В сухом остатке – заседания и декларации
«Очистив ответ директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Леонида Стругова от неверно изложенных фактов, получаем в остатке информацию о заседаниях, намерениях, планах и поручениях, а конкретно – пустоту», – комментирует капитан дальнего плавания Дмитрий Понявин.
В ответ на запрос Fishnews Министерство промышленности и торговли обозначило свою позицию по вопросу обновления промыслового флота. По словам директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Леонида Стругова, отечественные верфи обладают достаточными техническими возможностями для строительства рыбодобывающих судов.
Ответ Минпромторга прокомментировал капитан дальнего плавания Дмитрий Понявин. «Мы работаем вплотную по строительству промысловых судов, в том числе пытаясь задействовать и российские верфи. Начну с конечного вывода. Из 37 верфей, входящих в ОСК, ни одно предприятие никогда не строило среднетоннажные и крупнотоннажные промысловые корабли с полной готовностью, как говорится, «под ключ», – утверждает специалист. По его словам, российские проектные организации не проектировали рыболовецкие суда с середины 80-х годов прошлого века. «Соответственно, ни одна из российских верфей пока не способна построить современное промысловое судно при условии соблюдения стоимости и сроков», – делает неутешительный вывод Дмитрий Понявин. Он добавил, что отечественные проектировщики тоже не смогут самостоятельно спроектировать современный рыболовный траулер.
Эксперт напомнил известные проблемы российских верфей и проектных организаций. «Тут и неуклюжесть организации, нехватка квалифицированных кадров, некомпетентность, нежелание учиться, упование на пока прибыльные государственные и оборонные заказы, ожидание, что рыбаков «загонят» к ним насильно и т.д., а если говорить короче, – очевидная неконкурентоспособность», – подчеркнул капитан дальнего плавания.
Он считает, что Россия в области проектирования и постройки промысловых судов задержалась в середине 80-х годов прошлого века. «Увы, сотрудники Минпромторга, заблуждаясь вольно либо невольно, постоянно выдают желаемое за действительность», – заявил Дмитрий Понявин.
«Из всех российских верфей самая перспективная (в плане постройки промысловых судов) – Выборгская верфь (ВСЗ)», – полагает эксперт. По его словам, действительно, как и пишет министерство, на ВСЗ в 1999-2004 гг. было построено 11 корпусов сейнер-траулеров различной степени насыщенности для норвежских заказчиков. «Но, во-первых, это было 10 лет назад, и с тех пор завод не совсем удачно перепрофилировался под ожидаемое строительство буровых платформ, а, во-вторых, наливные сейнер-траулеры, так популярные у западных судовладельцев, вовсе не востребованы у россиян», – отметил капитан. По его словам, руководство ВСЗ трезво оценивает свои возможности и осознает, что пока предприятие не готово строить рыболовные суда с готовностью «под ключ».
Дмитрий Понявин упомянул и опыт Ярославского судостроительного завода, который строил 30-метровые судов прибрежного лова для норвежских заказчиков. «Завод потерял при этом деньги, то есть сработал в убыток и, естественно, имело место разочарование, – сотрудничество с рыбацкими заказчиками прекратилось. Тем не менее Ярославский завод – хорошее частное предприятие, не входящее в ОСК, и оно, при нарабатывании определенного опыта, будет способно строить для рыбаков», - отметил капитан. В то же время, добавил он, из-за расположения верфи на реке Волге у нее имеются ограничения по осадке и по ширине корпуса и на предприятии, пожалуй, не построишь даже 60-метровое судно.
По поводу строительства для норвежцев двух судов-снабженцев на Северной верфи эксперт заметил, что создание современного траулера гораздо сложнее. Специалист также подчеркнул, что поставка первого корабля была прилично задержана к совершенному разочарованию заказчика.
«Очистив ответ директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Леонида Стругова от неверно изложенных фактов, получаем в остатке информацию о заседаниях, намерениях, планах и поручениях, а конкретно – пустоту», – резюмировал Дмитрий Понявин.
Полный текст статьи читайте в разделе «Личное мнение» на сайте Fishnews.