Виталий Корнев: В условиях недобросовестной конкуренции ослабление госконтроля недопустимо
В обстановке, когда недобросовестная конкуренция стала нормой в рыбной отрасли, недопустимо ослабление госконтроля в сфере ввоза, переработки и оборота ВБР, считает и.о. президента Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев.
Сегодня отечественный рынок буквально наводнен относительно дешевым рыбным импортом. Привлеченный выгодной ценой, обычный потребитель, как правило, уже не обращает внимания на качество, состав и производителя продукции. К примеру, мало кто задумывается о том, что тиляпия и пангасиус являются продуктами аквакультуры, а значит, выращены на искусственных кормах с применением антибиотиков, добавок роста массы и товарного вида. А низкая цена «сочного» импортного филе объясняется высоким содержанием (до 50%) глазури (проще говоря, льда), а также экономией на таможенных платежах за счет занижения таможенной стоимости при импорте.
«Возникновению на внутреннем рынке России такой ситуации, по факту представляющей собой недобросовестную конкуренцию, способствовал целый ряд причин», – рассуждает в своей статье, опубликованной на сайте «Открытая отрасль», и. о. президента Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев.
В качестве основных факторов эксперт выделяет последовательное сокращение функций государственного контроля за ввозом и оборотом рыбопродукции, а также блокирование инициатив надзорных органов (Росрыболовства, Роспотребнадзора, Россельхознадзора) по усилению контроля за оборотом пищевой продукции и значительное увеличение количества импортеров. «Для общественности это подается как снижение административных барьеров и улучшение конкурентной среды», – поясняет он.
В результате действующая сегодня в России система не позволяет отслеживать содержание глазури и влагоудерживающих средств (фосфатов) в рыбопродукции – в пунктах пропуска и местах таможенного оформления ветеринарная служба не контролирует эти показатели, продолжает рассуждение и. о. президента ассоциации.
Надзорная деятельность Роспотребнадзора в отношении импортной пищевой продукции в основном сфокусирована на проверке розничных торговых объектов уже внутри страны. Правда, по словам Виталия Корнева, доля такой «организованной розницы», которую можно качественно проконтролировать, составляет лишь около 30% в общей структуре продаж пищевой продукции. Остальная часть, в том числе рыбных товаров, по-прежнему реализуется мелкими торговыми предприятиями.
«Недостоверное декларирование товаров с занижением его стоимостных, размерных и весовых характеристик и вовсе представляет собой вполне реальную действующую практику таможенного администрирования в Республике Казахстан, – отмечает эксперт. – Дело в том, что преимуществами Таможенного союза пользуются не только добросовестные участники ВЭД: под видом транзитного груза, предназначенного для Казахстана, на российский рынок попадает некачественная рыба из стран юго-восточной Азии и Европы. Активно применяются схемы по «облегчению» налогообложения с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок во внешнеэкономических сделках. По данным ФТС, по отдельным невлагоемким товарным позициям такое «перетекание» потоков для таможенного оформления в казахстанские таможенные органы составляет до 40%.
В сложившейся ситуации на протяжении нескольких последних лет в проигрыше оказываются и отечественные потребители, и российские рыбодобывающие компании, которым сложно противопоставить дешевому, низкокачественному импорту свою продукцию, произведенную из дикой, добытой в море рыбы и содержащую минимальный процент глазури (8-10%) лишь для хранения и транспортировки».
В свою очередь, отсутствие должного спроса на отечественную рыбу внутри страны является одной из причин массового экспорта российской рыбопродукции в Китай и Корею, обращает внимание автор статьи.
«К сожалению, в настоящее время недобросовестная конкуренция в рыбной отрасли стала нормой предпринимательской деятельности, – резюмирует Виталий Корнев. – О таком положении дел прекрасно осведомлены иностранные производители, которые очень умело и ловко этим пользуются, прикрываясь стандартами и нормами ВТО. В таких условиях недопустимо ослабление государственного контроля в сфере ввоза, переработки и оборота водных биоресурсов.
Именно поэтому наша Ассоциацияпроизводственных и торговых предприятий рыбного рынка на протяжении нескольких лет неизменно выступает за увеличение государственного регулирования в рыбной отрасли.
Мы уверены, что требуется не либерализация и псевдоразвитие конкуренции, а усиление государственного контроля за качеством и безопасностью ввозимых на территорию Таможенного союза водных биоресурсов. Эти меры должны быть адекватны и сопоставимы с теми мерами, которые применяются в странах ЕС, США в отношении российской продукции. Штрафы за нарушения должны быть выше доходов, получаемых недобросовестными участниками рынка от реализации низкокачественной рыбопродукции».
Текст полностью читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.