Квоты могут быть универсальным доходным инструментом
Кредитующимся рыбакам очень поможет введение долей квот в гражданский оборот, так как теоретически банки весьма заинтересованы в таком виде обеспечения залога, считает специалист ЗАО «Аудиторская компания. Городской центр экспертиз» Анна Журавлева.
В настоящее время у рыбопромышленников наиболее популярным предметом залога являются суда и другие объекты недвижимости. «Это «удобный» залог и для банков – на недвижимость оформлены и зарегистрированы права, недвижимость и суда можно осмотреть на предмет фактического состояния, а суда, кроме того, систематически осматриваются, имеют акты технического освидетельствования, составленные квалифицированными специалистами, и застрахованы на случай гибели», - отметила руководитель направления консалтинга и оценки в рыбопромышленной отрасли ЗАО «Аудиторская компания. Городской центр экспертиз» Анна Журавлева в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства».
У большинства эффективных компаний, специализирующихся на вылове ВБР, доля рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе судов) не превышает 30% от стоимости операционных активов, то есть при дисконте 30-40% собственник может рассчитывать на заемные средства в объеме около 20% своих средств. Тогда как по зарубежным рынкам средняя доля заемных средств для предприятий отрасли составляет порядка 65%. «Таким образом, сейчас зачастую мы являемся свидетелями ситуации, когда эффективные рыбопромышленные компании хотели бы привлечь заемные средства для расширения бизнеса, банки готовы эти средства выдать, но ликвидные предметы залога в виде объектов недвижимости уже заложены», – констатировала Анна Журавлева.
Она обратила внимание на то, что в рыбохозяйственной отрасли фактором производства, помимо основных средств (судов, перерабатывающих цехов, оборудования), являются квоты на вылов. «По большому счету, это и есть основной актив, позволяющий генерировать денежный поток (кому нужны рыболовные суда без разрешения ловить рыбу?)», - подчеркнула эксперт. По ее словам, проблема в том, что лимиты не имеют возможности участия в гражданском обороте, то есть не могут быть переданы третьим лицам с применением рыночных механизмов, а значит, не могут быть переданы в залог.
Представитель ЗАО «Аудиторская компания» утверждает, что теоретически банки очень заинтересованы в обеспечении залога долями квот, поскольку лимиты вылова можно рассматривать как ликвидный универсальный доходный инструмент. «Это подтверждается и в беседах с представителями кредитных отделов – для них это возможность существенно увеличить объемы кредитования по уже известным (как правило) заемщикам, имеющим сложившуюся кредитную историю», - отметила Анна Журавлева.
Фактически же оборот квот (переуступка прав на них) происходит в виде продажи юридического лица, за которым закреплены квоты, либо в виде аренды владельцем квот судов для «облавливания» своих лимитов. «Зачастую рыбопромышленные предприятия представляют собой холдинги, где одни компании являются владельцами квот и занимаются выловом, другие – владельцы рыболовных судов, которые они сдают во фрахт, третьи – владельцы транспортных судов, четвертые – владельцы рыбоперерабатывающих цехов на берегу или складов для хранения и т.д.», - обратила внимание собеседница Fishnews. Она сообщила, что при кредитовании таких холдингов возникают проблемы при оценке залогового обеспечения.
Как правило, при оценке пакетов акций и долей в уставном капитале для цели залога банки требуют руководствоваться принципом stand alone – то есть оценивать предприятие без учета его связей внутри холдинга. «При оценке под залог квот в качестве залогового обеспечения можно предоставить пакет акций (долю в УК) компании-владельца квоты. При оценке должны быть учтены затраты на фрахтование судов по рыночным ставкам, затраты на продажу готовой продукции и т.д. В данном случае эффект синергии, существующий внутри холдинга за счет наличия «замкнутого цикла» производства, не может быть учтен, что приводит к занижению стоимости предприятия-владельца квоты (а по сути – самой квоты)», - привела пример Анна Журавлева.
ЗАО «Аудиторская компания» решает такие проблемы путем переговоров с банком и клиентом. Банк убеждают в целесообразности отойти от принципов «независимости» компаний при оценке. «Это имеет и экономический смысл – ведь кредит, как правило, берет не компания-владелец квоты, входящая в состав холдинга, а одна из головных компаний, которая управляет всеми звеньями данной «пищевой цепочки», - добавила эксперт.
В 2018 г. истекает срок действия квот, по которым сейчас ведется вылов. До этого времени, возможно, будут приняты какие-то нормативные документы, позволившие бы гражданский оборот квот, считает представитель «Аудиторской компании». По ее мнению, простое введение разрешений на вылов в гражданский оборот (как, например, нематериальных активов), невозможно – это приведет к криминализации и спекуляциям на рынке. «Нам видится, что разумно было бы создать механизм, позволяющий банку в случае невыполнения обязательств заемщиком выставлять квоту, предоставленную в залог, на аукцион с рыночными условиями, что даст возможность приобретать квоты не спекулянтам, а фактически заинтересованным в честном промысле рыбакам», - подчеркнула Анна Журавлева.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.