Интервью

11 апреля 2016 года
Директор ООО «Управляющая компания КАРАТ» Виталий ОРЛОВ

«Квоты господдержки» не должны ударить по добросовестным рыбакам

Виталий ОРЛОВ, Директор ООО «Управляющая компания КАРАТ»

Все больше компаний, которые и сегодня инвестируют в модернизацию флота и развитие береговой переработки, ведут эффективный промысел в российских водах, а также далеко за пределами отечественной экономзоны, высказывают серьезные опасения по поводу мер стимулирования развития отрасли, которые готовит государство. Даже у таких пользователей пока нет уверенности в том, что предлагаемые механизмы не создадут условий для нечестной конкуренции на рынке и не ухудшат положения добросовестных рыбаков. Рыбопромышленный холдинг «КАРАТ» на сегодняшний день является одним из крупнейших пользователей промысловых квот и активным инвестором в развитие собственных производственных мощностей. Суда предприятий, входящих в холдинг, работают во многих районах Атлантики, на Дальнем Востоке и в юго-восточной части Тихого океана. Новым направлением для «КАРАТА» стало создание собственного рыбоперерабатывающего предприятия. О планах компании на ближайшую перспективу, сложностях, с которыми приходится сталкиваться в работе, и о своем понимании глобальных идей государства по развитию отрасли в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал директор ООО «Управляющая компания КАРАТ» Виталий Орлов.

Сегодня большое внимание приковано к теме обновления рыбопромыслового флота. Каким образом ведет такую работу «КАРАТ»? В каких странах и для каких предприятий холдинга закупались суда?

– Мы уделяем большое внимание состоянию нашего рыбопромыслового флота – инвестируем в модернизацию как самих судов, так и технологического оборудования на судовых фабриках. Флот холдинга состоит из судов иностранной постройки, оснащенных самым современным рыбоперерабатывающим оборудованием. Помимо несерийных судов, в состав нашего флота входят большие морозильные траулеры типа «Сотрудничество», спроектированные для промысла минтая на Дальневосточном бассейне и построенные на двух верфях в Испании в середине 90-х годов. Другой успешной серией судов иностранной постройки являются большие морозильные траулеры типа «Моонзунд», построенные в конце 90-х годов в Германии. Эти два типа крупнотоннажных судов используются для промысла пелагических видов (минтай, сельдь, скумбрия, ставрида, путассу, сардина, сардинелла и др.).

Также хорошо себя зарекомендовали на промысле трески, пикши и минтая две схожие серии судов – средние морозильные траулеры типа «Стеркодер», построенные в начале 90-х годов в Норвегии, и аналогичная серия судов типа «Мыс Корсаков», построенная в середине 90-х в Германии. Там же была построена и серия среднетоннажных ярусников морозильных типа «Антиас», которые используются на Дальнем Востоке для промысла тихоокеанской трески и палтуса.

Все эти суда сегодня успешно эксплуатируются рыбодобывающими предприятиями нашего холдинга в центральной и северной части Атлантического океана, а также на Дальнем Востоке и в юго-восточной части Тихого океана.

Однако время не стоит на месте, и даже такой эффективный флот требует своевременной замены. Часть судов необходимо заменить новыми в ближайшие 3-5 лет, но есть и суда, срок эксплуатации которых позволяет их использовать до 2026-2027 годов. Наши специалисты разработали план модернизации и замены судов, и уже в ближайшие годы мы планируем закладывать новые суда для замены выработавших свой ресурс. Речь идет о строительстве более чем трех десятков среднетоннажных и крупнотоннажных судов. Хотя, как мы считаем, за основу необходимо брать проекты современных и эффективных рыбопромысловых судов, разработанных иностранными компаниями, а техническое наполнение, включая главные двигатели, редукторы, технологическое оборудование фабрики по переработке уловов водных биоресурсов и многое другое, пока производится только за рубежом, строительство нового флота в России возможно, если государство создаст для этого благоприятные условия. Прежде всего, это касается условий кредитования и ввоза иностранного оборудования на территорию России, а также способности российских верфей выполнять заказы на строительство таких высокотехнологичных судов в срок.

Сейчас в отрасли обсуждается введение квот на инвестиционные цели в соответствии с поручением президента. Рассматривает ли «КАРАТ» возможности получения таких лимитов? И каким образом – через развитие береговой переработки, судостроения?

– Сама по себе идея со стимулированием развития отрасли через «инвестиционные квоты» неоднозначна. С одной стороны, этот механизм позволяет стимулировать строительство судов и рыбоперерабатывающих заводов, что, без сомнения, хорошо, но, с другой – может ударить по добросовестным рыбакам. Кроме того, «инвестиционные квоты» могут простимулировать строительство только очень ограниченного числа судов или предприятий рыбопереработки и принципиально не решают проблемы с судостроением рыбодобывающего флота в России. Опять же возникает вопрос: из какой квоты забирать объем на инвестиционные цели? Пока руководством отрасли не было представлено на обсуждение какого-то справедливого и прозрачного механизма распределения таких квот, не предусматривающего ухудшение условий других добросовестных рыбодобытчиков, инвестирующих как в обновление флота, так и в прибрежную переработку.

Со своей стороны мы планируем строить новые суда и, естественно, рассматриваем возможность строить флот в России, но вот сможем ли мы претендовать на «инвестиционные квоты» или нет, пока не понятно, т.к. нет самого механизма распределения.

Мы также инвестируем в рыбопереработку и в ближайшее время планируем запустить свою фабрику в Мурманской области (село Минькино). В этот проект было инвестировано порядка 2 млрд. рублей. Однако пока не ясно, будут ли при распределении «инвестиционных квот» учитывать уже сделанные вложения в развитие отечественной прибрежной рыбопереработки.

Какие механизмы наделения «квотами господдержки» считаете наиболее эффективными с точки зрения заявленной цели их создания – развития отрасли?

– Мне кажется, что порядок распределения таких «инвестиционных квот» не должен ухудшать положение добросовестных компаний, которые планируют и обновлять свой флот, и уже инвестировали в модернизацию используемых судов, а также в другие проекты, развивающие отечественный рыбохозяйственный сектор. Принцип распределения должен быть прозрачен и понятен и не должен носить какого-то избирательного характера в интересах ограниченной группы лиц.

Какие направления работы в рыбном бизнесе интересны «КАРАТУ» на перспективу? Какие объекты промысла, регионы?

– Мы активно работаем над расширением своего ассортимента продукции, производимой в море. Рыбопродукция морской заморозки – отдельная категория высококачественных товаров на мировых рынках, и наши компании стремятся производить больше именно такой продукции. Если на Северном бассейне мы достигли определенного успеха в части производства филе морской заморозки, то на Дальнем Востоке еще предстоит работать для увеличения доли филе минтая в структуре нашей продукции.

Новым направлением для нас стало создание своего рыбоперерабатывающего предприятия в Минькино. Мы использовали самые современные технологии в области переработки, позволяющие обеспечить производство высококачественной охлажденной и замороженной продукции. Мы принципиально не планируем производить дефростацию сырья и изготавливать продукцию вторичной заморозки, как это делают, например, в Китае, т.к. считаем, что при такой технологии производства существенно ухудшается качество продукта. Планируется выпускать широкий ассортимент продукции, включая филе, стейки, фарш, консервы, индивидуально замороженную порционную продукцию и другие виды. Также мы сейчас выстраиваем свою работу с торговыми сетями и планируем продвигать нашу рыбопродукцию на отечественном рынке.

Что касается новых направлений по объектам промысла и регионам, то у нас и сейчас очень широкий охват, включая северо-западную, северо-восточную и центрально-восточную части Атлантического океана, северо-западную и юго-восточную части Тихого океана.

Структуры холдинга ведут добычу не только в водах РФ. Расскажите, пожалуйста, в каких районах и какие объекты добываются? О стимулировании рыболовства за пределами отечественной экономзоны много говорится – какой поддержки государственного уровня не хватает на деле?

– Практически весь промысел в Атлантике осуществляется в районах действия международных договоров. Промысел трески и пикши осуществляется как в ИЭЗ РФ, так и в экономической зоне Норвегии и в районе архипелага Шпицберген. Мы также ведем промысел синекорого палтуса и морского окуня в зоне Норвегии и районах регулирования НАФО. Сельдь, скумбрия и путассу в основном добываются в открытом море, в районах регулирования НЕАФК. Также ведем промысел сардины, сардинеллы, скумбрии и ставриды в районе западного побережья Африки, прежде всего в зонах Марокко и Мавритании. Надеемся, что в связи с подписанием 15 марта этого года нового соглашения между Россией и Марокко о сотрудничестве в области рыболовства, согласно которому РФ получает право на ежегодный вылов 140 тыс. тонн пелагических видов в зоне Марокко, «Мурманский траловый флот» также получит квоты по этому соглашению и наши суда смогут возобновить промысел в этом районе.

В части государственной поддержки рыболовства за пределами нашей экономической зоны необходимо заметить, что если промысел в принципе нерентабельный, то как-то искусственно его поддерживать нецелесообразно. Для поддержки промысла за пределами российской юрисдикции государство может осуществлять закупки такой рыбопродукции у российских компаний.

Холдинг «КАРАТ» активно работает в сфере рыбопереработки. Уже не первый год обсуждаются идеи стимулирования производства рыбопродукции с помощью сбора за пользование водными биоресурсами. Насколько, на ваш взгляд, может оказаться действенным такой инструмент?

– Речь прежде всего идет о создании механизмов для стимулирования производства продукции с более высокой степенью переработки. Однако в этом направлении нужно также быть очень осторожным. Не могут сегодня все в одночасье перейти на производство филе и фарша из минтая. Да и не нужен сегодня на рынке такой объем этой продукции. Также возникает вопрос и с охлажденной рыбой. Можно создать перечень неких целевых видов рыбопродукции без разделения на первичную и последующую переработку, при производстве которых пользователь сможет претендовать на пониженную ставку сбора. Использование же повышенной ставки сбора при экспорте рыбопродукции с низкой степенью переработки представляется весьма сложным для администрирования. Необходим простой и ясный механизм, в рамках которого рыбаку станет выгодно производить продукцию с высокой добавленной стоимостью самому или поставлять сырье на отечественные предприятия для дальнейшей переработки. Предлагаемая же сейчас в рамках поправок в НК РФ система взимания сбора за пользование объектами водных биоресурсов далека от совершенства и требует существенной доработки.

В каких сферах вы чаще всего сталкиваетесь с избыточными административными барьерами, работая в рыбном бизнесе России? Создание комфортной среды для компаний – это просто лозунг или действительно с годами становится лучше?

– Основная головная боль в России – это избыточное количество контролеров и формализм при осуществлении контрольных полномочий. Пока, несмотря на все усилия государства, выгрузка уловов в иностранных портах проходит в более благоприятных условиях, нежели в российских портах. Необходимо максимально упростить порядок прохождения такого контроля (ветеринарного, таможенного, пограничного, налогового и т.д.), сделать электронную систему и устранить все излишние сопроводительные документы и мероприятия, связанные с лабораторными исследованиями рыбопродукции. При этом никто не говорит о том, что нужно устранить контроль. Однако вместо того, чтобы создавать новые контрольные органы или наделять госорганы новыми контрольными полномочиями, необходимо разобраться с эффективностью выполнения существующих полномочий. Рыбака, доставившего в порт свои уловы водных биоресурсов, нужно рассматривать не как потенциального нарушителя, а как человека, вносящего свой вклад в развитие экономики страны, приносящего пользу стране. Пока отношение к рыбаку среди контролирующих органов не поменяется, ситуация вряд ли претерпит какие-то существенные изменения. Определенные улучшения отмечаются, но еще можно и нужно многое сделать, чтобы предприятия отрасли работали и активно развивались в комфортной среде.

Журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Апрель 2016 г.