Сергей Коростелев: ОДУ для дрифтеров должен коррелировать с динамикой запасов лососей
Ситуация с дрифтерным ловом тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне РФ нуждается в изменениях, убежден доктор биологических наук, координатор программы по устойчивому рыболовству Камчатского/Берингийского экорегионального отделения WWF Сергей Коростелев.
На 2014 г. ученые рекомендовали к изъятию в ИЭЗ РФ 22,5 тыс. тонн тихоокеанских лососей. На заседании Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Росрыболовстве, состоявшемся 5 апреля в Москве, было отмечено, что при определении возможного вылова лососей в экономзоне России специалисты исходили из среднемноголетней величины уловов лососей за последние 10 лет, без учета максимально высоких объемов добычи в 2009 и 2011 гг. «С учетом этого среднемноголетняя величина вылова за последнее десятилетие составляет 260 тыс. тонн. Подходы в этом случае должны составить в среднем 370 тыс. тонн. С учетом морской смертности на 2014 г. для изъятия в море можно рекомендовать в объеме 22,5тыс. тонн лососей, что составляет порядка 6% от среднемноголетней величины их подходов или менее 9% от среднемноголетнего вылова в прибрежье. В предыдущие годы мы определяли возможный вылов в ИЭЗ в размере 5-7% от численности подходов», – говорится в докладе.
Подчеркивается, что «вылов российского прибрежного промысла нерки, на состояние запасов которой нацелено пристальное внимание, когда речь идет о воздействии морского промысла на запасы лососей, рос в последние годы, а в 2012 г. был наибольшим за весь период наблюдений, начиная с 20-х годов прошлого века. На нерестилища при этом было пропущено достаточное для сохранения высокого уровня воспроизводства число производителей».
Прогноз для дрифтерного лова красной рыбы уже вызвал резонанс. По информации пресс-службы Законодательного собрания Камчатского края, участники публичных слушаний, состоявшихся 29 марта, не только сочли предложенный общий допустимый улов лососей в исключительной экономзоне завышенным, но и высказались за запрет дрифтерного промысла. «По результатам слушаний общественность предложила довести до Минсельхоза особое мнение камчатцев о необходимости разработки полной и достоверной оценки воздействия на окружающую среду дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации», – сказано в пресс-релизе. Для поэтапного сокращения дрифтерного промысла ОДУ на следующий год предложено снизить с 22,5 тыс. тонн до 12 тыс. тонн.
Цифра в 22,5 тыс. тонн, по сути дела, остается неизменной уже около 10 лет, рассказал РИА Fishnews.ru доктор биологических наук, координатор программы по устойчивому рыболовству Камчатского/Берингийского экорегионального отделения WWF Сергей Коростелев. В доказательство своих слов он ссылается на статью, опубликованную в журнале «Рыбное хозяйство» еще в 2004 г., – отличий от того, что озвучивалось на слушаниях на Камчатке и на заседании Совета по промысловому прогнозированию в Москве, почти нет, за исключением дат. Такая оценка, по мнению собеседника информагентства, неприемлема, ведь в природе все меняется.
Решение вопроса с дрифтерным ловом лососей, по словам Сергея Коростелева, должно представлять собой комплекс мер. Прежде всего, общий допустимый улов должен коррелировать с динамикой запасов. Необходимы определенные научные изыскания, должно быть показано: запас растет – значит никакой обеспокоенности по поводу дрифтерного промысла нет, запас падает – значит надо вносить корректировки, рассказал ученый.
Не менее важно и то, что внутри общей цифры, – раскладка по видам лососей. «По нашему мнению, повидовая раскладка должна быть очень точно обоснована. По каждому району, по каждой подзоне должен быть прогноз подходов по каждому виду и, соответственно, какой-то процент изъятия в результате промысла. Почему это очень важно? Потому что в каждом районе соотношение (видов лососей – прим. корр.) разное», – заявил координатор программы по устойчивому рыболовству Камчатского/Берингийского экорегионального отделения WWF.
В качестве примера собеседник информагентства привел ситуацию с неркой Западно-Беринговоморской зоны: объемы лова в исключительной экономзоне и объем берегового лова практически равны, хотя в прогнозе декларируется приоритет для «прибержки». Сергей Коростелев также напомнил о жалобах чукотских рыбаков на то, что рыба приходит объячеянная: повреждения она получает, попадая в дрифтерные сети.
Кроме того, как отметил собеседник информагентства, несоответствие прогноза реальным подходам тех или иных видов лососей, провоцирует промысловиков на нарушения, выбросы рыбы. Противники дрифтерного промысла неоднократно заявляли, что промыслом изымается только самый ценный объект – нерка, остальные виды просто отправляются за борт.
Еще один важный момент – сроки промысла. В соответствии с Правилами рыболовства, комментирует Сергей Коростелев, вести дрифтерный промысел лососей в исключительной экономзоне РФ разрешено с 1 мая и практически до октября. Если при прибрежном промысле, все вопросы в оперативном режиме решаются региональными комиссиями по регулированию добычи анадромных видов рыб, постоянно идет живая работа, то в случае с дрифтерным ловом ситуация иная, рассказал ученый.
По его мнению, сроки промысла нужно сократить. Следующее предложение – установить, чтобы дрифтерный лов осуществлялся ближе к берегу, в 12-мильной, даже в 3-мильной зоне, – чтобы работу дрифтеров могла контролировать комиссия по анадромным, и если нерестилища не заполняются на должном уровне, дрифтерный лов останавливался. Немаловажно, по словам Сергея Коростелева, и то, что сырец будет сдаваться в этом случае для переработки на береговые предприятия – берег будет работать.
РИА Fishnews.ru