О состоянии российского рыбопромыслового флота и промыслового судостроения
Средний возраст отечественных промысловых судов соответствует европейскому, но наш флот изнашивается быстрее без должного технического обслуживания и модернизации, отмечает главный специалист «Гипрорыбфлота» Дмитрий Наумов.
ОАО «Гипрорыбфлот» уже многие десятилетия продолжает учет и ежегодный анализ состава рыбопромыслового флота России. Главный специалист компании Дмитрий Наумов представил Fishnews некоторые итоги такого анализа по добывающим судам с мощностью главных двигателей 55 кВт и более.
По состоянию на начало 2012 г. прослеживается общая (с некоторыми вариациями) тенденция к сокращению численности флота (рисунок 1). С 1995 по 2012 гг. количество добывающих судов сократилось на 28%. «Однако, по оценкам института, имеющиеся промысловые мощности флота пока еще продолжают оставаться избыточными по отношению к заданным «Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» на текущий период объемам вылова», - заметил Дмитрий Наумов.
По его словам, пополнение осуществлялось в основном (около 88%) бывшими в эксплуатации судами иностранной постройки. Доля судов новостроя составила около 12%, а судов новостроя, построенных в России, – около 10%. «Причем из 52 судов, построенных в России, 50 единиц являются малыми и маломерными, и только 2 судна – среднетоннажные, построенные в 2002-2003 гг.», - добавил специалист. За рубежом новые суда заказывались в незначительном количестве – за 10 лет всего 11 судов, одно из которых – крупное, 6 – средних и 4 малых.
Доля судов со сверхнормативным сроком эксплуатации (СНС), неуклонно возрастает. К 2012 г. она достигла 89%, в то время как в 1995 г. она составляла 42%. Наиболее старый флот эксплуатируется на Западном (97,6% судов СНС) и Каспийском (97,4% судов СНС) бассейнах.
Эксперт отмечает, что средний возраст российских добывающих судов, составляющий около 27,5 лет, находится на уровне флота ЕС, Исландии и Норвегии. В этих странах в условиях экономического кризиса судовладельцы в значительной степени переориентировались на проведение модернизации уже имеющихся судов вместо строительства новых. «Однако состояние иностранного судна предельного возраста и российского, как говорится, «две большие разницы». В развитых зарубежных странах имеется отлаженный рынок качественного технического обслуживания, ремонта и модернизации судов, что позволяет значительно увеличить сроки их эффективной эксплуатации. В России же такой рынок практически отсутствует, а необходимое для модернизации современное судовое оборудование не производится», - констатировал главный специалист «Гипрорыбфлота».
Подавляющее большинство российских судовладельцев – мелкие компании, которым не по карману закупка оборудования и выполнение работ по модернизации за рубежом. «В связи с этим значительное количество судов работает без должного технического обслуживания и модернизации, что влечет за собой их более быстрый износ и препятствует эффективной эксплуатации», - подчеркнул Дмитрий Наумов.
Текст полностью читайте в разделе «Квоты под киль и обновление флота» на сайте Fishnews