– Борис Лаврентьевич, сколько организаций входят сейчас в Союз рыболовецких колхозов России? Какими видами рыболовства они занимаются, какие водные биоресурсы добывают?
– В Росрыбколхозсоюз в настоящее время входят восемь региональных союзов, система объединяет 71 рыболовецкий колхоз, 20 из которых являются градо- и поселкообразующими организациями. 30 колхозов расположены в районах Крайнего Севера. Наши предприятия ежегодно добывают в Западном, Северном, Волжско-Каспийском и Дальневосточном рыбохозяйственном бассейнах до 600 тыс. тонн рыбы, при этом, по экспертной оценке, около 120 тыс. тонн осваивается в режиме прибрежного промысла.
Основной объем вылова приходится на Дальний Восток, где добывается 450-480 тыс. тонн пищевой рыбы. За год наши колхозы осваивают от 60 до 100 тыс. тонн лососевых (в зависимости от четного или нечетного года).
Зимой в основном ловим минтай, сельдь, треску большими и средними судами, на промысле задействовано до 50 промысловых и обрабатывающих единиц флота. В осенне-зимний период колхозы ведут добычу крабов в Охотском и Беринговом морях. В начале года малотоннажные промысловые суда рыболовецкого колхоза «Дружба» на Восточном Сахалине облавливают зимнюю навагу.
В марте наша «прибрежка» начинает промысел минтая, камбалы и палтуса на западном побережье Камчатки. Рыболовецкая артель «Колхоз «Красный труженик» за год вылавливает до 10 тыс. тонн донно-пищевых видов.
В мае-октябре суда союза занимаются добычей и переработкой сайры как в открытых водах Тихого океана, так и в исключительной экономзоне России в районе Курильских островов. За 2014 год отечественные рыбаки выловили 71 тыс. тонн сайры, из которых около 60% освоили наши суда, доставив всю продукцию на российский берег.
В Северном бассейне суда рыболовецких колхозов добывают треску, пикшу, камбалу, палтуса – в целом до 50 тыс. тонн в год. Флот производит высококачественную рыбную продукцию, которая поступает как на внешний рынок, так и в большей степени на внутренний. Также уловы доставляются в свежем виде на береговые перерабатывающие фабрики.
В Западном бассейне колхозы в основном ведут промысел салаки, кильки, трески, камбалы (в совокупности до 14 тыс. тонн), которые добываются преимущественно зимой, весной и осенью. В меньших объемах маломерными судами облавливаются корюшка, судак, лещ, угорь, окунь, плотва. Вся рыба в свежем виде доставляется на берег и перерабатывается на фабриках Калининградской области.
– Как повлияли на работу организаций отечественные продуктовые санкции? Готовы ли колхозы заместить импортную рыбу?
– Следует отметить, что большая часть рыболовецких колхозов традиционно работает только на российский берег. Вместе с тем крупные предприятия союза, ранее поставлявшие значительную часть своей продукции за рубеж, в последний год существенно сократили поставки на внешний рынок и переориентировались на внутренний.
Так, к примеру, на Дальнем Востоке Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина под руководством Сергея Тарусова вылавливает до 80 тыс. тонн водных биоресурсов ежегодно. В связи с введением экономических санкций доля рыбопродукции колхоза, продаваемая в России, увеличилась втрое – до 30-32 тыс. тонн в год. Экспорт же в 2014 году в порядке импортозамещения сократился с 50 до 15%.
Колхозы и предприятия Дальнего Востока, Хабаровского, Приморского и Сахалинского рыбакколхозсоюзов, также большую часть уловов доставляют на российский берег в свежем и переработанном виде.
Конечно, есть и сдерживающий фактор для поставок водных биоресурсов на российскую территорию – это высокие тарифы на перевозку рыбы железной дорогой в центральную часть страны. Во время пика лососевой, минтаевой и других путин стоимость перевозки возрастает в 2-3 раза, что влияет на конечную цену рыбопродукции. Но все равно большая часть добытой рыбы идет в Россию.
– Имеются ли у предприятий Росрыбколхозсоюза проблемы с кадрами – плавсоставом и высококвалифицированными узкопрофильными специалистами?
– Отличительной особенностью системы Росрыбколхозсоюза является то, что у небольших хозяйств плавсостав – это одновременно члены колхоза со своими паями, значит, де-юре они – собственники предприятия. Поэтому не всегда возможно осуществлять централизованную подготовку необходимых кадров и сформировать систему переподготовки.
Для всех рыболовецких колхозов характерна нехватка именно высококвалифицированных опытных кадров профильной ориентации, такая подготовка достигается не в стенах учебного заведения, а на практике в море. Современная тенденция такова: молодые специалисты не хотят ждать. Им проще получить стандартный набор социальных благ в торговом флоте, где не требуется обладание многолетними навыками рыболовецкой практики, будь то старшие или технические должности командного плавсостава.
Немало проблем породило особое требование к иностранной рабочей силе в виде обязательности обладания разговорным русским языком и знания истории, навыков и обычаев страны пребывания. Введение зачетов и экзаменов по этим вопросам для зарубежных моряков существенно сократило возможности комплектации судов и перерабатывающих заводов кадрами именно тех профессий и должностей, которые не пользуются популярностью у россиян.
– В каком состоянии флот рыболовецких колхозов? Проводится ли модернизация судов, закупка новых?
– С судами у рыболовецких колхозов такие же проблемы, как у всей отрасли. Имеющийся флот иностранной постройки постепенно морально устаревает, отсутствуют реальные предложения российских верфей по его замене. Все, что мы получили в последнее время от судостроителей, – это дезорганизующие идеи в виде «квот под киль». В этой ситуации рыболовецкие колхозы, кто как может, проводят работы по модернизации и обновлению флота.
Колхоз «Дружба» в течение последних лет приобретал с новостроя маломерный флот типа МРС для прибрежного рыболовства на Сахалине. На Северном бассейне суда Архангельского рыбакколхозсоюза постоянно проходят модернизацию. Не имея возможности построить современные рыболовецкие суда на иностранных верфях из-за дороговизны, организации изыскивают возможность приобретения вторичного флота в хорошем состоянии как за границей, так и в России. Некоторые колхозы покупают суда сообща.
В 2013 году колхоз «Освобождение» построил судно на отечественной верфи. В России сделали корпус и установили главные механизмы, а дополнительные навигационно-поисковые приборы для ходового мостика, технологическое оборудование для судовой фабрики были установлены за рубежом, так как их аналогов у нас в стране пока нет.
– Одна из самых обсуждаемых сейчас в отрасли тем – готовящиеся поправки к закону о рыболовстве. Как их оценивает Росрыбколхозсоюз?
– Члены нашего союза не поддерживают законопроект в нынешней редакции. Поправки в ФЗ «О рыболовстве…» вызвали критические отзывы в отрасли, в первую очередь потому, что основу закона пытаются полностью переделать, в том числе в части распределения биоресурсов.
Начиная с 1995 года по настоящее время мне приходилось работать над законопроектами, в том числе «О сельскохозяйственной кооперации», по проблемам Налогового кодекса, первыми статьями проекта закона «О рыболовстве…». И ни один из этих документов не предусматривал таких изменений, какие содержатся в проекте поправок, представленном сейчас Росрыболовством и Минсельхозом.
За 10 лет действия закона о рыболовстве в него внесено 14 поправок, внесено, можно сказать, жизнью – по предложениям капитанов промысловых судов, рыбаков и руководителей рыбохозяйственных организаций. Это нормальная и естественная процедура отработки законов, даже в Конституцию вносятся поправки.
В ряде заключений на нынешний законопроект, в том числе тех, которые не рекомендуют его отклонить, говорится о концептуальном изменении порядка определения доли квот и распределении лимитов. Предусмотрен более сложный механизм расчета с применением коэффициента понижения. Также документ не поясняет, как будут использованы данные рыбохозяйственного реестра. Предлагаемая система распределения биоресурсов может привести к возникновению коррупционного фактора.
До рассмотрения проекта поправок рабочей группой в Минсельхозе от регионов, союзов, ассоциаций и специалистов официально поступило 22 заключения на этот документ: 14 отрицательных и 8 – за изменения основных положений. Однако на заседании рабочей группы 10 марта все, кто рекомендовал отклонить поправки, говорили только о замечаниях, а концепцию проекта поддержали. Таким образом, несмотря на создавшуюся обстановку, законопроект не снят с обсуждения.
– Какие еще насущные проблемы беспокоят сейчас Росрыбколхозсоюз?
– В настоящее время практически всех рыбаков, в том числе и колхозных, волнует проблема «незаходных» судов. Проект по «таможенной амнистии» судов, построенных и модернизированных за границей, находится в Правительстве. И, как обещает руководство отраслью, вопрос должен решиться в этом году.
Очень важной и давней проблемой является невозможность прохода рыболовецкого флота с «закрытой» границей Первым Курильским проливом. Также рыбакам очень мешает запрет на работу маломерного флота в прибрежной пограничной зоне в темное время суток без технических средств контроля.
Глобальной трудностью для всех рыбохозяйственников остается необходимость проведения исследований готовой продукции в лабораториях Россельхознадзора и его подразделений на местах. Расходы на такие исследования для получения ветеринарных сопроводительных документов сопоставимы с отдельными видами налогообложения, а иногда и превосходят их. Только в прошлом году ветсертификаты обошлись производителям более чем в 3 млрд. рублей, а за ресурсы (ВБР) все предприятия заплатили чуть менее 2 млрд. рублей. Вот так устроено рыболовство в нашей стране – интересы ведомства обходятся рыбакам дороже интересов государства.
Алексей СЕРЕДА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Апрель 2015 г.