Интервью

08 апреля 2016 года
Председатель государственного комитета по рыболовству Республики Крым Андрей ДЕДЮХИН

Развитие рыбного хозяйства Крыма – процесс творческий

Андрей ДЕДЮХИН, Председатель государственного комитета по рыболовству Республики Крым

Рыбная отрасль Республики Крым активно использует возможности, открывшиеся после возвращения полуострова в состав России. В регионе значительно увеличились уловы, развиваются рыбопереработка и аквакультура, появились предложения от инвесторов. Однако рекордному «скачку» рыбного хозяйства мешает ряд барьеров. Это большая изношенность флота и предприятий, несовершенство законодательства, зарегулированность отрасли, отмечает председатель государственного комитета по рыболовству республики Андрей Дедюхин. В интервью Fishnews он рассказал, каких успехов достигла рыбная промышленность региона, и как госкомитет решает наболевшие проблемы рыбаков, рыбопереработчиков и марихозяйств.

- В прошлом году предприятия Республики Крым значительно увеличили вылов. Андрей Валерьевич, какие планы на этот год стоят перед рыбаками региона? Позволяют ли запасы и квоты наращивать уловы и далее?

- Да, в прошлом году наши рыбаки действительно продемонстрировали неплохие результаты. Общая добыча водных биоресурсов по Крымскому федеральному округу составила 52,7 тыс. тонн, по Азово-Черноморскому бассейну – 102 тыс. тонн. Таким образом, округ занял первое место по вылову на бассейне. По сравнению с предыдущим годом наши показатели выросли на 85,66%. Рекомендованный объем добычи по бассейну на 2015 год был определен в количестве 208 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, получается, что освоено 49% от этого количества. То есть существующие природные ресурсы позволяют увеличить вылов почти вдвое.

К сожалению, не могу бодро рапортовать о том, что к концу года мы используем весь этот потенциал. Объясню почему. Для сравнения, 20-30 лет назад рыбохозяйственный комплекс Крымской области в экономике региона производил свыше 20% валового продукта. Здесь находились основные рыбацкие силы и материально-техническая база рыбохозяйственного комплекса юга Азово-Причерноморья. В области работали три крупнейших рыбопромышленных градообразующих объединения («Атлантика», «Керчьрыбпром» и «Югрыбпоиск»), сеть колхозов Крымрыбакколхозсоюза, ведущий бассейновый рыбохозяйственный институт ЮгНИРО, другие научные, конструкторские и учебные организации. Работали рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие и торговые предприятия, приемно-транспортный флот, Керченский и Севастопольский рыбные порты с их инфраструктурой, холодильники, судоремонтные заводы, сетеснастное и тарное производство и прочее. Всего в рыбной отрасли Крыма было задействовано свыше 30 тыс. человек. К 2013 году в республике не осталось ни одного судна, ведущего океанический промысел, а физический износ флота, который имеется в наличии, составляет более 70%. Именно значительная изношенность основных производственных фондов рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, высокая степень износа береговой и портовой инфраструктуры, зарегулированность отрасли, недостаточность государственной поддержки и высокая ставка кредитования мешают стремительному развитию рыбного хозяйства.

В таких условиях сложно рассчитывать на рекордный «прыжок». Но наш комитет существует именно для того, чтобы создавать условия для развития рыбохозяйственного комплекса региона. В рамках своей компетенции мы делаем все, чтобы помочь крымским предприятиям адаптироваться к нормам российского законодательства и, при необходимости, законодательство адаптировать к крымским реалиям. Ведем разъяснительную работу с участниками экономической деятельности, рассказываем им, с помощью каких программ можно получить государственную поддержку.

Подчеркну еще раз, что потенциал рыбохозяйственной отрасли Республики Крым был и остается достаточно высоким.

- По данным правительства республики, в Крыму стало больше рыбоперерабатывающих предприятий.

- Да, рыбоперерабатывающих предприятий стало больше, но не намного. По информации, предоставленной УФНС по Республике Крым, количество субъектов, основным видом деятельности которых является переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов, на март прошлого года составляло 29 организаций и 14 индивидуальных предпринимателей, а на февраль 2016 года - 35 организаций и 17 предпринимателей. Из них производством рыбных консервов занимаются шесть заводов. В октябре 2015 года временно прекратил выпуск консервов завод «Морская жемчужина», производственные мощности которого расположены в Керчи. Но сейчас он подготавливает к производству рыбных консервов ООО «Старокрымское предприятие продтоваров».

- Собирается ли регион нарастить выпуск консервов для замещения прибалтийских?

- По сведениям, находящимся в распоряжении госкомрыболовства, выпуск этой продукции в прошлом году значительно превысил результат 2014 года. Раньше консервы «Шпроты» изготавливал керченский завод «Пролив», сейчас из-за особенностей технологического процесса выпуск этих консервов прекращен. Но завод благополучно работает, и ассортимент его продукции нельзя назвать скудным. Он первым из крымских предприятий прошел аккредитацию на поставку продукции в государственный резерв России. 1,2 млн. банок крымских консервов уже заложены в «закрома Родины». В скором времени состоится подписание контракта на поставку в хранилища 5 млн. банок в год. Впереди у предприятия модернизация паросилового хозяйства, установка котлового оборудования. Объемы планируемых инвестиций колеблются в пределах 30 млн. рублей.

Консервный завод «Ахтиар», расположенный в Бахчисарайском районе, располагает мощностями, позволяющими выпускать до 3 млн. условных банок в месяц. К сожалению, пока предприятие выпускает только 600 тыс. банок. На данный момент у руководства возникли объективные трудности, связанные с переходом в законодательное поле Российской Федерации. Это сложности с переоформлением земли, нормативных документов, отсутствием оборотных средств, дорогим кредитованием. Госкомитет будет оказывать всестороннюю помощь для того, чтобы производство вышло на полную мощность.

- Какие крупные «рыбные» инвестпроекты Крым планирует реализовать? Есть ли среди них проекты в сфере глубокой переработки?

- В сфере «Рыбное хозяйство» в настоящее время есть 19 обращений инвесторов на общую сумму 4,7 млрд. руб. Большинство проектов направлены на развитие аква- и марикультуры. Проектов с направлением глубокой переработки, к сожалению, пока не заходило. Но есть другие достаточно интересные предложения, которые сейчас находятся на разных стадиях доработки. К примеру, немаловажен и целесообразен проект «Черноморской рыбодобывающей компании»: он направлен на создание современного рыбоприемного пункта пропускной способностью до 50 тыс. тонн в год. Реализация этого инвестиционного предложения частично решит основную проблему отрасли, связанную с нехваткой мощностей для заморозки и хранения рыбопродукции.

Многие рыбопереработчики самостоятельно инвестируют в строительство и модернизацию производств. Так, компания «Крымский берег» вложила более 57 млн. рублей в производство мороженой рыбы, а Симферопольский консервный завод имени Кирова - свыше 7 млн. рублей в обновление предприятия.

- Компании осваивают выпуск новых продуктов?

- Да, некоторые рыбопереработчики решили осваивать новые виды продукции, такие как «Салат из морской капусты» или «Килька в томатном соусе с фасолью». Вышеупомянутый Симферопольский завод имени Кирова закупил технологическую линию по производству обжаренной мелкой рыбы для выпуска нового вида консервов.

Отмечу, что большинство крымских рыбопереработчиков уже прошло сертификацию по системе ХАССП. Так что, уважаемые потребители, угощайтесь крымскими, очень вкусными и полезными рыбными консервами.

- Какие тенденции сейчас в крымском рыбоводстве?

- Одним из самых перспективных направлений стало мидийно-устричное. Два хозяйства по выращиванию моллюсков уже успешно работают и еще два - на стадии завершения подготовительных работ. Это действительно интересный бизнес, который имеет все шансы на успех. Азовское и Черное моря занимают лидирующие места по биопродуктивности. Существующие мидийно-устричные хозяйства доказали, что разводить моллюсков в Крыму довольно выгодно, и инвесторы всерьез интересуются этим направлением.

Однако у этого бизнеса в Крыму есть ряд сдерживающих факторов. В первую очередь, сложная береговая линия, недостаток закрытых от штормов и течений бухт, дефицит береговой инфраструктуры, пригодной к организации предприятия. Во-вторых, у нас в годы войны шли ожесточенные бои, и до сих пор многие участки акватории считаются потенциально опасными. Любая деятельность, связанная с касанием грунта, там была запрещена. Но военные идут навстречу крымскому рыбоводству. Так, командующий Черноморским флотом издал Директиву № 47/1/900 «Об организации работ по устранению остаточной минной опасности в ходе мероприятий по обследованию и очистке акваторий (районов открытого моря) от взрывоопасных предметов, представляющей угрозу морской хозяйственной деятельности в зоне ответственности Черноморского флота». Это большой шаг со стороны Министерства обороны, которое категорический запрет на хозяйственную деятельность в некоторых опасных районах сменило на предписание провести предварительные работы по разминированию. Безусловно, это очень накладно для инвесторов, но хотя бы не так безнадежно, как раньше.

Решение этих проблем мы видим в технологии использования морских водных масс, то есть в создании береговых бассейновых хозяйств. Производство товарной рыбы в бассейнах – наиболее управляемый способ, предполагающий выращивание рыбы при высокой плотности посадки и многократном обмене воды. Береговые бассейновые хозяйства требуют несколько больших затрат на их создание, чем садковые, но, в конечном итоге, они более эффективны, рыбоводные процессы в них можно автоматизировать и полностью контролировать.

В условиях крымского побережья целесообразна организация комплексного берегового хозяйства, сочетающего бассейны с прямоточным снабжением морской водой и блок УЗВ. Объектами товарного осетроводства в хозяйствах такого типа обычно являются наиболее ценные виды рыб: белуга, русский осетр, атлантический осетр, севрюга и их гибриды, в первую очередь бестер разных пород. Расчетная суммарная мощность таких хозяйств, работающих, как правило, в режиме оборотного водоснабжения, может составить до 5-10 тыс. тонн. У нас в восточном и западном Крыму есть отличные возможности для создания подобных хозяйств. Такого количества удобной береговой полосы нет ни у Краснодарского края, ни у Турции, ни у Грузии. Поэтому милости просим!

Также повысилось внимание к осетроводству. Уже два предприятия серьезно занимаются разведением осетров в Крыму. Нашим опытом в этой сфере даже заинтересовались уральские коллеги, которые хотят в своих соленых озерах развивать это направление. Комитет будет способствовать развитию крымских осетровых хозяйств. Из-за высоких процентных ставок на кредиты рыбоводные предприятия вынуждены организовывать бизнес за счет собственных оборотных средств. Мы поможем им принимать участие в государственных программах по развитию отрасли, а также будем содействовать в возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам. Учитывая, что основную долю расходов при выращивании товарных осетров составляют корма, наша задача - облегчить предпринимателям это бремя. Также будем оказывать помощь с формированием границ рыбоводных участков. Это даст предпринимателям возможность безопасно развивать бизнес в легальной плоскости.

- Сообщалось, что из-за перекрытия Северо-Крымского канала крупные рыбоводные предприятия на северо-западе полуострова вынужденно прекратили работу. Есть ли выход из сложившейся ситуации?

- По рыбоводству в северо-западном Крыму пока похвастаться нечем. Как известно, рыба без воды не живет, поэтому на данный момент рыбоводство из-за перекрытия поставок воды в Северо-Крымский канал там остановилось. Соответственно, мы вынуждены констатировать нехватку рыбопосадочного материала для производства товарной рыбы во всем Крыму. Были попытки завозить мальков с материка, но это оказалось сложно и очень затратно. Материал плохо переносит транспортировку, а потом, из-за разницы в составе воды, плохо приживается на новом месте. Единственное предприятие, которое пока не оставляет попытки наладить работу в новых условиях, это Крымский рыбопитомник. Наш комитет прилагает все усилия, чтобы реанимировать это хозяйство. Во-первых, важно сохранить коллектив специалистов, отлично знающих свое дело. Во-вторых, у питомника есть возможность, пусть в сокращенном виде, но работать по профилю. Сейчас там идет подготовка к бурению артезианской скважины. Перестроив режим потребления воды, тщательно аккумулируя осадки, бережно расходуя артезианскую воду, предприятие сможет заниматься разведением рыбопосадочного материала.

- В конце февраля на встрече с рыбопромышленниками Вы заявили, что правила рыболовства для Азово-Черноморского бассейна по некоторым пунктам не подходят для эффективной организации рыбохозяйственной деятельности в Крыму. Какие правки, на Ваш взгляд, необходимо внести в документ? С какими проблемами законодательного характера сталкиваются предприниматели?

- По существующим правилам рыболовства для Азово-Черноморского бассейна запрещено вести промысел всех видов рыб и пресноводного рака в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Крым. Это, по нашему мнению, не позволяет крымским компаниям эффективно осуществлять рыболовство на внутренних водоемах и использовать имеющийся потенциал.

На расширенном заседании ученого совета, которое состоялось 18 февраля в ЮгНИРО, госкомитет инициировал вопрос об исключении соответствующего пункта из бассейновых правил рыболовства. Активно изучается вопрос по внесению изменений в правила с целью уточнения сроков промысла в заливе Сиваш, так как он существенно отличается от Азовского моря по гидрологическим признакам и степени солености. Рассматривается возможность изменений сроков добычи артемии (на стадии цист). Наш комитет, по обращениям предпринимателей, просит разрешить лов этого водного биоресурса на территории Крыма с 1 октября по 31 марта. Действующие правила регламентируют добычу с 15 июня по 31 декабря.

На недавней встрече с промысловиками Керчи обсуждались их инициативы по расширению района промысла сельди в Керченском проливе на предпроливную часть Азовского моря в координатах, указанных для лова хамсы кошельковыми неводами. В этом возникла необходимость, так как районы добычи сельди сократились из-за строительства транспортного перехода и энергомоста через пролив. Также керчане попросили увеличить количество разноглубинных тралов для лова хамсы и тюльки, сдвинуть сроки вылова кефали в заливе Сиваш, продлить сроки промысла бычка, уменьшить минимальную ячею в подъемных ловушках для лова бычка до 12 мм.

В общем, процесс идет творческий. Мы выслушиваем все предложения рыбопромышленников, аккумулируем, анализируем их и будем передавать наши выкладки ученым ЮгНИРО.

А в целом крымский рыбохозяйственный комплекс на подъеме. Процессы интеграции в законодательное поле РФ идут полным ходом, модернизируется переработка, развивается аквакультура, растут объемы добычи водных биоресурсов, очевиден повышенный интерес инвесторов к нашей отрасли. Уверен, Крым еще скажет свое веское слово в программе по импортозамещению и обеспечении продовольственной безопасности России.

Алексей СЕРЕДА, Fishnews

Апрель 2016 г.