Газета «Рыбак Камчатки»

"Тихон Семушкин" тихо затонул у причала

Сухогруз «Тихон Семушкин», построенный в 1982 году и около трех лет из-за спора хозяйствующих субъектов стоявший брошенным у пирса в поселке Авача, 10 апреля стал тонуть.

Злоключения сухогруза начались в 2006 году во вьетнамском порту Хайфон, когда судовладелец – компания «Камчатморфлот» – не смогла заплатить за ремонт 400 тысяч долларов. Экипаж тогда полтора года ждал снятия ареста – сначала в гостинице на берегу, затем – на борту родного судна и без зарплаты.

Свои права на него заявили две фирмы. Пока между ними шла тяжба, «Тихон Семушкин» стал бесхозным. Судно водоизмещением более 8 000 тонн оказалось без экипажа и охраны. Единственное, что было сделано, – с «Тихона Семушкина» были заведены на причал все швартовы, которые периодически рвались.

По предварительной версии, перед тем как на борт сухогруза стала поступать вода, охотники за цветными металлами выкрутили медные клапаны из системы охлаждения главной машины, в результате чего в машинное отделение начала поступать вода. Судно опустилось кормой на грунт, возникла опасность его опрокидывания и разлива топлива. По имеющейся информации, на судне могло находиться около 90 тонн топлива. Если бы оно попало в морскую среду, это нанесло бы непоправимый вред (недалеко находится устье р. Авача, куда на нерест заходит лосось).

К работам по недопущению затопления судна были привлечены водолазы ДВРПСО и специализированной пожарно-спасательной части, а также представители специализированного отряда «Каскад» по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и камчатского филиала СахБАСУ, сообщил врио начальника ГУ МЧС России по Камчатскому краю полковник Олег Волынкин.

11 апреля специалистам СахБАСУ не удалось откачать воду из внутренних помещений судна. Хотя осмотр водолазами днища и корпуса не выявил пробоин и других повреждений корпуса, в машинное отделение продолжает поступать вода. «Вероятно, остались другие незакрытые технологические отверстия», – предположил министр специальных программ края Сергей Хабаров. Но на следующий день специалисты откачали воду из внутренних помещений, и судно практически встало на ровный киль.

Сергей Хабаров рассказал, что после откачки воды удалось определить масштабы ущерба. Выяснилось, что в машинном отделении спецоборудованием срезаны крупные детали.

- Вандалы работали не один день, погрузка тяжелых деталей в машины, очевидно, осуществлялась прямо на пирсе. Но никаких сообщений в правоохранительные органы не поступало, – посетовал министр. «Тихон Семушкин» разграблен. В результате хозяйственных споров предпринимателей Камчатка потеряла сухогруз водоизмещением более 8 тысяч тонн, который мог бы приносить пользу, доставляя грузы на полуостров.

Собственник сухогруза ранее заявлял, что судно могло быть затоплено преднамеренно «теми, кто его контролирует», чтобы избежать ответственности за причиненные судовладельцу многомиллионные убытки.

Управление федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю опровергло это заявление. Согласно распространенному пресс-релизу, «арбитражный суд края, а далее и иные судебные инстанции, включая ВАС РФ, пришел к выводу, что ООО “Флот-4” продолжает оставаться законным владельцем судна и ничто не мешает ему воспользоваться своим законным правом пользования теплохода “Тихон Семушкин”, в том числе и обеспечить его сохранность. При этом акты изъятия и приема-передачи судна и документов по нему не являются документами, препятствующими собственнику пользоваться своим имуществом». Обвинение главного судебного пристава края в ответственности за затопление судна, возможный разлив топлива и экологическую катастрофу УФССП России по Камчатскому краю расценивает как клевету.

Оперативным штабом по ликвидации последствий происшествия с теплоходом «Тихон Семушкин» после того, как была откачана вода из внутренних помещений судна и восстановлена плавучесть, принято решение отбуксировать его к причалу СахБАСУ.

- После того, как судно встанет туда, будет обеспечена его безопасная стоянка и начнется откачка топлива из танков, – сказал Сергей Хабаров. – Обследовать танки не удалось по техническим причинам, поэтому точное количество ГСМ, находящегося на борту судна, пока неизвестно. Однако, вероятнее всего, в танках находится весь мазут, заявленный в судовых документах – около 90 тонн.

Михаил НИКОЛАЕВ.