больше других? Собирается ли вуз вводить подготовку по каким-либо новым специальностям?
– По-прежнему наиболее востребованными морскими специальностями остаются судоводители, судомеханики, электромеханики, инженеры судового радиооборудования. И это вполне объяснимо. Этих специалистов больше всего задействовано в плавсоставе судов. Другой вопрос, сколько и как надо готовить таких специалистов, чтобы, во-первых, они отвечали современным требованиям работодателей, во-вторых, были в полной мере востребованы на рынке труда. Проблема эта очень большая и серьезная. Здесь переплетаются многие экономические, технологические, гуманитарные факторы, которые не всегда находятся в компетенции высшей школы.
Мы все больше вступаем в эру так называемых малолюдных технологий. И по мере того, как эпоха массового «человекоемкого» производства подходит к своему эволюционному завершению, все острее возникает вопрос, кого и как готовить. И здесь рыбная отрасль не является исключением. Давайте вспомним, что представляла собой Мурманская область 25 лет назад. В 1990 году вылов по Мурманской области достиг более 1,1 млн. тонн. Выработка пищевой рыбной продукции, включая консервы, составляла 696 тыс. тонн, из них на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях выпускалось 172 тыс. тонн. На территории области работало 12 добывающих и приемотранспортных флотов, три судоремонтных предприятия. Общее количество работающих на Северном бассейне судов рыбопромышленного флота составляло боле 1500 единиц.
Сегодня вылов рыбы в Мурманской области составляет около 650 тыс. тонн (в 2 раза меньше по сравнению с 1990 годом). На балансе мурманских предприятий осталось чуть больше 200 рыбодобывающих судов. Причем для того, чтобы выловить полностью годовую квоту, достаточно 60-ти судов. Несмотря на то, что судовладельцы значительные средства направляют на поддержание судов в хорошем техническом состоянии, сохраняется тенденция старения флота. Средний возраст судов – 25,4 года.
Поэтому, с одной стороны, технологический прогресс – это вектор развития, с другой – серьезный вызов, причем не только для рыбной отрасли, но и в целом для страны с точки зрения подготовки кадров.
В этой связи свою задачу на современном этапе мы видим в том, чтобы не просто готовить специалистов определенного профиля в соответствии с требованиями ФГОС, а выпускать высококвалифицированных специалистов под конкретный спрос, существующий на рынке труда. Причем, хочу на этом заострить внимание, я бы сказал так – компетентностно «заточенных» под запросы работодателей. На мой взгляд, это очень важно, особенно для плавсостава. Относительная узость рынка труда (по вышеперечисленным причинам) требует от вузов нового, можно сказать адресного, подхода при подготовке специалистов морского профиля. Для того чтобы закрывать отраслевые потребности в кадрах, мы должны научиться готовить, в прямом смысле, «штучный товар». Для этого очень важно налаживать долгосрочные отношения с рыбопромышленными предприятиями для обеспечения плавательной практикой наших курсантов, в том числе их закрепления, что называется, на перспективу за конкретными предприятиями и судами.
Не секрет, что молодежь сегодня не очень рвется в море, даже несмотря на достаточно высокие заработки на промысле. Моряки в среднем получают от 60 до 100 тыс. рублей в месяц, при том, что средний по региону заработок составляет порядка 40 тыс. рублей. Согласитесь, это совсем не плохо. Престиж морской профессии по сравнению с былыми годами упал. Многие получают диплом не потому, что планируют ходить в море, а из-за возможности учиться за счет бюджета бесплатно. Это тоже проблема, которую, на мой взгляд, надо решать на государственном уровне для рыбного хозяйства. Например, распространить практику выделения бюджетных мест для целевого набора на частные рыбохозяйственные предприятия (сегодня целевые места выделяются только для предприятий с государственным участием, которых в рыбной отрасли практически не осталось), которые имеют подтвержденные квоты и рыбопромысловые суда. Это позволит таким компаниям направлять на учебу в профильные вузы своих работников и представителей, которые гарантированно будут возвращаться обратно после окончания вуза.
Что касается новых специальностей, то здесь мы должны двигаться в векторе государственных, региональных приоритетов и рыночного спроса на кадры соответствующего профиля. В последние годы на государственном уровне принят ряд важных документов, направленных на создание условий для устойчивого развития рыбного хозяйства, среди которых «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 года». В числе государственных приоритетов стоит задача совершенствования отраслевого образования, повышение конкурентоспособности отраслевых учебных заведений. Поэтому наша университетская задача – сконцентрировать максимум усилий на качестве образования по всему спектру направлений подготовки. Особенно это касается морских специальностей. Готовить специалистов с дипломом о высшем образовании для биржи труда нет необходимости. Это не только контрпродуктивно, с народнохозяйственной точки зрения, но и дорого для государства и университета. Дилетанты с дипломом сегодня мало кому нужны. Интересует только качество. И в этом заключается банальная новизна современного периода развития страны и стратегия нашего подхода в подготовке кадров.
– В Мурманской области активно развивается аквакультура, в частности, форелевые хозяйства. Какое участие в этом принимают выпускники МГТУ? Пользуются ли рыбоводы разработками университета?
– Действительно, аквакультура – одно из самых динамично развивающихся направлений деятельности в рыбохозяйственном комплексе Мурманской области. В 2013 году предприятия региона произвели 22,9 тыс. тон товарной продукции, что более чем в 2,5 раза больше по сравнению с 2011 годом. В прогнозе к 2020 году достичь уровня 100 тыс. тон. За последние два года (2012-2014 гг.) объем государственной поддержки предприятий аквакультуры, которую правительство Мурманской области рассматривает в качестве перспективной точки роста экономики региона, увеличился более чем в четыре раза. Дальнейшее развитие рыбной отрасли – это создания крупных предприятий полного производственного цикла аквакультуры: от производства смолта и кормов до переработки произведенной продукции. Руководитель Росрыболовства Илья ШЕСТАКОВ в своем докладе на конференции в Мурманске, посвященной развитию аквакультуры, также очень акцентировано обратил внимание на большой потенциал нашего региона по развитию аква- и марикультуры.
Очевидно, что за всем этим стоит большой спрос на профессиональные кадры прямого (ихтиологи, рыбоводы) и смежного (технологи, микробиологи, биологи, биохимики, пр.) профилей. Поэтому мы сегодня с удвоенной силой включились в решение задач кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей отрасли и региона. Причем здесь очень важно комплексно подойти к решению задачи, создать систему непрерывной многоуровневой подготовки, включая бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. В настоящий момент нами уже отработаны программные модули, когда выпускники-бакалавры по направлению «Биология», начиная с 2014 года, смогут продолжить свое образование по магистерской программе «Гидробиология и аквакультура». Готовим к открытию новое направление – «Биоресурсы и аквакультура». Кроме того, выпускникам МГТУ предоставляется возможность (в рамках международного сотрудничества) продолжения образования в магистратуре в Норвегии (Буде, Нурландский университет) по направлению «Аквакультура и биоразнообразие». После окончания магистратуры они будут еще более востребованы рыбоводческими компаниями региона, т. к. Норвегия является сегодня признанным мировым лидером в области технологий выращивания форели и атлантического лосося.
Вместе с тем следует отметить, что, начиная с 2012 года, мы начали подготовку на базе ММРК имени И. И. Месяцева по программе среднего профессионального образования ихтиологов-рыбоводов. Таких студентов на сегодняшний день учится в ММРК 8 человек. Предпосылкой данного решения стали обращения руководителей компаний «Русское море» и «Русский лосось», заявивших о потребности в специалистах под растущий объем производства. Поэтому все 8 человек уже «расписаны» по рыбоводческим хозяйствам области.
Таким образом, в течение ближайших лет мы сможем значительно сократить потребность в кадрах этого профиля, причем не только для предприятий, осуществляющих товарное рыбоводство, но и для научно-исследовательских организаций, обеспечивающих научное сопровождение этого вида деятельности. Главное, чтобы молодые люди поступали на эти специальности. Но это уже другой вопрос.
Что касается научного сопровождения данного вида деятельности, то хочу отметить, что научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов кафедры биологии напрямую связана с изучением проблематики выращивания аквакультуры в условиях Кольского Заполярья. Проведение в научных целях комплексных исследований акваферм и аквакультур, работа с форелевыми фермами, семужьими хозяйствами, рыбзаводами происходит на системной основе. На кафедре микробиологии и биохимии университета проводятся исследовательские работы в области биохимической оценки состояния культивируемых рыб лососевых пород. Поэтому такая работа ведется.
– Расскажите, пожалуйста, о научной деятельности университета. По каким направлениям МГТУ сейчас проводит исследования? В чем вы добились наибольших успехов?
– Научная деятельность университета ведется по различным направлениям, исследуются актуальные вопросы в области биоресурсов и минеральных ресурсов акватории Арктики, региональной экономики. В аспирантуре МГТУ осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров по 36 научным специальностям. Результаты исследований отражены в монографиях, научных публикациях, патентах на изобретения. Если говорить об успехах в научной сфере, то к ним можно отнести победы на Московском международном Салоне изобретений «Архимед-2013», на Всероссийском конкурсе научно-технического творчества молодежи НТТМ-2013, на традиционной выставке «Море. Ресурсы. Технологии», на международной выставке «SevTec-2013», Диплом Европейского качества (Diploma di Merito) и золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты (кафедра микробиологии и биохимии), победа во всероссийском конкурсе «Инженер года» трех наших ученых. Этот перечень можно продолжить, но подобные достижения имеются в копилке заслуг любого вуза. Сегодня, планируя перспективы научной работы, мы делаем акцент на укреплении сотрудничества университета с ведущими научными организациями, такими, как институты КНЦ РАН, ПИНРО, и др. Подписаны договора о создании филиалов университета на судоремонтном заводе «Нерпа» и на 35-м заводе судостроительной корпорации «Звездочка». В этих филиалах будут проходить обучение студенты, курсанты и аспиранты. Это позволит им совмещать учебу с работой на крупных промышленных предприятиях региона. Кроме этого, действующие специалисты смогут пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. Там также будет вестись и научно-исследовательская работа. Например, кафедра технологии металлов и судоремонта уже заключила договоры с СРЗ «Нерпа» и 35-м СРЗ на выполнение различных хозяйственных работ по совершенствованию технологий судоремонта. Сегодня Арктический научно-исследовательский центр университета плотно занимается нефтегазовой тематикой. Это очень перспективное и важное для университета направление.
– Не испытывает ли вуз трудностей с финансированием? Хватает ли средств на реализацию всех проектов и исследований?
– Начиная с 2012 года все федеральные государственные бюджетные учреждения, в том числе и наш университет, перешли на финансирование в форме субсидий на выполнение государственного задания. За это время мы прошли апробацию нового механизма финансового обеспечения. Учитывая техническую направленность ВУЗа и необходимость соответствовать современным требованиям образовательных стандартов, университет должен постоянно обновлять лабораторную базу, приобретать дорогостоящее современное оборудование для подготовки морских специалистов, высококлассных инженеров.
Подготовка по магистерским программам предусматривает увеличение доли учебного времени на проведение экспериментальных работ и исследований, что также требует дополнительных средств на обновление и модернизацию учебно-лабораторного комплекса. Кроме того, следует учитывать и географическое расположение университета, что влечет существенные коммунальные затраты. Отопительный сезон в условиях Заполярья длится 9 месяцев. В настоящее время, к сожалению, региональный фактор для учебных заведений, находящихся в районах Крайнего Севера, при распределении субсидий не учитывается. Основные здания МГТУ 1946-1958 годов постройки, и они требуют значительных капитальных и текущих затрат на их содержание, включая плановые ремонты и противопожарные мероприятия. Университет вынужден оплачивать большую часть вышеуказанных расходов за счет внебюджетных средств, что увеличивает себестоимость платных образовательных услуг. И такие примеры можно приводить до бесконечности. Я уверен, что перечисленные проблемы присущи всем нашим ведомственным университетам. Так как мы все вышли из одной эпохи.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу следующее. В формате текущего функционирования бюджет университета сбалансирован, т.е. все расходы покрываются теми доходами, которые поступают по лини бюджетных субсидий и внебюджетных источников. Но в таком объеме их крайне не хватает для развития. Техническое образование – это дорогое удовольствие с точки зрения лабораторно-стендового, тренажерного обеспечения образовательного процесса, которое должно соответствовать требованиям и уровню технического вооружения современного производства. Да и основные фонды требуют серьезных вложений, износ которых в целом по университету составляет почти 70% (на конец 2013 года). Утверждать, что денег хватает, наверное, было бы не совсем правильно. По нашим расчетам, для того чтобы сформировать бюджет развития, необходимо дополнительно порядка 50 миллионов руб. ежегодно – для вложения в комплексное развитие материально-технической базы университета. Поэтому мы сегодня находимся в поиске дополнительных источников доходов, нам представляется перспективным механизм целевых фондов (эндаумент-фондов), энергосервисных контрактов, лизинга. Будем работать и в этом направлении.
Подводя итоги обсуждения, хочу подчеркнуть следующее. Сегодня важно не просто не стоять на месте или двигаться по течению – этого мало. Надо, двигаясь вперед, постоянно поддерживать определенный темп. В противном случае может наступить так называемый «эффект велосипеда», когда вроде еще двигаешься, но уже петляешь и все равно падаешь, так как не хватает скорости. Никогда не останавливаться на достигнутом – вот наше кредо!
Алексей СЕРЕДА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Август 2014 г.