Интервью

10 марта 2015 года
И.о. начальника Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Виктор ДОРОГАН

Основная причина аварийности – низкое качество подготовки экипажей

Виктор ДОРОГАН, И.о. начальника Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ

В прошлом году с российскими рыбопромысловыми судами произошли 32 аварийных происшествия. В большинстве случаев помощь рыбакам оказывали специалисты Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ. Они освобождали винты от орудий лова, устраняли течи, буксировали суда в укрытия. И.о. начальника отряда Виктор Дороган отмечает, что обеспечение безопасности на море зависит прежде всего от самих рыбаков, качество профессиональной подготовки которых в последнее время оставляет желать лучшего.

Рыбодобывающий флот Дальневосточного бассейна ведет экспедиционный промысел в Охотском, Беринговом и Японском морях в северо-западной части Тихого океана на расстоянии 400-600 миль от портов, в сложных гидрометеорологических и ледовых условиях плавания. В среднем, в каждом промрайоне одновременно работают от 60 до 200 судов.

Задачи обеспечения безопасности плавания и ведения промысла, предотвращения аварий и ликвидации их последствий, спасения людей, терпящих бедствие на море, возложены на экспедиционные отряды аварийно-спасательных работ, суда которых осуществляют дежурство непосредственно в районах добычи рыбы.

В 1962 г. в соответствии с распоряжением Главного управления рыбного хозяйства при Госплане СССР был создан «Экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» при управлении «Приморрыбфлот». В 2008 г. флот  отряда временно передали на баланс ФГУ «Приморрыбвод», а в августе 2013 г. в результате реорганизации путем выделения из ФГБУ «Приморрыбвод» было создано ФГБУ «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ». О работе, задачах и проблемах учреждения Fishnews рассказал и.о. начальника отряда Виктор Дороган.

- Виктор Федорович, расскажите, пожалуйста, сколько сейчас спасательных судов в составе отряда и в каком они состоянии?

- В настоящий момент в составе экспедиционного отряда имеется восемь судов, из них шесть буксиров-спасателей: три ледокольного класса (ЛСС) - «Суворовец», «Сибирский», «Справедливый», три морских спасательных буксира (МСБ) – «Преданный», «Орленко» и «Капитан Клюев», а также малое пожарное судно «Дозорный» и водолазный катер «ВРД-1189».

На сегодняшний день средний возраст судов отряда составляет более 35 лет при нормативном эксплуатационном сроке службы 26 лет. Дальнейшая эксплуатация судов с таким сроком службы сопряжена со значительными затратами на текущее содержание, техническое обслуживание и ремонт. Кроме того, увеличивается риск аварийных происшествий, становится заметным моральное старение оборудования и самих судов.

- И как планируется решать эту проблему?

- Несомненно, в Федеральном агентстве по рыболовству, одной из основных функций которого является обеспечение безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, понимают необходимость восстановления и обновления флота Северного и Дальневосточного экспедиционных отрядов.

- Ваши суда проходят модернизацию?

- В настоящее время суда проходят не модернизацию, а ремонт на класс Российского морского регистра судоходства. Наш флот постоянно находится в режиме поддержания технической готовности: проводится межрейсовое техническое обслуживание, в том числе расширенное, доковый ремонт и так далее.

- Какие задачи чаще всего приходится выполнять судам отряда?

- Задачи, свойственные именно буксирам-спасателям - обеспечение безопасности рыбодобывающего флота и охрана человеческой жизни в районах промысла. На сегодняшний день спасатели  в основном занимаются ликвидацией последствий аварийных происшествий - очисткой гребных винтов от намотанных орудий лова, устранением повреждений корпуса, буксировкой аварийных судов в ближайшие порты. Также проводятся подводно-технические работы.

- ЛСС «Справедливый» сейчас дежурит на минтаевой путине. Ему уже приходилось выполнять в этом году спасательные операции?

- Суда Дальневосточного отряда обеспечивают круглогодичное непрерывное дежурство в районах промысла. В январе «Справедливый», действительно, пришел на смену «Суворовцу» для обеспечения безопасности мореплавания добывающих судов на охотоморской минтаевой путине. Сейчас спасатель находится в районе экспедиции, с января он выполнил четыре операции по оказанию помощи рыбодобывающим судам: две размотки винторулевой группы и два водолазных осмотра.

- На совещаниях в Росрыболовстве отмечалось, что количество аварийных случаев в море в 2014 году достаточно сильно возросло по сравнению с предыдущим. Можете прокомментировать этот факт?

- Совещание под руководством главы Федерального агентства по рыболовству Ильи Васильевича Шестакова, которое состоялось 29 января, как раз было посвящено вопросам эффективности использования аварийно-спасательного флота и обеспечения безопасности мореплавания. Из 32 аварийно-спасательных операций, проведенных в прошлом году под руководством Росрыболовства, 22 были выполнены на Дальневосточном бассейне судами нашего экспедиционного отряда.

Проблема обеспечения безопасности мореплавания всегда стояла остро. Надо понимать, что этим занимается не только спасательный отряд, спасатели выполняют свои задачи по ликвидации последствий аварий и аварийных происшествий непосредственно в море. Тогда как предупреждение аварий и аварийных происшествий начинается с подготовки материально-технической базы, оценке компании и судов контролирующими органами на предмет соответствия системам управления безопасной эксплуатации флота. Если на берегу не закладываются основы безопасности мореплавания и ведения промысла, то, естественно, в море действия экипажа оставляют желать лучшего.

- То есть проблема связана, прежде всего, с плохой подготовкой моряков?

- Я считаю, что это один из главных факторов. Основная проблема - это низкое качество подготовки экипажей в борьбе за живучесть, за непотопляемость судна и так далее. Ну и, чего греха таить, конечно, с годами морская культура не улучшилась, а только ухудшилась. Это наглядно иллюстрирует недавний случай - экипаж покинул тонущее судно, оставив человека на борту.

- Спасательный отряд испытывает проблемы с кадрами?

- Те люди, которые давно работают в аварийно-спасательном флоте, прикипели здесь душой, «устоялись» - они остаются, как правило, на местах. Молодежь долго не задерживается. Однако нельзя сказать, что у нас большая текучесть кадров, она составляет порядка 3,5%, это не такая уж значительная величина. По основным специальностям работает стабильный состав экипажей судов. В определенный момент бывает, конечно, дефицит, например, электромехаников у нас иногда недостает. Но я думаю, что отряд идет по правильному пути. Мы активно занимаемся профессиональной подготовкой и переподготовкой своих кадров, в 2014 году повысили квалификацию по различным направлениям 259 человек. Это очень хорошо, отряд выполняет все нормативы и требования, которые предъявляются к нам, как по обеспечению пожарной безопасности, профессиональной подготовке, так и по морской подготовке.

- Расскажите, пожалуйста, про взаимодействие с зарубежными коллегами.

- В октябре прошлого года в целях реализации Регионального плана чрезвычайных мер на случай разлива нефти в регионе северо-западной части Тихого океана Российская Федерация провела на акватории Амурского залива большое совместное международное комплексное учение «НОУПАП Дельта-2014». Отрабатывалось оказание помощи аварийному судну, ликвидация разлива нефти и спасение людей. Силы МЧС, ТОФ, Дальневосточного ЭО АСР, погрануправления и суда береговой охраны Японии вместе отрабатывали задачи по поиску и спасению людей, терпящих бедствие на море в результате пробоины в корпусе танкера. Всего было задействовано 17 морских судов и вертолет Ми-8МТВ. Также на учениях присутствовали международные наблюдатели от Канады и Республики Корея. Несмотря на сложные гидрометеоусловия, мероприятие прошло успешно, учебные цели были достигнуты, поставленные задачи выполнены. Наблюдатели отметили высокую профессиональную подготовку участников, в том числе Дальневосточного экспедиционного отряда. Такие мероприятия проводятся ежегодно и мы всегда принимаем в них участие.

- Год назад был отремонтирован спасатель «Сибирский». Судно введено в строй?

- ЛСС «Сибирский» отремонтировали в прошлом году после длительного отстоя. С 2008 года он стоял у причальной стенки в связи с отсутствием финансовых средств на восстановление технической готовности. В 2013 году начали ремонт, с тяжелыми усилиями, но судно ввели в строй. В августе прошлого года ЛСС «Сибирский» уже сходил в первый рейс на обеспечение Охотоморской и Беринговоморской промысловых экспедиций. Буксир показал неплохие ходовые качества, успешно выполнил стоящие перед ним задачи, вернулся в родной порт и сейчас ожидает очередного задания.

- Какие насущные проблемы, помимо кадровой, беспокоят спасателей?

- В прошлом году государственное задание определило нашему учреждению дежурство четырех судов-спасателей в районах промысла, а в 2015 году – двух. Вместе с тем в Дальневосточном бассейне для обеспечения безопасности мореплавания рыбодобывающего флота, охраны человеческой жизни на море и выполнения комплекса аварийно-спасательных работ необходимо иметь в строю не менее шести буксиров-спасателей. Фактически с 2008 года круглогодичное обеспечение безопасности промысла осуществляется тремя судами. Основная причина – отсутствие достаточных средств на приобретение горюче-смазочных материалов, ремонт и поддержание на должном уровне технической готовности спасательного флота.

В подобной ситуации единственным выходом является обновление спасательных судов, для чего необходимо в ближайшие годы начать строительство современных морских буксиров-спасателей.

Алексей СЕРЕДА, Fishnews

Март 2015 г.