Антон Сухоруких: Покупатель должен понимать, за что он платит
Формирование квалифицированного и информированного потребителя – одна из задач необходимой работы с рынком рыбопродукции, считает генеральный директор компании «E&D» Антон Сухоруких
«Общеизвестно, что рыба, выросшая и пойманная в естественной среде, «wild fish», является гораздо более ценной по пищевкусовым качествам и продукция из нее имеет значительно более высокую стоимость, нежели продукция из выращенной рыбы», - констатировал в интервью Fishnews генеральный директор компании «E&D» Антон Сухоруких. Он отметил, что рыбопродукция делится по пищевкусовым качествам и, соответственно, по цене. «Высшая категория – это продукция, изготовленная из свежих либо охлажденных гидробионтов, выловленных в естественной среде. Следующая – из такого же, но замороженного и впоследствии дефростированного сырья. Далее идет продукция, изготовленная из свежего выращенного сырья, и, наконец, нижняя категория – это продукция из замороженного выращенного сырья», - перечислил эксперт.
Гендиректор «E&D» подчеркнул, что нет «рыбы вообще», а есть различные категории рыбопродукции, которые не конкурируют между собой. У них разные сегменты рынка, в том числе и ценовые, но все эти сегменты должны быть наполнены продукцией в соответствующем спросу количестве и ассортименте, и покупатели должны понимать, чем определяется разница в стоимости. «К слову, такое разделение потребитель давно уже принял во всех других категориях продовольственных товаров, и нет никого, кто считал бы, что вареная колбаса из дробленных мясных отходов должна стоить одинаково с цельным окороком, а натуральное молоко – с субстратом из пальмового масла. А принял он потому, что ему объяснили и доказали», - заметил руководитель компании.
По его мнению, формирование квалифицированного и информированного потребителя – одна из задач необходимой работы с рынками. «На рынке рыбопродукции такой работы просто нет, из-за чего и появляются аргументы производителей вроде «невыгодно производить филе из свежей рыбы на судах, оно получается дороже китайского, сделанного из замороженной рыбы на берегу, и его не покупают, - привел пример Антон Сухоруких. - Оно и должно быть дороже, только нужно, чтобы покупатель понимал, почему это так, что именно он покупает и за что он платит».
Эксперт обратил внимание, что в двух высших по качеству сегментах российской рыбопродукции товаров глубокой переработки практически нет - как на мировом, так и на внутреннем рынке. И внутри страны, и за рубежом российские компании в основном реализуют сырье минимальной степени переработки, доля которого в экспорте превышает 90%. По словам собеседника Fishnews, готовая продукция и сырье для немногочисленных отечественных рыбоперерабатывающих предприятий в основном поступают из-за границы. Оттуда же, в большинстве случаев, завозятся и корма для животноводства и аквакультуры, различные кормовые добавки, лекарственные препараты и прочие продукты из рыбы и ее отходов.
«Этот уродливый перекос сформировался в ситуации самоустранения государства от управления экономикой, из-за отсутствия экономической политики, подмененной инфантильным упованием на «невидимую руку». Это позволило иностранным лоббистам фактически взять в свои руки управление российской рыбной отраслью, выстроить в своих государствах целую индустрию рыбопереработки и трейдинга на нашем сырье и отлично на этом зарабатывать. И наша страна, и ее компании теряют в этой ситуации весьма значительные деньги и упускают целый спектр возможностей», - подчеркнул глава «E&D».
Он рассказал, что мультипликатор добавленной стоимости рыбопродукции (отношение валовой добавленной стоимости РХК к стоимости выловленных первичных биоресурсов) в России сегодня в 3-7 раз ниже, чем в других странах АТР. «Можно уверенно утверждать, что только развитие глубокой переработки рыбы и морепродуктов уже в среднесрочной перспективе увеличит вклад этой области деятельности в ВВП страны в 2-3 раза, а это – сотни миллиардов рублей, или десятки миллиардов долларов, кому как больше нравится, - заверил Антон Сухоруких. - Я уже не говорю о других важнейших моментах, таких, как обеспечение продовольственной безопасности страны, увеличение количества рабочих мест на депрессивном Дальнем Востоке, развитие отечественных технологий, компетенций, высокотехнологичных производств, и тому подобном».
Эксперт добавил, что в сегменте выращенной рыбы и продукции из нее особенной конкуренции тоже нет и новые производители, удовлетворяющие принятым критериям качества продукции в данной категории, достаточно легко занимают ниши на мировом рынке. Это хорошо видно на примере вьетнамских компаний, занявших при поддержке своего правительства устойчивые позиции на европейских рынках всего за 2-3 года. «И на внутреннем рынке РФ ситуация схожая. Достаточно вспомнить успех продавцов норвежского выращенного лосося. Все в вопросе грамотного маркетинга, хорошей организации продаж и лоббистской поддержки», - подчеркнул генеральный директор компании «E&D».
Fishnews