Новости

Смена таможенных кодексов принесла проблемы рыбопромышленникам

Несовершенство правоприменительной таможенной практики грозит серьезными финансовыми потерями организациям рыбной отрасли, не успевшим завершить процедуру временного ввоза судов до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.

С началом действия в 2010 г. Таможенного кодекса ТС рыбопромышленники столкнулись с новыми проблемами в сфере таможенного регулирования. Стали возникать ситуации, когда применявшиеся ранее льготные положения закона, действующие на протяжении всего срока нахождения судов в режиме временного ввоза, внезапно заменяются новыми нормами, которым придается статус обратной силы действия. Таким образом, существенно подрывается стабильность экономического положения хозяйствующих субъектов в рыбной отрасли.

В частности, пострадала отечественная компания, занимающаяся перевозками рыбопродукции. В 2007 г. она решила доставить из-за границы несколько транспортных рефрижераторов для работы на Дальнем Востоке. После урегулирования первого этапа таможенных формальностей суда были выпущены в соответствии с режимом временного ввоза. Для уплаты таможенных пошлин и налогов (более 16 млн. рублей) организация получила рассрочку на 34 месяца. При этом Таможенный кодекс РФ гарантировал «беспроцентность» рассрочки (при выполнении определенных условий, закрепленных в п. 4 ст. 212 документа). Льгота в денежном выражении составила около 3 млн. рублей - существенная экономия средств для субъекта малого предпринимательства.

На протяжении всего срока временного ввоза компания исправно осуществляла периодические платежи в соответствии с действовавшим на тот момент Таможенным кодексом РФ. 20 июля 2010 г. организация полностью рассчиталась с Владивостокской таможней по таможенным пошлинам и налогам, рефрижераторы были выпущены в свободное обращение и приступили к полноценной работе.

Как стало известно Fishnews, спустя два года компания получила письмо от Дальневосточного таможенного управления. Оказалось, что решение Владивостокской таможни о выпуске судов в свободное обращение в 2010 г. отменено и нужно повторно оформить таможенные декларации, а также незамедлительно уплатить проценты за рассрочку – те 3 млн. рублей, от выплаты которых организация ранее была легально освобождена.

Сложилась абсурдная ситуация: из-за того что последний платеж компании выпал на дату действия уже нового Таможенного кодекса, таможня требовала уплаты процентов за все 34 месяца пользования рассрочкой, а не за 20 дней, в рамках которых существовали правовые отношения компании с таможней.

ДВТУ обосновало свое решение тем, что Владивостокская таможня незаконно выпустила рефрижераторы в свободное обращение, основываясь на нормах Таможенного кодекса РФ, так как с 1 июля 2010 г. начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза, в котором освобождения компании от уплаты процентов за пользование рассрочкой не предусмотрено. Следовательно, Владивостокская таможня руководствовалась недействующим нормативным актом.

На вопрос о причинах подобной халатности в работе Владивостокская таможня заявила, что руководствовалась выпущенным накануне вступления в силу Таможенного кодекса ТС письмом Федеральной таможенной службы России «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Таможенного союза». Оно предписывало таможенным органам во время переходного периода применять некоторые положения Таможенного кодекса РФ (в том числе и освобождение компаний от уплаты процентов за пользование рассрочкой в отношении товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры).

Таким образом, рефрижераторы оказались в статусе «не выпущенных в свободное обращение», а это грозило компании огромными штрафами и риском ареста морских судов в любом порту. Организации пришлось заплатить требуемые 3 млн. рублей. Начался затяжной период судебных разбирательств, который продолжается и по сей день, компания не смогла выровнять свой платежный баланс и была вынуждена избавиться от рефрижераторов. Средства от их продажи пошли на погашение задолженности перед кредиторами, которые предоставили средства для доплаты «льготы».

«С учетом стратегической важности развития российской рыбной отрасли отечественная таможенная политика должна быть направлена на создание преференций для предприятий российского рыбохозяйственного комплекса, на получение ими конкретных преимуществ на мировых рынках, на создание благоприятных условий для развития рыбодобывающей, логистической и перерабатывающей инфраструктуры», - комментирует юрист юридической фирмы «Инмар» Константин Иванчин. Он отметил необходимость доработки правоприменительной практики в части таможенного регулирования - нужно создать четкие и понятные всем участникам рынка правила, исключающие возможность наложения санкций задним числом.

Много вопросов вызывают и действия таможенных органов в ходе рассмотрения дел в арбитражном суде. Если раньше Владивостокская таможня ссылалась на письмо ФТС, в соответствии с которым компании освобождались от уплаты процентов с сумм таможенных пошлин и налогов, то сейчас таможенный орган указывает на то, что письмо вообще не имело никакой юридической силы, поскольку противоречило новому Таможенному кодексу. Суды не применяют статью 57 Конституции РФ, которая запрещает придание обратной силы нормам, вводящим новые налоги, сборы и иные обязательные отчисления в бюджет.

В целях устранения неопределенности в вопросе о соответствии отдельных норм Таможенного кодекса Таможенного союза российской конституции, компания обратилась с жалобой в Конституционный суд РФ. Здесь также возникли подводные камни: этот орган не наделен полномочиями по проверке положений вступившего в силу международного договора, коим является Таможенный кодекс Таможенного союза.

Конституционный суд отказал в принятии жалобы, но в своем определении поддержал позицию компании по сложившейся ситуации. Он указал, что оспариваемые положения Таможенного кодекса ТС не могут применяться на территории России без учета правовых позиций Конституционного суда о необходимости соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону, предполагающего сохранение разумной стабильности правового регулирования.

Сотрудники «Инмара» считают, что позиция Конституционного суда РФ обнадеживающая для рыбопромышленников, так как в сложившейся ситуации предпринимателям совершенно непонятно, как правильно планировать бюджет, организовывать распределение средств, выполнять требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ) и в целом вести бизнес в сфере морской перевозки грузов.

Fishnews

НазадМетки: дальний востоктаможня

Похожие новости

26 марта 2014 года

Как кластер поможет в борьбе с браконьерством?

Создание рыбного кластера в Приморском крае способно решить ряд проблем в рыбной отрасли, но как реализация этого проекта поможет в борьбе с ННН-промыслом – понять сложно, считают во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.

Промысловики Дальнего Востока держат вылов в плюсе

В Дальневосточном бассейне на 25 марта рыбаки добыли 876,4 тыс. тонн водных биоресурсов, что на 17,1 тыс. тонн больше уровня 2013 г. Это единственный регион, где показатель вылова превышает прошлогодний.

21 марта 2014 года

Презентация законопроекта по территориям опережающего развития ДФО прошла с успехом

Минвостокразвития представило в Правительстве проект закона о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке. Участники совещания оценили предложенный документ как революционный.

20 марта 2014 года

Высокое качество судового оборудования – требование времени

В условиях отсутствия новых добывающих судов активность рыбопромышленников в деле модернизации своего флота не снизится, считает директор подразделения морского и дизельного оборудования «Альфа Лаваль» Алексей Сёмкин.

Уровень браконьерства планируют снизить с помощью рыбного кластера

Руководство Минсельхоза полагает, что строительство рыбоперерабатывающего кластера в Приморье поможет в борьбе с незаконным промыслом на Дальнем Востоке. Предполагается, что создание комфортных условий для рыбаков выведет их «из тени».

19 марта 2014 года

Министру предложили снизить административные барьеры для рыбаков

Представители рыбного хозяйства считают, что устранение препятствий для рыбаков со стороны контролирующих органов поспособствует снижению незаконных вылова и оборота водных биоресурсов.

Лента новостей

12 декабря 2017 года

Таможня рассказала о перспективах признания тары припасами

Вопрос отнесения тароупаковочных материалов к припасам подняли на публичных обсуждениях правоприменительной практики в ДВТУ. На мероприятии рассматривались положения нового таможенного кодекса.

Палтусы станут единой инвестквотой

В постановления правительства по инвестиционным квотам предлагается внести изменения. В частности, белокорого и черного палтусов планируют прописать как один объект.

Дальний Восток встречает новый таможенный кодекс

Задача таможенных органов – чтобы с 1 января участники ВЭД могли пользоваться преимуществами нового таможенного кодекса, заявил заместитель руководителя ФТС России Тимур Максимов.

У браконьеров отберут очередной «подфлажник»

Вступило в силу решение Сахалинского областного суда по делу судна-нарушителя Amicus, пойманного в российских водах с крабом на борту. Иностранной компании назначен штраф в 2,7 млн рублей с конфискацией «подфлажника».

С кем же обсуждались крабовые квоты?

По словам главы Минсельхоза, вопрос распределения крабового ресурса на торгах обсуждался с отраслевым сообществом, однако рыбацкой общественности о таких совещания не известно, отмечает член Общественного совета при Росрыболовстве, председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов.

«Дикий Улов» – сделано на Дальнем Востоке

Современный покупатель знает, что такое дикая рыба, и для многих «Дальний Восток» на упаковке с рыбопродукцией – это гарантия ее натуральности. Поэтому задача переработчика – сохранить в продукте лучшее. Такую цель ставят для себя производители рыбопродукции «Дикий Улов» – добыто и произведено в Хабаровском крае.

ЦСМС открывает сервисный центр во Владивостоке

Владивостокский филиал ФГБУ «ЦСМС» получил свидетельство о признании Российского морского регистра судоходства, которое позволяет оказывать услуги сервисного центра.

Вьетнам серьезно изменил «рыбное» законодательство

Национальная Ассамблея Вьетнама приняла поправки в закон о рыболовстве. Ожидается, что усиление контроля над промыслом и борьбы с браконьерством поможет республике избежать запрета на экспорт уловов в страны Евросоюза.

На Дону появился опасный «пришелец»

В бассейне Дона ученые обнаружили нового для Азово-Черноморского региона моллюска – Corbicula fluminea. Он входит в список 100 наиболее опасных инвазивных видов Европы.

«Анонимного» лосося превратили в биогаз

Сотрудники Россельхознадзора задержали более тонны свежемороженого лосося, ввезенного из Казахстана. Сопроводительных документов на рыбопродукцию не оказалось, и она была утилизирована.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30