Интервью

11 октября 2008 года
Валерий ШЕГНАГАЕВ

В перспективе – промысел в открытом океане

Валерий ШЕГНАГАЕВ, Председатель совета директоров рыболовецкого колхоза «Восток-1»

Рыболовецкий колхоз «Восток-1» готовится работать в открытом океане. Об этом в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» заявил председатель совета директоров «Восток-1» Валерий ШЕГНАГАЕВ.

Справка:

Валерий Шегнагаев работает в рыбной промышленности более 40 лет.

В середине шестидесятых годов, после окончания Дальрыбвтуза, был распределен в Находкинскую базу активного морского рыболовства. Начинал мастером добычи на промысловых судах. Старший мастер добычи, флагманский инженер добычи, начальник экспедиций, начальник планово-производственного отдела, главный инженер. Затем работал заместителем начальника в Преображенской базе тралового флота, возглавлял отдел промышленного рыболовства в «Дальрыбе».

Награжден знаком отличия «Почетный работник рыбного хозяйства». В 2000 году удостоен номинации «лучший менеджер России».

- Валерий Харитонович, что подтолкнуло Вас задуматься над воплощением в жизнь нового проекта работы в открытом океане?

- Немножко истории, для того чтобы было понятно происходящее.
ЗАО рыболовецкий колхоз «Восток-1» был образован в 1991 году. В отличие от общепринятой практики приватизации в начале 90-х годов, колхоз в своих фондах не имел и не имеет ни копейки государственных средств.

Сейчас это никому не интересно, но мы гордимся этим, так как в 1991 году мы были первым предприятием рыбной промышленности, образованным таким образом.
Мы имели в активе интеллект и профессиональный опыт, не реализованный в советские времена, умение из проблем рыбной промышленности того периода извлечь выгоду даже на заведомо нерентабельных промыслах и производствах.

Это позволило уже в 1992 году оказать материальную помощь ТИНРО, испытывавшему финансовые проблемы в связи с кризисом банковской системы. С апреля по октябрь ежемесячно колхоз выделял ТИНРО по 10 миллионов рублей в месяц практически безвозмездно, с материальной точки зрения. Общая сумма финансирования составила более 62 миллионов рублей. И это с учетом того, что до 22 августа 1992 года 1 рубль стоил 0,52 доллара США.

Это стало возможным благодаря тому, что в том году было арендовано 83 российских судна и 8 иностранных судов-переработчиков. Как вы сами понимаете, аренда такого огромного количества флота предполагала масштабные операции по промыслу, равные по объемам деятельности средней базе флота. Нужен был авторитет, нужно было, чтобы люди и руководители предприятий, у которых мы арендовали флот, поверили в нас. Они поверили и не прогадали. Помимо материальной выгоды доверившиеся нам руководители получили неоценимый опыт извлечения прибыли, казалось бы, из простых и известных явлений, существовавших в промышленности.

Очень большое значение и тогда, и сейчас мы придавали важнейшему вопросу: «роль заработной платы». Этот вопрос и был основной составляющей успешной работы предприятия, люди получали достойное вознаграждение за свой труд.
Но затем, в начале века, появились факторы, которые продиктовало государство. Аукционы на лимиты, когда подставные «казачки» взвинчивали цены, что явилось причиной банкротства многих предприятий.

Затем, когда высосали все резервы предприятий на аукционах, установили плату за ресурсы, причем по принципу «плати вперед».
Колхоз «Восток-1» до 2001 года имел, скажем без всякой ложной скромности, славную историю, характерной чертой которой являлся уровень вознаграждения за труд. Простой матрос получал в среднем 3 тысячи долларов в месяц, при этом предприятие оплачивало за него установленную долю подоходного налога государству. Плюс – постоянное развитие и движение вперед.

После проведения аукционов и последующего установления платы за лимиты стало трудно сводить концы с концами, и в первую очередь это ударило по заработной плате рыбаков. Началось снижение, начался отток кадров, они стали искать лучшее. Уходили, затем возвращались, короче, началась самая настоящая смута. Результат – банкротство многих компаний, прекращение промысла глубоководного краба, уход кадров из промышленности вообще.
Посудите сами, плата за лимиты увеличила расходы на 1 выловленную тонну краба японикуса в два раза.
Мы выдержали, но ценой этому явились долги на уровне 18 миллионов долларов, и это при том, что до 2001 года мы не пользовались кредитами вообще. Развивались, для решения новых вопросов промысла и производства довели состав флота до 15 единиц.
Были введены в состав совета директоров в 1995 году Ширяев Евгений Дмитриевич, в 1996 году Котляр Николай Исаакович. Это дало дополнительный и очень высокий интеллектуальный потенциал колхозу.

И в 2001 году советом директоров было принято решение активизировать подготовку к выходу в открытый океан, что предполагало отсутствие оплат за квоты, тем самым мы стремились поднять уровень заработной платы до прежнего уровня.
Мысли о работе в открытом океане у нас были еще со времен молодости. В конце 60-х и в 70-х годах Николай Исаакович, будучи начальником БАМРа, и я, главный инженер, отвечающий за развитие и перспективу предприятия, имели плотные контакты с военной гидрографией. В те времена дальневосточное управление находилось в Находке. Эти контакты нам дали очень многое, поэтому БАМР и был первым в освоении районов, находящихся в открытом океане. В 60-е годы был открыт Ванкуверо-Орегонский район, выловы хека, угольной рыбы, окуня составляли там до 20 тысяч тонн в сутки.
Рыба пристипома, или кабан-рыба, которую ловили, называем условно, на Императорском хребте, проходящем по дну Тихого океана, в районе 500-600 миль от Гавайских островов, также фактически был открытым океаном. Уровень выловов там был тот же.
Сюда же можно отнести и район, условно названный районом Кергелена в Антарктике, с выловами нототении, сквамы, ледяной щучки до сотни тонн в сутки на судно.

Также в Антарктике вели добычу криля.
Между приантарктической зоной и Новой Зеландией расположен район, который освоили и эксплуатировали вплоть до начала 90-х годов.
Можно перечислять и дальше, например, промысел скумбрии в открытом океане у восточных берегов Японии, освоение скумбрии и ставриды в ЮВТО (юго-восток Тихого океана) и так далее.

Как видите, опыт был, и всему описанному в части освоения новых районов положили начало суда БАМРа, которым мы тогда руководили. В то время мы основывались на данных не столько науки, сколько данных военной гидрографии и на выработанном в результате освоений районов практическом опыте и интуиции.
Как говорилось выше, совет директоров принял решение активизировать выход в открытый океан.

- Чем отличается работа в экономической зоне от работы в океане и что означает активизировать?

- Это означает:

1. Наличие информационной базы и построение принципов промысла на основе информационных источников. Затем анализ с применением интуиции и предыдущего опыта освоения океана.

2. Работа в открытом океане предполагает работу на больших глубинах и в основном ловушками и донными и придонными ярусами среднетоннажного флота. Нужно осваивать большие глубины.

3. При работе в открытом океане очень большие потери времени из-за непогоды. Исходя из старого опыта они доходят до 30-40% календарного времени.

4. Наличие рынка сбыта для возможных объектов промысла.
Вот основные требования, для того чтобы выйти в океан.

- Можно ли подробнее пояснить каждый пункт.

- Вообще-то все это в комплексе является ноу-хау. Поэтому расшифрую в пределах возможного и так, чтобы не принести вреда предприятию.

Пункт 1.

Подготовка этого вопроса была поручена Н. И. Котляру и Е. Д. Ширяеву.
За 2001-2005 годы были исследованы:

- Материалы ПИНРО, АтлантНИРО. К сожалению, у ТИНРО подобных материалов нет.

- Исследовано более 2 тысяч иностранных информационных и научных источников.

- Опрошено несколько десятков физических лиц, видевших, слышавших и знающих.

- На основании данных материалов к середине 2005 года была отработана концепция выхода в океан, в районы будущей работы. Могу в этом плане сказать, что концепция предполагает практически неограниченную работу по промыслам глубоководных крабов с возможным выловом около 10 тонн в сутки. Предполагаемые концентрации краба дают возможность работы на двух-трех порядках вместо обычных 5 порядков в сутки, что даст значительную экономию по топливу. И при отсутствии платы за квоту общая расходная часть судна на промысле может быть уменьшена примерно на 50%. Сэкономленное будет направлено на развитие (строительство судов) и увеличение заработной платы экипажам.

Отработаны принципы смешанных вариантов добычи и обработки рыбы по разделению: дорогая и относительно дешевая, но массовая.
Дорогостоящие виды – глубоководные палтусы, угольная, окунь, солнечник, нототения, seabass, предположительные выловы 10-15 тонн в сутки – это точно, могут быть и гораздо больше, но утверждать этого не могу. Относительно дешевая рыба – типа макрурус, но в значительных количествах, около 30 тонн в сутки.

Раскрою примерную технологию на примере, который можно и опубликовать, потому что так уже работают иностранцы.
Это уже из истории новейших изысканий такого рода.
1999 год. Банка Кобе. Расположена напротив залива Хуан-де-Фуко, район, прилегающий к США и Канаде, расстояние 260 миль, т.е. за экономической зоной США и Канады.

Суда ВБТРФ, РМКТ «Механик Ковтун» и «Стимул». Вылов, в прямом смысле, прекрасного окуня тралом составил в среднем 60 тонн в сутки. Работа сложная на «пиках». Заместитель председателя правления колхоза С. В. Башкатов, тогда работавший страшим помощником «Стимула», поработавший в колхозе капитаном на «Острове Ионы», считает, что по тем записям и приобретенному на «Ионе» опыту ярусного глубоководного промысла проблем с промыслом не будет. Работа придонным ярусом, по его оценке, дала бы значительно большие тонны вылова, но вопрос даже не в вылове. А в возможностях обработки: реально можно было бы выпускать окунь неразделанный в мороженом виде на среднетоннажном судне на уровне 15-18 тонн, а это 150-180 тысяч долларов товарной продукции в сутки при затратах 4-5 тысяч в сутки. Вот что значит промысел в открытом океане. И даже 15-18 тысяч – весьма успешный результат.

Куда именно будем выходить, как вы понимаете, намерений афишировать нет, так как все это стоило много времени и средств, но партнерам будем предоставлять такую информацию бесплатно, другим – на определенных условиях.

Условия, к примеру, могут быть такие.
Продажу выпущенной продукции осуществлять через нашего агента Global Seafood Corporation с целью недопущения ухудшения рынка. Эта компания возьмет свой процент. Мы возьмем свой, за ноу-хау, называемое «открытый океан». Много брать не будем, думаю, договоримся, но это даст возможность вести более рациональный, с точки зрения экономики, промысел. В одиночку в океане не сработаешь, нужна будет небольшая экспедиция в количестве 5-7 судов, тогда это будет взаимовыгодно.
Имеет место, пожалуй, и самый главный вопрос – вопрос престижа державы: одно судно есть одно судно, но если будет несколько судов под российским флагом, тогда руководителям Минсельхоза будет легче закрепить за Российскими рыбаками освоенную акваторию открытого океана. Так что, пожалуйста, в партнеры принимаем, но за вход следует заплатить, для того чтобы нам компенсировать свои расходы. Ниже покажу, за что именно следует платить, а предприниматели пусть сами сообразят, стоит это делать или нет.
Учитывая то, что прорабатываемые нами вопросы имеют государственную важность – экспансия России в мировой океан – высказываемые идеи согласовали и получили одобрение в Минсельхозе у заместителя министра Владимира Абдурмановича Измайлова. У председателя комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Геннадия Васильевича Кулика. И во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров у Юрия Ивановича Кокорева.

Встречи со стороны колхоза провел Председатель Правления Наставшев Сергей Михайлович и член Совета директоров Передня Александр Александрович.
Смею уведомить о том, что благодаря работе Николая Исааковича Котляра и Евгения Дмитриевича Ширяева мы имеем достаточно информации для выхода в океан.

Пункт 2.

Было поручено Правлению колхоза следующее.
Учитывая, что глубоководный промысел для предприятия, как и для большинства других предприятий России, представлял белое пятно, были приняты соответствующие решения по его освоению.
По данным информационных источников, глубоководный краб является наиболее массовым объектом. Вообще крабовое сообщество в мировом океане наиболее многочисленное и повсеместно распространенное. Особенно глубоководный краб типа японикус и ангулятус. В частности, перед глазами имеем пример Японии и Южной Кореи, которые успешно ловят его на протяжении семи десятилетий.

Что касается многочисленности крабового сообщества, могу сообщить, что Китай, в общем-то континентальная страна, имеющая сравнительно небольшие прилегающие водные акватории, ловит в год 556 тысяч тонн краба, что больше вылова всех вместе взятых стран, работающих на крабе. Вот что значит неконсервативный подход к решению проблем. Основа – краб плавунец, он стоит в нише ценностного выражения вместе с глубоководным крабом. Китайцы решили проблему рынка, направляя его на выемку мяса, которое экспортируют в США и Японию. Только в США поставляется 11 тысяч тонн крабового мяса.
Мы имеем информацию, где ловить глубоководного краба в открытом океане на глубинах 800-1400 метров. Но нужно было научиться его ловить.
Поэтому в 2001 году Правление колхоза экипировало одно судно.
В 2002 году перевели на промысел краба все три краболова-процессора, затем дооборудовали еще три и одну плавбазу.
Сейчас мы имеем семилетний опыт работы глубоководного промысла краба. Т.е. приспособленную для этого технику, тактику и стратегию промысла и, главное – технологии, которые приняты на рынках США, Тайваня, Гонконга.
То же самое по освоению глубоководного промысла рыбы. Мы имеем 5 летний опыт освоения макруруса, который постепенно набирает цену на рынке и вскоре должен заменить или дополнить привычный минтай.

Сейчас можно сказать: резкий поворот в сторону глубоководного промысла дал нам неоценимые плюсы, повторюсь, – кадры, технику, тактику промысла и его стратегию.
С этими задачами правление справилось успешно. Общие затраты на освоение оцениваем в сумму примерно 10 миллионов долларов, так как пришлось преодолевать много неизвестного, а это не всегда удавшиеся эксперименты и затраты на освоение рынка.

Пункт 3.

Промысловые потери по метеорологическим условиям.
В открытом океане неизбежна потеря 30-40% календарного времени.
Мы понимали это и пошли по пути строительства судна, которое бы могло работать в любую погоду. Такое предложение поступило к нам от норвежцев при строительстве в Испании ярусолова «Восток-1» еще в 1996 году. Тогда они построили первое головное судно такого типа. Мы не спешили. Сейчас, когда в Норвегии построено три таких судна и они успешно работают в Антарктике, осуществляя идею «открытого океана», можно и нам заказать такое судно.
У судов такого типа нет недостатков, единственное – они очень дороги. Но это окупаемый недостаток, так как предоставляется возможность вести промысел в любую погоду посредством так называемого лунного бассейна. Проще говоря, это островок спокойной воды в днище судна при бушующем море. Сказано просто, но на самом деле, это сложнейшее инженерное сооружение.
Поэтому в 2004 году, когда мы приобрели опыт по глубоководному промыслу, заказали подобный проект лучшей инженерной компании Норвегии, компании «Скипниекс». Они сделали нам проект согласно нашим условиям в результате наработанного опыта глубоководного промысла.
Поэтому на сегодня можно констатировать факт наличия проекта судна, приспособленного для работы в океане. Сейчас решаем вопросы строительства.

Пункт 4.

Рынок глубоководного краба.

Учитывая то, что крабовая продукция дороже рыбной продукции, также учитывая многочисленность крабового сообщества на больших глубинах, учитывая, что в океане это еще не тронуто, сконцентрировались на изучении рынка глубоководных крабов.
Нет секрета, что колхоз «Восток-1» остался единственным предприятием на Дальнем Востоке, ведущим глубоководный промысел краба в полную силу, как и в прежние годы.
Материальная цена вопроса внедрения глубоководного краба в США оценивалась уровнем долгов, приобретенных в 2004-2005 годах. Подробности опишу ниже. На начало 2006 года долги исчислялись 18 миллионами долларов, из них самые страшные – поставщикам 11 миллионов и 7 миллионов кредитных.

Причины известны.

Это прежде всего издержки по освоению рынка. Введение платы за квоты. Повышение цены топлива в 2005 году, в том числе и в результате разрушений в США от ураганов в 2005 году.
Выдержали это тяжкое бремя, в 2006 году ликвидировали 8 миллионов долгов. Сейчас имеем 10 миллионов, и имеется реальная предпосылка, что отдадим в этом году еще 8 миллионов. И прослеживается твердая тенденция, что в 2008 году будем жить, как жили ранее, до освоения глубоководных промыслов краба и рыбы – без кредитов.
Следует с сожалением констатировать, что в результате больших издержек промысел глубоководного краба практически все предприятия Дальнего Востока прекратили.
Единственное положительное в этом явлении было то, что сейчас на рынке США мы остались одни, поэтому смогли без помех регулировать маркетинговую политику. За период 2006 года мы добились наивысших цен по всем градациям и в начале 2007 года установили фиксированные цены по верхней шкале. В результате фиксирования цен получили заказы, которые мы даже не можем удовлетворить и переносим их на 2008 год.
Существовала проблема мелкого краба, и из-за этого не могли приступить к осуществлению идеи «открытый океан», но наши специалисты провели очень большую работу и сделали, можно сказать, открытие.
Дело в том, что, возможно, в океане будут преобладать мелкие градации краба, которые не имеют особого спроса на рынке США.
Поэтому мы пошли по пути китайцев, по пути обработки краба на мясо, как они сделали по крабу-плавунцу.
Существует несколько групп крабов, разделенных по весу. Это мороженые секции менее 3 унций, 3/5 унции, 5/8 унции, 8/10 унции и свыше 10 унций (унция 28 граммов).
Каждой группе соответствует определенная цена. Разница между градацией менее 3 унций и 5/8 унции почти в два раза. Тогда как выход мяса из одной единицы мороженых секций, к примеру из 1 кг, получается одинаков – 40%. Дело в соотношении толщины панциря мелких групп к крупным, у мелкого краба он тоньше, и от этого получается такой эффект. Это явилось открытием, которое сделали наши специалисты.
Это позволяет говорить о том, что при направлении мороженого краба на выемку мяса можно получить эффект увеличения цены мелких групп до уровня крупных групп. При ранее затруднительной реализации мелких групп, причем по низкой цене, это позволяет поднять рентабельность производства краба почти на 30-40%.
Такой высочайшего уровня маркетинг как краба, так и рыбы – позволил реально рассматривать вопросы работы в открытом океане.
Мы знали, что в открытом океане будет достаточно много мелкого краба, и нас сдерживало именно то, что не определен рынок и достаточная цена, для того чтобы окупить затраты.
Наши специалисты побывали в Китае и продемонстрировали возможности глубоководного краба, для того чтобы при направлении краба на мясо достичь равности цен крупного и мелкого крабов.

Все то, что перечислил выше, влияющие факторы, для того чтобы двинуться вперед, по пути освоения открытого океана.

Вот такие наши дела по перспективе и осуществлению идеи «открытый океан».

- Благодарю Вас, очень содержательно, понятны цели и дела по осуществлению намеченных целей. Получается, что это была долгосрочная программа.

- Да, это так.
Конечно же, ранее так подробно я не говорил и своих идеях даже в коллективе предприятия, потому что многое было практически нереальным, особенно освоение рынка глубоководных крабов. Свободных ниш в маркетинге нет, тем более на консервативном рынке США. Были у нас и успехи, и буквально страшные неудачи в 2003 и 2005 годах, когда зависало продукции на суммы около 10 миллионов долларов. Но стояли до последней возможности, и получается, выстояли. Сейчас с полной уверенностью можно сказать, что рынок освоен, и, главное, нашли свою нишу и мелкие градации краба. Поэтому можно разворачивать операции в океане.

- Как Вы будет осуществлять финансирование строительства судов, и где, и как строить?

- Очень резонный вопрос.
Начнем со строительства. Мы имеем опыт и кадры, которые осуществляли строительство в Южной Корее трех уникальных судов-ярусоловов в 2001-2002 годах. Эти суда прекрасно зарекомендовали себя во всех отношениях.
Теперь относительно строительства нового судна с лунным бассейном или аналогом ему.
Корпус желательно строить в России. Завод «Звезда» умеет это делать, но нужно, чтобы завод дал гарантии по срокам и отделил его строительство от военных заказов. У нас уже была практика переоборудования трех судов на «Звезде». Так вот, эти три судна «реконструировались» 8 месяцев. Причина – как только появляется военный заказ – работы на наших судах останавливали.
Можно построить корпуса в Южной Корее, но для этого нужны партнеры, так как там можно заказать только серию судов. Мы реально оцениваем свои возможности и считаем, что можем одолеть только одно судно в год. Поэтому ищем 3-4 партнеров по строительству. Надеемся на вмешательство и помощь государства.

Или возможен один партнер, который мог бы инвестировать полный проект из серии в 5 судов.
Последнее – самое интересное.
Мы можем продать партнеру 30% акций, что составляет блокирующий пакет, и на эти средства строить серию из 3-5 судов. Эти средства явятся основными, затем инвестор добавляет свои средства соотносительно своего процента владения акциями.

- Как оценивается пакет 30% акций?

- Даже без учета перспектив, которые изложены в этом интервью, и наличия огромных долгов на тот момент, 28 ноября 2005 года я имел встречу с господином Ellert Vigfusson, вице-президентом компании ICELANDIC. Это огромная исландская компания, специализирующаяся на переработке рыбы и морепродуктов. Годовой оборот 2 миллиарда долларов.
Их предложение – покупка всего предприятия. Я их не принуждал, они сами оценили и назвали сумму покупки всего предприятия – 98,6 миллиона долларов США. Это без учета перспектив. Цена 1% была 986 000 долларов США. С учетом перспектив, увеличения цены на краб и рыбу, планируем продажу блокирующего пакета по цене 1% акций за 1 миллион долларов США. Основным интересом в покупке компании явились тогда имеемые лимиты и чистота предприятия. Имеется в виду то, что мы никогда не шутили с лимитами, в этом просто не было нужды, так как не выбираем своих. Ранее покупали лимиты на аукционах из расчета плюс 40% от возможностей флота для возможности строительства нового флота, и это без учета выхода в океан.
Тема «открытый океан» добавляет предприятию огромные возможности и, естественно, позже, по получению первых результатов, состоится переоценка стоимости акций в сторону увеличения.
В цене учтено повышение цен на продукцию. Учтено то, что освободились от дел и сопутствующих им основных фондов, которые были перспективны, но мы не смогли их решить. К примеру, продали флотилию малых судов с «Влад Орион», тральщик РТМ «Серену», этим самым ушли от несвойственного и очень дорогого тралового промысла. В результате сразу получили экономию и в дальнейшем планируем ежегодное получение прибыли на уровне 6 миллионов долларов.

Подаем как состоявшийся факт то, что уменьшили долги в 2006 году на 8 миллионов. В 2007 году ликвидируем все кредитные долги и на 2008 год и последующие годы, даже без океана.

- Хочу задать вопрос по Вашим благотворительным программам, которые Вы самостоятельно организовали и осуществляли еще в 1996 г. Вопрос – не прекращали ли Вы эти программы? Ведь предприятие находилось в крайне тяжелых условиях.

- Не прекращали, но и не афишировали это, потому что дела благотворительности не афишируются.
Эти действия мы оцениваем как добровольную социальную нагрузку и свой долг перед обществом и Россией.
Если вас интересуют подробности, то могу сообщить, что поддерживаем тот же уровень помощи.
Три благотворительных центра ежедневно, начиная с 1996 года и по сей день, готовят обеды для 200 маленьких приморцев, рыбаки помогают одеждой, оказывается психологическая помощь. Это дети из неблагополучных семей и даже беспризорники.
И дело не в масштабах и значительности материальной помощи. Дело в том, что за десятилетнюю историю существования центров сотни приморских ребятишек, оказавшихся в тяжелой ситуации, поняли, что они не одиноки.

Что существует в этом мире и доброе отношение к людям и кроме моральной грязи, которой они коснулись в самом начале своей жизни, существует светлое и благородное, к чему им, только начинающим свою жизнь, следует стремиться. И такой пример им подавали работники наших благотворительных центров и наши рыбаки.
Сейчас многие из них самостоятельные, взрослые люди, и мы очень надеемся, что те зерна добра и участия, которые они получили у нас, перенесут на других людей, на свои будущие семьи и не допустят того, что случилось с ними, в этом основной смысл того, что делаем.

Не прекращали работы благотворительных центров, потому что это не вопрос экономики, а вопрос морали и здоровья нашего общества, а как вы знаете, на здоровье не экономят.
Да и люди мы выносливые и помним привычки прежнего общества: сначала «создавать трудности», а затем их «доблестно» преодолевать. Нам искусственно создали эти самые трудности, а мы хоть и с трудом, но преодолели их. Верили, и вера в сочетании с тяжким трудом и упорным движением вперед очень помогли нам.

Справка.

Сегодня в ЗАО рыболовецкий колхоз «Восток-1» трудится более 500 человек. На балансе предприятия находится 11 судов, – 4 краболова и 7 предназначенных для ярусного промысла. Основными объектами добывающего флота колхоза являются все промысловые виды крабов, минтай, синекорый и белокорый палтус, окунь, треска и др. В перспективе – увеличить промысел макруруса. Каждое промысловое судно колхоза имеет индивидуальный сертификат, позволяющий изготовленную на его борту продукцию поставлять напрямую за рубеж. Продукция «Востока-1» пользуется большим спросом на рынках США, Японии, Кореи, Китая, Тайваня и ряда стран Европы.
Годовое производство товарной продукции предприятия составляет несколько десятков тысяч тонн морепродуктов. Устойчивое финансовое положение позволяет ежегодно расходовать средства на обновление и модернизацию флота, финансировать различные научные исследования.

Ксения ПИСАРЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»