Водоем живет, пока есть рыбак
В отличие от океанического рыболовства промысел на внутренних водоемах в нашей стране переживает не лучшие времена. Но даже на этом фоне Новгородская область – редкое исключение.
«Водоем жив, пока есть рыбак» – уверены жители российских регионов, далеких от моря, но не менее прочно связавших свою жизнь с нелегким рыбацким трудом. Ежегодный вылов пресноводной рыбы колеблется в районе 100 тыс. тонн. Конечно, далеко не все зависит от рыбаков, в жестких рамках ОДУ сильно не развернешься. Но добывающие предприятия Новгородская область последние годы демонстрируют небольшой, но устойчивый рост.
Рыболовством на реках, озерах и водохранилищах занимаются в основном небольшие организации, и проблемы, с которыми они сталкиваются, характерны для малого бизнеса. Прежде всего это налоги. На сегодняшний день на озере Ильмень зарегистрировано 27 пользователей (больше половины из них крестьянско-фермерские хозяйства), в них официально трудоустроены 248 рыбаков, тогда как полтора десятка лет назад в этом списке насчитывалось до 400 человек.
«В северной части озера, где расположен Великий Новгород, рыбаков осталось совсем немного, потому что город дает человеку много других возможностей для реализации, – рассказала корреспонденту журнала «Fishnews – Новости рыболовства» Наталья Емельянова, начальник отдела рыбного хозяйства областного комитета охотничьего и рыбного хозяйства. – Зато на старорусском берегу в таких поселениях, как Устрека или Взвад, рыбаков хватает. Там люди живут рыболовством, с детства приобщаясь к рыбацкому труду».
Озеро Ильмень – сердце древнего края с богатыми рыбацкими традициями. Здесь до сих пор сохранился старинный мережный лов. В отличие от других орудий лова мережами разрешено ловить даже весной в нерестовый период. Опытные рыбаки знают места, где в эти ловушки идет синец и другая мелкочастиковая рыба, которую берут для переработки. Однако искусство их изготовления постепенно утрачивается.
Хватает на Ильмене и браконьеров, представляющих реальную угрозу промышленному рыболовству. К сожалению, рыбоохрана зачастую смотрит на это сквозь пальцы. Доходит до абсурда, когда предприниматели сами просят инспектора: «Приезжай, я тебе заплачу. Погоняй браконьеров, составь протоколы!» Между тем уже не раз случалось, когда пользователи, выиграв на аукционе участок и получив квоты, через год-другой были вынуждены оставить промысел, не выдержав давления со стороны теневого бизнеса. Браконьеры не стесняются резать мережи, воровать рыбу прямо из сетей и продавать ее на каждом углу безо всяких справок и разрешений.
Такая статистика не может не тревожить. «Если с водоема уходит профессиональный рыбак, водоем рано или поздно погибает, – убеждена Наталья Емельянова. – Потому что рыбак и почистит дно, и углубит русло реки, и изымет лишние ресурсы – мелкого частика, который так расплодился, что мешает расти и развиваться хорошей сортовой рыбе, выедая ее кормовую базу».
Текст полностью читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.