- Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, что нового вносится в закон об аквакультуре?
- На сегодняшний день законодатели, с моей точки зрения, полностью повернулись лицом к аквакультуре. Первое и основное: внесена норма, в соответствии с которой договоры пользования рыбоводными участками будут перезаключаться с добросовестными предпринимателями без конкурентных процедур. То есть тот, кто пользовался участком и исполнял все обязательства по договору, будет иметь приоритетное право при перезаключении договора на следующий срок, не участвуя в конкурсах, аукционах. И мы, и отраслевые объединения считаем, что в связи с этим изменением интерес к рыбоводству и его инвестиционная привлекательность кратно возрастут.
Это даст большой толчок к развитию, например, мелкого, семейного бизнеса в области аквакультуры. Недавно прошел форум «Российское село-2016» - на нем отмечалось, что в сельских поселениях много водоемов. Раньше был риск: пользователь развивал акваторию, вкладывался в нее, а на очередном аукционе этот участок мог получить кто-то другой. Теперь добросовестный арендатор может планировать свою деятельность на длительный период.
Соответственно, будет развиваться в том числе семейный бизнес и, с нашей точки зрения, увеличится потребность бизнеса в квалифицированных специалистах (рыбоводах). Аквафермеры станут направлять своих сыновей, дочерей, племянников на получение специального образования, зная, что договор пользования будет пролонгироваться на новые и новые сроки.
Таким образом, эта норма дает мультипликативный эффект - как с точки зрения инвестиционной привлекательности, так и с точки зрения кадрового обеспечения и производства самой товарной продукции. Также рыбоводы будут иметь возможность использовать дополнительную государственную поддержку, это тоже очень важно.
- Распространяются ли эти изменения на предприятия, за которыми не были закреплены участки для рыбоводства, в частности на Сахалине?
- Для них эта норма будет действовать, как только предприятия получат рыбоводные участки. Мы сейчас активно работаем над предложениями по внесению изменений в нормативную правовую базу, чтобы лососевые рыбоводные заводы, в том числе Сахалина, смогли заключить договоры пользования участком на акватории, где ранее осуществлялся выпуск мальков.
- Изменения коснулись и права собственности на объекты аквакультуры при осуществлении пастбищного рыбоводства?
- Вы знаете, раньше по закону почему-то было так: предприниматель сначала имеет право собственности на посадочный материал, потом выпускает его в озеро или другой водоем в границах рыбоводного участка и право теряет. Законодатель уточнил эту норму, и теперь оно будет сохранено на каждом этапе производства продукции аквакультуры.
Учитывая специфику биологии лососей, данную норму не вводят в отношении этих видов рыб, она просто не будет работать, так как выпущенная молодь для нагула уходит далеко за пределы Российской Федерации. По анадромным право собственности остается только на изъятые объекты аквакультуры.
- В целом от изменений в сфере права собственности на продукцию пастбищной аквакультуры также ожидается большой экономический эффект?
- Да, очень. Сегодня пользователи говорят: «Мы не можем охранять свою де-факто собственность, потому что де-юре прав на нее нет». К нам постоянно обращались с проблемой: высаживает аквафермер, например, трепанга, гребешка на Дальнем Востоке или сазанов, осетров в Центральной России, а «урожай» собирают «черные» водолазы, и никто не может ничего сделать.
Рыбоводные хозяйства будут иметь возможность страховать свою продукцию товарной аквакультуры, получать доступ к оперативному кредитованию в финансовых организациях, осуществлять охранные мероприятия в отношении собственного имущества (объектов рыбоводства). Банки и инвесторы будут охотнее вкладывать деньги в аквакультуру. Соответственно, это изменение очень важное и нужное для аквакультурных хозяйств.
- Виктор Васильевич, какие еще поправки вы бы особо отметили?
- Очень важная поправка – убрали администрирование федеральными органами власти выпусков молоди при пастбищной аквакультуре в пресноводных водных объектах. То есть сотрудники теруправлений, рыбинспекторы не должны будут присутствовать при зарыблениях.
Президент указывал, что нужно снижать административные барьеры на местах. Как раз эта норма направлена на исполнение поручений главы государства о том, что необходимо снизить излишний административный прессинг на хозяйства аквакультуры.
Еще на коллегии Росрыболовства было заявлено, что рыбоводные предприятия для нас не браконьеры, поэтому участвовать инспекторам в зарыблении на озерах и прудах нет надобности, это вопросы муниципальных органов власти. А вот представители муниципалитетов по-прежнему будут присутствовать при выпусках.
Это социальная норма, которая снимает напряжение именно у рыбоводов и дает возможность освободить от лишних обязанностей инспекторов, чтобы они занимались именно охраной водно-биологических ресурсов, борьбой с браконьерством.
Например, в Азово-Черноморском бассейне на 200 сотрудников теруправления приходится более 600 рыбоводных участков, и на каждом зарыблении им надо присутствовать, соответственно, начинается: «Ты сегодня выпускай рыбу, потому что я приеду, а ты – завтра…» А мальков ведь надо переселять тогда, когда температура нормальная, рыба жизнеспособна, другие условия подходящие. Это было очень тяжелое, неоправданно зарегулированное положение, законодатель его снял.
Отмечу еще одно важное изменение, про которое почему-то мало говорят. Существенным условием договора пользования был определенный видовой состав объектов аквакультуры, обязательных к выращиванию на участке. И постоянно нам направляли претензии: почему нам устанавливают, что нужно выращивать? Сегодня, например, мидия хорошо продается, а завтра рынок «перегрели» этим моллюском, стал востребован гребешок и бизнесу надо переориентироваться.
Норма - нерабочая, непонятно, как ее администрировать, очевидно, что рынок должен сам диктовать тот видовой состав, который необходим на данный момент.
Вместо видового состава обязательным условием договора будет минимальный объем продукции. Мы говорим: «Есть норма в законе об охране окружающей среды, согласно которой рыбоводное хозяйство не имеет права вселять объекты аквакультуры, не свойственные естественным экологическим системам. Самое важное – рыбовод ежегодно должен выращивать не менее определенного договором минимального объема товарной продукции с гектара». Если пользователь два года подряд не выдает нужный показатель, с ним расторгают договор. Продуктивность должна быть не менее установленной нормы. Это очень нужное и важное изменение.
- Когда начнет действовать блок поправок, касающихся аквакультуры, и какая к нему понадобится подзаконная база?
- Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 года. Да, нужно сделать «подзаконку»: разработать порядок перезаключения договоров с добросовестными пользователями, по минимальному объему придется вносить изменения в методику.
- Помимо последних поправок ведется еще какая-либо работа над законодательством в сфере аквакультуры?
- Да, это системная работа, и одним из важных моментов сегодня остается вопрос осуществления товарной аквакультуры на так называемых русловых прудах, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности или аренды.
Этот социально значимый вопрос подняли на пленарном заседании межрегионального форума Общественного народного фронта «Форум действий. Регионы» 25 апреля этого года. По итогам обсуждения президент поручил Правительству РФ предоставить предложения по внесению изменений в российское законодательство, направленных на регулирование использования водных объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для осуществления товарной аквакультуры.
Учитывая актуальность и своевременность решения данного вопроса, Росрыболовство совместно с Росрыбхозом подготовили соответствующие предложения.
Кроме того, в середине июня министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев подписал новую Методику определения объема и видового состава объектов аквакультуры, подлежащих разведению, выпуску и изъятию на рыбоводных участках. Первый документ, который вышел в августе 2015 года, был недостаточно проработан и вызвал немало критики. В частности, в нем не были прописаны значения для некоторых регионов, в случае если температура водоема повышалась или понижалась на одну десятую градуса, надо было менять видовой состав объектов аквакультуры и тому подобное. Управление аквакультуры Росрыболовства совместно с Минсельхозом и Росрыбхозом обсудили методику совместно с отраслевыми объединениями, отработали ее и сняли ряд барьеров. Новая версия сейчас находится в Минюсте, ждем ее регистрации.
Алексей СЕРЕДА, Fishnews
Июль 2016 г.