Наука объяснила ситуацию с подходами лососей на восточном Сахалине
Ученые СахНИРО подвели первые итоги лососевой путины в Сахалино-Курильском регионе. Прогноз для южного и западного Сахалина оказался верным, однако ситуация на северо-востоке острова и на Южных Курилах вновь показала необходимость полноценного изучения лососевых.
В этом году подготовка путины сопровождалась опасениями рыбаков Сахалинской области из-за прогнозируемых слабых подходов в ряде районов и тревогами науки за уровень заполнения нерестилищ. Однако благодаря массовым подходам лососевых на северо-восточном Сахалине, регион стал лидером на Дальневосточном бассейне по добыче красной рыбы.
Первые итоги путины подвели специалисты Сахалинского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. Как сообщили Fishnews в институте, если сравнивать прогноз с реальным выловом, то сразу же следует исключать из такого анализа районы, где в массовом количестве облавливают так называемых «транзитных» рыб, мигрирующих через воды островного региона в другие места своего воспроизводства. «На Сахалине к таким районам относится его западное побережье, на севере которого уже приближается к своему завершению очень удачный в этом году для рыбаков промысел горбуши (вполне может быть достигнут рекордный уровень ее уловов). А в его южной части из-за ожидаемых чрезвычайно слабых подходов горбуши был введен полный запрет на ее промысел. К сожалению, прогноз оказался верным, а введенный запрет позволил хотя бы немного, но все же пропустить производителей в реки», – заявил заведующий отделом лососевых исследований СахНИРО Александр Каев,
Через северокурильские проливы в Охотское море аналогично мигрируют разные виды лососей, воспроизводство которых осуществляется практически в реках всего побережья этого моря. «Свою» горбушу облавливают только на Итурупе и Кунашире.
В этом году на Кунашире фактически введен запрет на ее промысел – выставлены всего три невода в центральной части охотоморского побережья для контроля за подходами. Как отметили в СахНИРО, малые объемы вылова этими неводами, а также обследование рек острова подтвердили целесообразность мер, принятых по поддержке воспроизводства.
На Итурупе промысел горбуши разрешен, но к вылову в этом году рекомендовано всего 7,3 тыс. тонн. В предыдущие нечетные годы, за исключением провального 2011 г., вылавливали в среднем 25,4 тыс. тонн этого биоресурса. Однако анализ динамики стада горбуши показал, что общий уровень запаса снизится с одновременным увеличением разницы по величине уловов в смежные годы, что и подтвердилось в этом году.
Сложившуюся на восточном побережье Сахалина ситуацию, по мнению Александра Каева, можно охарактеризовать как уникальную. После рекордно высоких уловов горбуши в 2009 г. (224,3 тыс. тонн) и 2011 г. (169,2 тыс. тонн) прогнозные оценки на 2013 г. были весьма неоднозначными.
По традиционному прогнозу вероятный вылов оценивался в объеме 27,3 тыс. тонн, причем впервые за все годы основные подходы горбуши ожидались на северо-восточном побережье острова и в заливе Терпения – 21,9 млн. рыб. На юго-восточное побережье, которое неоднократно бывало самым урожайным районом, на нерест должно было прийти 9,7 млн. рыб. Подходы во втором по значимости районе, заливе Анива, ожидались на уровне лишь 3,4 млн. экземпляров. Это повлекло за собой запрет на промысел горбуши дикого происхождения, так как ее расчетный возврат был недостаточен даже для заполнения нерестилищ.
В дальнейшем, после анализа результатов других методов расчета и учета горбуши на подходах к проливам Курильской гряды, официальный прогноз науки по горбуше восточного Сахалина был представлен в объеме 73,5 тыс. тонн. В то же время, в информации для рыбаков постоянно указывалось, что если где и будут серьезно превышены прогнозные ожидания, то это будет в северной части восточного побережья Сахалина.
Причина в том, что по этому району нет достоверных данных по скату молоди, – отметили специалисты. В расчеты были заложены данные по скату из рек соседних районов. А фактически этот скат мог быть значительно выше. Кроме этого, воспроизводство горбуши в реках северо-восточного побережья Сахалина, в левобережных притоках Пороная и в небольших реках северного побережья залива Терпения не подверглось катастрофическому воздействию осенних тайфунов, как это было отмечено в реках южной части Сахалина, где в результате мощных паводков большинство нерестилищ было размыто.
Фактические подходы превзошли все ожидания. Вылов на восточном Сахалине по состоянию на 18 августа составил 127,4 тыс. тонн. Как и прогнозировалось, почти вся горбуша добыта на северо-восточном побережье острова (71,1 тыс. тонн) и в заливе Терпения (51,2 тыс. тонн). Причем в заливе Терпения основные скопления также находились в его северной части. В предыдущие пять цикличных лет ежегодно доминировал по уловам Макаровский район (западное побережье залива), где добывали в среднем по 18,1 тыс. тонн, а в северном Поронайском районе – по 13,9 тыс. тонн. Однако в текущем году, по состоянию на 18 августа, на северном побережье залива поймано горбуши вдвое больше, чем на западном (35,1 тыс. тонн против 16,1 тыс. тонн). И это несмотря на то что в северной части залива не было каких-то комфортных условий для концентрации рыб: здесь, как и у западного побережья, наблюдался очень сильный прогрев поверхностного слоя воды в период массовых подходов горбуши (почти до 20°С в первой декаде августа).
Как считают ученые, увеличение первоначального прогноза оказалось весьма полезным, поскольку позволило выиграть время для оценки ситуации и разработки оперативных рекомендаций. В соответствии с ними, величина возможного вылова горбуши в северной части побережья была установлена в объеме 132,3 тыс. тонн, а для южной части был подтвержден ранее разработанный прогноз по традиционной методике – 12,7 тыс. тонн. По данным на 18 августа, вылов в этой части побережья составил 5,2 тыс. тонн (прогноз на отчетную дату – 6,9 тыс. тонн), но это отставание вполне может быть следствием последних штормов, считает Александр Каев.
Специалисты дальневосточных рыбохозяйственных НИИ указывают, что в последние годы наблюдаются заметные изменения в численности горбуши (флюктуации). Причины, вызывающие эти изменения, до конца непонятны.
Например, мощные паводки в реках Итурупа и южной части Сахалина вызвали резкое снижение запасов горбуши, а в Аниве этому способствовали еще и заморы рыб в реках из-за их чрезвычайно больших заходов. Однако на Кунашире паводки были слабее, заморы не случались, но объемы запасов горбуши столь же невелики.
Лососи продолжают оставаться труднопрогнозируемым объектом, требующим большого внимания науки. Они хранят еще множество загадок, однако на взгляд Александра Каева, в последние годы очень хорошо прослеживается простая закономерность. Если проводится полноценный сбор достоверных данных об условиях воспроизводства лососей в реках, оценка ската молоди, то, как минимум, точно предсказывается тенденция изменения их численности. А если таких работ не делают, как например, на Итурупе в 2010 г. или в северной части восточного побережья Сахалина, то неизбежно будут возникать «неожиданные» падения или всплески численности горбуши.
Fishnews