Кривое зеркало ветконтроля
Комиссией РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре утвержден итоговый доклад о проблемных вопросах регулирования рыбного рынка РФ и предложениях по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере государственного ветеринарного контроля и надзора.
Документ доработан в соответствии с итогами его обсуждения на расширенном заседании комиссии Российского Союза промышленников и предпринимателей, которое состоялось во Владивостоке 13 сентября, а также с учетом поступивших замечаний и предложений членов комиссии.
Авторы доклада дают детальный анализ соответствия российской правовой базы о государственном ветеринарном контроле и надзоре международным правовым актам о защите здоровья потребителей и обеспечении добросовестности торговли пищевыми продуктами. С этой целью рассматриваются документы, выпущенные основополагающими организациями в этой сфере и международные общепринятые стандарты, к которым в том числе относятся акты Комиссии ФАО/ВОЗ Codex Alimentarius или положения Ветеринарно-санитарного кодекса здоровья водных животных. Из этого анализа следует, что в международных актах отсутствуют указания на необходимость обязательного лабораторного исследования, тестирования образцов популяции или инспекции конечной продукции. Это касается и требований соответствующих законодательных актов Европейского союза, делают вывод в РСПП и приводят перечень документов. Вместе с тем международные регуляторы предусматривают систему предупреждения необоснованных санитарных барьеров, основанную на недопустимости задержки партий продукции при оформлении.
В то же время в российском нормативном правовом регулировании государственного ветеринарного контроля и надзора произошло искажение принципов и процедур, предусмотренных документами Комиссии Codex Alimentarius и Кодексом по водным животным, - резюмируют в РСПП. Как сообщает корреспондент Fishnews, авторы доклада также приходят к выводу, что подмена базовых принципов и понятий, установленных ФАО/ВОЗ и Международным Эпизоотическим Бюро, позволила Россельхознадзору сформировать систему, состоящую из многочисленных административных барьеров и создающую коррупциогенные ситуации при оформлении продукции из ВБР. Производится лабораторный контроль каждой партии, несмотря на отсутствие в популяциях водных биоресурсов возбудителей болезней, включенных в список Международного эпизоотического Бюро. Кроме того, органы Россельхознадзора игнорируют предусмотренную Кодексом по водным животным разницу между ВБР, добытыми в исключительной экономической зоне, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, и водными биоресурсами, добытыми в пресноводных водоемах и выращенными в хозяйствах аквакультуры.
Раздел доклада, посвященный анализу контрольно-надзорных функций Россельхознадзора в сфере обращения продукции из уловов ВБР, насыщен фактами несоответствия между различными документами и правовыми актами, устанавливающими полномочия Россельхознадзора, и даже фактами неисполнения правительственных решений, касающихся разграничения надзорных функций и ликвидации избыточного контроля. В РСПП вынуждены констатировать, что в этой ситуации бездействие головного ведомства – Минсельхоза – приводит к созданию искусственных административных барьеров, выражающихся в предъявлении требований об обязательном оформлении ветеринарных сопроводительных документов на все виды продукции животного происхождения, в том числе на продукцию глубокой переработки. А это, в свою очередь, приводит к ограничению свободного перемещения товара на внутреннем рынке: «Анализ практики применения надзорных полномочий Россельхознадзором, а также законодательных норм, регулирующих обращение уловов водных биологических ресурсов и продукции из уловов водных биологических ресурсов (а также иной пищевой продукции), оценка правоприменительной практики Министерства экономического развития РФ, Министерства юстиции РФ, Федеральной антимонопольной службы и судебной практики арбитражных судов свидетельствует о существенном нарушении Министерством сельского хозяйства РФ и Россельхознадзором гарантированных Конституцией Российской Федерации единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности».
Авторы доклада также поэтапно описали процедуры оформления продукции на внутренний рынок и на экспорт, систематизировали административные барьеры при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, а также представили образцы систем контроля качества и безопасности продукции из ВБР других стран.
Специальный раздел документа посвящен вопросу действующей системы государственного ветеринарного контроля и надзора относительно обязательств России при вступлении в ВТО. В этой части указано, что в соответствии с п.825 Заявки России о вступлении в ВТО, «представитель РФ пояснил, что Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1009 установлена соответствующая компетенция Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Россельхознадзор несет ответственность за ветеринарный (ветеринарно-санитарный) надзор (контроль) товаров, которые могут быть опасны для здоровья животных. Роспотребнадзор является ответственным за контроль безопасности продуктов питания и другой продукции для обеспечения здоровья человека». Следовательно, неисполнение Министерством сельского хозяйства указанного постановления является неисполнением обязательств России при вступлении в ВТО и должно быть обжаловано в судебных органах ВТО. Обжалование может быть осуществлено как иностранными, так и российскими юридическими лицами.
Комиссия РСПП не ограничилась только выводами из проделанного анализа, которые систематизированы в заключении доклада, но представила свои предложения. Они касаются приведения Минсельхозом в соответствие с Постановлением Правительства N 1009 ведомственных нормативных актов, учета соответствующих норм в проекте ФЗ «О ветеринарии», дальнейшей работе над Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции».
Предлагается дополнить проект Технического регламента следующими положениями: «Непереработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения, произведенная из уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) на территории одного государства-члена Таможенного союза, а также в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации и перемещаемая по территории этого государства, сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие ее безопасность, и не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе.
Оценка (подтверждение) соответствия непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения, перемещаемой по территории одного из государств-членов Таможенного союза и произведенной из уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) на территории указанного государства-члена Таможенного союза а также в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, осуществляется в форме и порядке, определяемом национальным законодательством государств-членов Таможенного союза».
Предлагается также учесть, что ветеринарно-санитарная экспертиза проводится для продукции, подвергшейся тепловой переработке, только при оформлении партий рыбной продукции пресноводных водоемов, а также для искусственно выращенной.
«Многолетняя практика (до 1997 года) ввоза рыбопродукции до введения изменений в Федеральный закон «О ветеринарии» была эпидемиологически оправдана и обеспечивала поставку безопасной и качественной рыбопродукции с промысла в порт без дополнительного контроля со стороны ветеринарной службы», - резюмируют в РСПП.
Рекомендации Комиссии РСПП по рыбному хозяйству поддержаны Советом по техническому регулированию при Минпромторге и Роспотребнадзором.
Fishnews