Интервью

19 октября 2008 года
Владимир ГОРШЕЧНИКОВ

Реалии дня - власть на страже браконьерства?<br><br>

Владимир ГОРШЕЧНИКОВ

Последнее интервью.

Владимир ГОРШЕЧНИКОВ – коренной сахалинец. Закончил Сахалинское мореходное училище рыбного хозяйства, затем Дальрыбвтуз. Прошел путь от матроса до капитан-директора Корсаковской базы океанического рыболовства. С 1991 года – вице-губернатор Сахалинской области. С 1993 года – президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина. Заслуженный работник рыбного хозяйства России.

В этом году Владимира Горшечникова не стало. Для отрасли это неоценимая потеря. РИА «Fishnews.ru» публикует последнее интервью Владимира Петровича, которое он дал незадолго до своей кончины. Он изложил свой взгляд на проблему браконьерства и представил программу конкретных мер по борьбе с этим злом.

- Владимир Петрович, на Ваш взгляд, браконьерство – сугубо экономическое явление или же в его корне социальный кризис?

- Причин, толкающих людей на браконьерство достаточно много. Это и стремление к быстрому обогащению любой ценой, и безысходность, и отсутствие альтернативных источников существования, и безнаказанность. Вкупе эти факторы порождают браконьерство как явление, точнее как системный кризис.

Браконьерство – это хищение живых ресурсов, принадлежащих государству, добыча которых регламентируется государственными законами и правилами. Браконьерство существует с тех пор, как государство стало регулировать добычу живых ресурсов. Сегодня браконьерство существует даже в самых цивилизованных странах, где государство осуществляет достаточно жесткий контроль. Но вот масштабы браконьерства зависят от экономической ситуации в стране и решительности государства в его пресечении. У нас в стране размаху браконьерства, безусловно, способствуют и экономическая ситуация, и бездействие властей, и близость иностранных рынков и др. Зачастую государство само толкает рыбаков на теневой бизнес. Развал прочных хозяйственных связей, взаимные неплатежи, сокращение внутреннего потребительского спроса из-за общего падения платежеспособности населения… Все это привело к структурной перестройке отечественного промысла, ориентации его на заморских соседей, которые гарантируют приличную оплату, постоянную поддержку.

- Исходя из разницы «оснований» (причин, толкающих на браконьерство), и само браконьерство должно быть разным. Я имею в виду тактику поведения, степень отступления от закона…

- Вы правы. Существуют разные виды браконьерства: частичное, когда превышается санкционированный объем добычи, полное – лов без разрешения на данный объект, и пиратство. Последний – самый дерзкий, так как лов осуществляется вообще без каких-либо разрешительных билетов и судовых документов, зачастую весь улов нелегально вывозится за рубеж. Последние годы стал нормой лов в прибрежных, территориальных водах с закрытой или открытой границей и вывоз продукции за рубеж без декларирования. Особенно это развито в районе Южного Сахалина и у Южных Курил.

В соответствии с формами браконьерства это может быть чистая, полная контрабанда или частичная. В последнем случае судно, имеющее маленький лимит, частично декларирует добытую продукцию, а частично вывозит ее контрабандой. Обычно контрабандная часть намного больше декларируемой. Браконьеры работают по нескольким схемам. «Классическая», когда судно заходит в порт на декларирование и предъявляет, например, 1 тонну ежа, находящегося на борту. После оформления выходит из порта, следует в заданную точку, поднимает садки, грузит еще несколько тонн и идет в Японию на сдачу. «Новая» схема – судно с закрытой, а зачастую и с открытой границей прямо из района лова возит ежа в Японию, иногда заходя в порт задекларировать 1 тонну (обычно не чаще 1 раза в месяц). Иногда судно ловит ежа у Южных Курил, имея разрешительный билет на лов ежа в районе, например, Приморья. При проверке или на декларировании в порту заявляют, что еж привезен именно оттуда. Однако есть самые «смелые» браконьеры. Они выходят вообще без документации, просто ловят и просто вывозят в Японию – без всякого смущения. Покупают судно в Японии, делают фальшивые документы. Это схема называется «пиратской».

- Однако подобное возможно лишь при участии заинтересованных властных структур…

- Действительно. Я знаю, что правоохранительные органы, таможня, пограничники и рыбоохрана об этом не только хорошо осведомлены, но и являются «прямыми участниками». Ведь деятельность многочисленных государственных структур (органов охраны) совершенно неэффективна, поскольку практически все они не заинтересованы в искоренении браконьерства. Ведь основными показателями при оценке работы контролирующих органов является количество и размеры взысканных штрафов. Таким образом, материальное благополучие стражей порядка полностью зависит от количества и тяжести правонарушений, что ставит их в финансовую зависимость от наличия браконьеров. То, что проверяющие органы не заинтересованы в снижении числа нарушений, проявляется в тактике, избираемой контролирующими судами, которые в большинстве случаев гоняются за браконьерами либо отлавливают их на пути транспортировки продукции. При этом все браконьеры делятся на «своих» – тех, кто уже заплатил требуемые суммы и кого, соответственно, не трогают, и «чужих» – тех, кто не заплатил, либо заплатил недостаточно – именно их отлавливают и штрафуют. После того как штраф заплачен, претензии снимаются. Зачастую на неплательщиков дани объявляется самая настоящая охота. Судно, работающее с соблюдением всех правовых норм, которому незачем платить «откупные», подвергается ежедневным проверкам, в то время как работающие рядом суда спокойно занимаются браконьерством под прикрытием этих же проверяющих.

Помимо этого, компетентность инспекторского состава также оставляет желать лучшего. Незнание видового состава добываемых объектов и неверное оформление первичных документов о нарушениях позволяют реальным браконьерам легко уходить от ответственности.

Вывод из этого простой – государственные органы охраны, особенно местные, в настоящее время не могут эффективно защищать ресурсы. Большинство становится участниками браконьерства, ложась балластом на бюджет страны. Логичнее было бы иметь одну охранную службу с сильной материально-технической базой, высокой заработной платой сотрудников и строжайшими требованиями к ним, вплоть до увольнения в случае необходимости всего штата. При иных условиях охранные службы вовсе не нужны, поскольку, повторю, браконьерство держится на их заинтересованности!

- Известно, что Ассоциация, которую Вы возглавляете, совместно с СахНИРО разработали программу по борьбе с браконьерством. Расскажите о ней подробнее.

- Эта программа предусматривает целый комплекс мер – экономических, законодательных, организационных, биологических. Начать, как я выше заметил, надо с создания сильной охранной базы. А вот с точки зрения экономики необходимо уменьшать конкуренцию в области добычи. В деле, связанном регулируемыми ресурсами, конкуренция может быть полезна лишь в сфере переработки продукции. Пусть побеждает тот, кто предложит наиболее выгодные условия рыбакам, выпустит наиболее качественную продукцию и реализует ее по выгодным ценам. Уместно было бы создание специализированных бирж. Необходимо закреплять квоты за добывающими судами, а продажу судов осуществлять с закрепленными за ними квотами. В то же время необходимо перейти на качественно новый уровень развития – не наращивать число добывающих и перерабатывающих предприятий, а капитализировать и модернизировать их. Это позволит осуществить переход от количества к качеству. Однако параллельно с этим нужно увеличивать занятость населения путем создания новых рабочих мест (и не только в рыбной отрасли).

Вместе с тем необходимо привести законодательную базу в соответствие с задачами по борьбе с браконьерством – выработать четкую трактовку термину «браконьерство» и дать возможность реализовывать экономические рычаги.

Прежде всего, необходимо повысить меру ответственности фирм за действия судов, находящихся в их собственности. Штрафы за такие нарушения как лов без разрешительного билета, подмену видов и т.п. должны быть не просто выше, но расти в геометрической прогрессии в зависимости от повторности нарушений, вплоть до лишения права на вылов, конфискации судов.

Необходимо также изменить перечень документов и требования к ним при оформлении сделок купли-продажи морепродуктов. Необходимо разработать законодательный механизм, позволяющий отслеживать и предотвращать безнаказанную реализацию незаконно добытой продукции.

Особая роль в этом вопросе должна принадлежать саморегулируемым организациям. Необходимо предусмотреть создание ассоциаций по профилям добычи с ответственностью за сохранность биоресурсов и функцией планирования развития деятельности. Существующие ассоциации заинтересованы в наращивании числа ассоциантов, что влечет за собой неоправданное расширение браконьерства. Предлагаемый нами вариант заключается в передаче государством ресурсов определенной величины в аренду ассоциациям и установлением ответственности последних вплоть до уголовной за сохранность ресурсов в объеме, существовавшем на момент заключения аренды. Ассоциация должна иметь право делегирования своих наблюдателей в местное руководство отраслью и контролирующие органы. Мониторинг сохранности ресурсов и экспертиза форс-мажорных обстоятельств возлагается на НИИ отрасли. Все это позволит существенно снизить браконьерство, чиновничий беспредел и коррупцию в отрасли.

Наряду с этим необходимо изменить критерии оценки эффективности борьбы с браконьерством. В основу должно быть положено не количество оштрафованных предприятий или сумма взысканных штрафов, а реальное уменьшение браконьерского изъятия живых ресурсов.

Необходимо также повышать уровень компетентности инспекторского состава контролирующих организаций, особенно при оформлении первичных документов о допущенных нарушениях.

Все это должно быть подкреплено комплексом биологических мер. Поскольку запасы различных объектов не являются постоянными, для обеспечения стабильных уловов необходим регулярный мониторинг по всем направлениям. Это позволяет, отслеживая тенденции в динамике численности, своевременно корректировать промысловые нагрузки на соответствующие популяции. При возникновении необходимости их уменьшения имеется возможность либо предусмотреть варианты компенсации падения уловов одних видов за счет увеличения квот на другие, либо заблаговременно спланировать мероприятия, позволяющие избежать серьезных экономических последствий от снижения численности отдельных объектов промысла.

Рыбаки через ассоциации должны выстроить честные и понятные взаимоотношения с государством. Когда факторы, толкающие людей на браконьерство, будут минимизированы, когда комплекс мер заработает в полную силу, тогда и браконьерство как явление масштабное, браконьерство как болезнь нищего и загнанного в угол общества, если не исчезнет, то станет не таким распространенным.

Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews.ru