Новости
Виктор КРАСАВЦЕВ

Виктор Красавцев: Строительство больших рыбацких судов выгодно стране

Об обновлении рыбацкого крупнотоннажного флота говорится в Морской доктрине России и других программных документах по развитию отрасли, обращает внимание главный инженер Гипрорыбфлота Виктор Красавцев. Институтом подготовлены соответствующие предложения, но создать условия для их эффективной реализации может только государство.

По состоянию на начало 2013 г. российский рыбопромысловый флот насчитывал около 1900 добывающих судов с мощностью главной силовой установки 55 кВт и более. Как сообщил Fishnews главный инженер ОАО «Гипрорыбфлот» Виктор Красавцев, за последние 20 лет численность таких судов сократилась почти на треть. По мнению специалиста, уменьшение количества судов постепенно приводит в соответствие промысловые мощности флота и допустимые объемы изъятия водных биоресурсов в российской исключительной экономзоне и ближайших к ней наиболее продуктивных районах Мирового океана. Кроме того, сокращение численности флота и постепенное улучшение баланса промысловых мощностей и общего допустимого улова сопровождается соответствующим повышением удельных показателей промысловой работы.

«С другой стороны, следует обратить внимание на резкое сокращение численности больших добывающих судов – более чем на 70%, – отметил Виктор Красавцев. – Это не только делает в принципе невозможным возобновление промысла в удаленных районах, где в 90-е годы флот России добывал до 1,5 млн. тонн водных биоресурсов, но и постепенно сокращает объемы вылова в тех районах, где по условиям промысла могут работать только большие суда». Решить эту проблему за счет зарубежных рынков вторничных судов, по словам главного инженера Гипрорыбфлота, невозможно, поскольку за границей есть предложения по малому и среднему добывающему флоту, но нет по крупнотоннажному. «В то же время обновление крупнотоннажного флота является важным не только для конкретных коммерческих организаций, но и для государства, – подчеркнул собеседник Fishnews. – Это позволит существенно увеличить общий вылов и тем самым обеспечить продовольственную безопасность страны, а также решить геополитические задачи».

В Морской доктрине России и целом ряде программных документов по развитию рыбной отрасли говорится о необходимости пополнения флота большими судами. Однако, как отметил представитель проектного института, в этих документах практически отсутствуют какие-либо конкретные меры. «Следует иметь в виду, что частный бизнес, судовладельцы примут участие в решение этих задач и, в частности, в заказе соответствующих им новых прогрессивных типов судов для перспективных объектов промысла только при наличии стимулирующих условий, которые должно создать государство, – прокомментировал Виктор Красавцев. – Это касается возможности  получения на приемлемых условиях кредитов на постройку судов, обеспечения долгосрочной и оперативной информацией по состоянию запасов перспективных видов ВБР в удаленных районах промысла, обеспечения безопасности ведения промысла, решения межгосударственных вопросов по работе судов в иностранных зонах и конвенционных районах и т.д.».

Специалист указал, что в последние годы рыбопромышленные компании проявляют интерес к пополнению своего флота новыми судами класса БМРТ. «Но, во-первых, они заказывают суда, как правило, за границей, где значительно проще решаются и финансовые, и организационные, и технические вопросы. Во-вторых, они заказывают суда под условия промысла, в которых работает их флот. И вряд ли кто-то из них будет рисковать своим бизнесом, заказывая новые суда для перспективных, но мало изученных видов ВБР», – проанализировал ситуацию главный инженер Гипрорыбфлота.

По его словам, Гипрорыбфлот уже с 90-х годов в своих работах не только доказывал, что задача создания крупнотоннажных добывающих судов должна быть приоритетной для рыбной отрасли, но и предлагал конкретные типы судов, строительство которых целесообразно для решения стратегических задач. Представитель института считает, что серийное производство таких единиц флота при господдержке было бы выгодно всем: и заказчикам, и проектантам, и судостроителям.

«К сожалению, в практическом плане решения указанной задачи было сделано очень мало, – сообщил ученый. – Единственное, о чем можно сказать, это разработка ряда концептуальных проектов крупнотоннажных добывающих судов в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники», в том числе БМРТ разных типов для добычи криля, ставриды, мелких мезопелагических рыб, минтая и т.д. В проектах, где участвовал Гипрорыбфлот, были предложены принципиально новые технологии переработки ВБР, а также использованы другие инновационные разработки, выполненные в рамках указанной ФЦП. Но при всем при этом остается нерешенным вопрос реализации разработанных проектов. В том числе это касается и условий создания судов в России».

При благоприятных условиях сроки проектирования судов в Гипрорыбфлоте либо в других аналогичных институтах или КБ составляют около года, строительства – 2-3 года в зависимости от верфи, сложности судна, сроков поставки комплектующего оборудования.

Fishnews

Назад
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30