Новости
Выбросы: кто виноват и что делать?

Выбросы: кто виноват и что делать?

Усиливая методы контроля на промысле, необходимо согласовывать их с нормативно-правовой базой, а также с факторами добычи и переработки, отмечают специалисты в статье, посвященной проблеме выбросов.

В процессе анализа проблемы выбросов, выявления их причин, механизма и факторов эксперты пришли к пониманию, что выбросы – это не спорадические, спонтанные акты, которые целиком и полностью зависят от воли капитана судна. «Даже самые ответственные и законопослушные рыбаки не могут гарантировать прекращение выбросов. Конечно, капитан промыслового судна имеет право на переработку всего улова, однако в результате этого может сократиться производство основной продукции (например филе), так как часть персонала, морозильных мощностей и трюма придется задействовать на обработке и хранении нестандартной, менее ценной продукции. Не говоря уже о том, что в ННН-прилове могут присутствовать и запрещенные объекты», - обратили внимание координатор программы по устойчивому рыболовству Баренцевоморского отделения WWF России Алексей Голенкевич и старший преподаватель кафедры «Промышленное рыболовство» Дальрыбвтуза Артур Майсс.

Авторы статьи констатировали, что субъективный – человеческий – фактор вступает в прямое противоречие с объективными, в первую очередь – с экономическими и нормативно-правовыми. Кроме того, обнажается актуальность проблемы взаимодействия между остальными факторами. Все объективные факторы, которые способствуют выбросам, эксперты разделили по характеру воздействия на три большие группы:

- добычи – способствуют формированию ННН-прилова.

- переработки – препятствуют переработке ННН-прилова.

- контроля – допускают возможность акта выброса.

К первой группе представитель WWF и сотрудник Дальрыбвтуза относят ряд факторов первого этапа промыслового цикла, то есть информационные, координирующие и факторы технологии добычи. То есть все факторы, которые относятся к процессу добычи. Во вторую группу эксперты включают факторы второго этапа: технологии переработки, логистические и экономические, которые прямо или косвенно лимитируют процесс переработки. К последней группе специалисты причисляют факторы, которые обусловлены несовершенством контроля и нормативно-правовой базы, то есть регламентирующей, запрещающей функции.

Авторы статьи заметили, что действие первой и второй групп факторов прямо пропорционально объемам выбросов, а мероприятия, направленные на снижение этих факторов имеют обратную зависимость. Например, улучшение поисковой аппаратуры и селективности орудий лова способствует сокращению ННН-прилова, а совершенствование технологической линии и логистической цепочки оптимизирует переработку ННН-прилова. В результате снижается действие этих факторов, и объемы выбросов стремятся к нулю.

«Действие же третьей группы факторов имеет более сложный, двоякий характер, - подчеркнули Алексей Голенкевич и Артур Майсс. - Это объяснятся тем, что нормативно-правовая база и органы контроля, с одной стороны, запрещают выбрасывать объекты промысла, с другой стороны, определенные элементы прилова квалифицируются как нелегитимные и не имеют права находиться на борту судна». С одной стороны, недостаток контроля дает возможность осуществлять выбросы, с другой - усиление контроля может вызвать противоречие с факторами добычи и переработки, и результат окажется противоположным ожидаемому. «В данном случае, по сути, накладывается запрет на то, что сложно или даже невозможно по различным причинам выполнить. То есть ННН-прилов по факту есть, а переработать и хранить его нельзя», - обратили внимание представитель WWF и сотрудник Дальрыбвтуза. В результате самым простым выходом из сложившейся ситуации является ликвидация этой части улова, то есть выброс. «Таким образом, воздействие данной группы факторов на выбросы может быть как прямо, так и обратно пропорциональным по отношению к прилагаемым усилиям по их ликвидации. Иными словами, в определенных условиях усиление контроля может уменьшать выбросы, в других случаях – наоборот, провоцировать их», - констатировали эксперты.

Они добавили, что аналогичная ситуация может наблюдаться и в отношении нормативно-правовых факторов. С одной стороны, нормативно-правовая база регулирует и оптимизирует промысел, обязывает рыбаков не выбрасывать объекты промысла, с другой стороны, недостаточно продуманные правила рыболовства могут создавать тупиковые ситуации и в сочетании с жестким контролем вынуждать рыбаков избавляться от ННН-прилова, который формируется объективно, независимо от их воли.

Таким образом, специалисты описывают суть проблемы взаимодействием трех векторных сил, которые образуют описанные выше группы факторов, между которыми устанавливается определенный баланс, и любое изменение элементов этой структуры отражается на выбросах.

«Анализируя проблему выбросов в Дальневосточном и Северном бассейнах РФ, можно сделать вывод, что методы контроля на промысле имеют очень важное, если не первостепенное значение для борьбы с ННН-промыслом и выбросами в частности. Более того, можно предположить, что до тех пор, пока не будет реализован контроль за каждым судном, данный вид ННН-промысла в той или иной степени будет иметь место, - подчеркнули авторы статьи. - Как показывает мировая практика, наиболее перспективными в этом направлении являются системы автоматической регистрации уловов в совокупности с системой спутникового мониторинга».

Однако Алексей Голенкевич и Артур Майсс отметили, что даже если на каждом судне установить автоматическая систему регистрации и прямого взвешивания уловов, и исключить все возможности для сокрытия реального вылова, то это может иметь ряд серьезных негативных последствий. «Такое однобокое решение можно сравнить с прокрустовым ложем, а его результаты будут аналогичны добровольному решению капитана перерабатывать весь улов без учета объективных факторов, но в масштабах всего российского рыболовного флота», – заявили представитель WWF и сотрудник Дальрыбвтуза. По их словам, сократятся объемы и повысится себестоимость основных, приоритетных видов продукции. Соответственно, снизится конкурентоспособность экспортной продукции, что в свою очередь приведет к вытеснению российских компаний с международного рынка. И наконец, такая практика приведет к массовым штрафам и арестам промысловых судов, что само по себе и в очень короткие сроки вызовет коллапс отрасли.

«Поэтому для эффективного решения проблемы выбросов необходимо работать по трем стратегическим целям, направлениям с учетом структуры взаимодействия факторов. При этом все три активных элемента данной структуры должны быть максимально скоординированы. То есть нормы контроля должны учитывать реальную ситуацию с размерно-видовым составом в уловах, а также возможностями переработки и реализации этих уловов», - подчеркнули специалисты. В качестве положительного примера такого подхода они привели решение норвежских властей о контроле размерного ряда трески и создания условий для приемки малоразмерных особей. Благодаря этим мерам выбросы малоразмерной трески в Баренцевом море сократились до минимума.

«Таким образом, усиливая методы контроля необходимо, как минимум, согласовывать их с нормативно-правовой базой, а также с факторами добычи и переработки. Грубо говоря, запрещать можно только то, что реально выполнимо», - делают вывод Алексей Голенкевич и Артур Майсс. По их мнению, внедрение систем полного контроля как обязательного элемента программы по полной ликвидации выбросов, предполагает серьезную работу с нормативно-правовой базой, системой квотирования, учета и отчетности, которые органично связаны между собой. То есть необходимо выполнить пересмотр подходов к регулированию промысла и трансформации существующих Правил рыболовства и законов РФ. «В первую очередь это относится к нормированию приловов и к системе учета выловленной продукции. Сама система контроля должна быть достаточно жесткой к нарушителям, но, с другой стороны, защищать ответственных рыбопромышленников от чрезмерного давления исполнительных органов. В результате таких преобразований рыбаки должны реально почувствовать, что, соблюдая рравила рыболовства и регистрируя точные данные об уловах, они как минимум не будут наказаны», - считают специалисты.

По мнению авторов статьи, для достижения этой стратегической цели требуется создание специальной рабочей группы, состоящей из биологов, рыбаков, представителей контролирующих органов и других экспертов.

Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.

  • Выбросы: кто виноват и что делать?
  • Рисунок 1. Схема промыслового цикла и механизма выбросов
  • Рисунок 2. Схема воздействия факторов на выбросы ВБР
  • Рисунок 3. Структура и взаимодействие основных групп факторов, влияющих на выбросы
  • Назад

    Лента новостей

    14 декабря 2017 года

    Ловишь в открытом море СЗТО – не проходишь контрольные точки

    Правительство РФ предусмотрело обязательную доставку уловов, добытых в открытом море северо-западной части Тихого океана, на территорию России. В этом случае снимается требование о прохождении контрольных пунктов (точек).

    Владимир Путин: Исторический принцип нельзя резко менять

    Президент Владимир Путин заявил о важности сохранения исторического принципа предоставления права на добычу водных биоресурсов. При резком изменении системы рыболовство будет подорвано, считает глава государства.

    Профсоюз отстаивает спасателей

    Рыбацкий профсоюз в Приморье решил попросить у главы региона Андрея Тарасенко поддержки в вопросе сохранения аварийно-спасательного флота в системе Росрыболовства.

    Насущные проблемы рыбоводства рассмотрят в Москве

    Международный форум по аквакультуре состоится в столице 30 января. С докладами по актуальным вопросам выступят представители государственных органов власти, руководители отраслевых союзов и ассоциаций, бизнесмены и ведущие ученые.

    ОСК подсчитала контракты по инвестквотам

    На долю контрактов, заключенных рыбаками с судостроительными заводами в составе ОСК, приходится порядка 70% ресурсов, которые планируется выделить под инвестиционные квоты, заявил президент госкорпорации Алексей Рахманов.

    Сахалинцы поддержали Всероссийский съезд рыбаков

    Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области поддержала проведение IV Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. Сейчас максимально важно защищать интересы отрасли, отметили в региональном объединении.

    Треску Балтийского моря распределили между предприятиями

    Продолжается подготовка к промыслу 2018 г. Росрыболовство распределило между пользователями прибрежную квоту добычи трески в Балтийском море.

    Крабовый склад закрыли в столице Приморья

    Почти 3,8 тонны крабовой продукции изъяли из незаконного оборота пограничники во Владивостоке. По предварительной оценке, рыночная стоимость товара составляет более 3,5 млн рублей.

    За Минсельхозом и Росрыболовством закрепили «портовые» полномочия

    Изменения, внесенные летом в закон о морских портах, отразили в положениях о Минсельхозе и Росрыболовстве. Речь идет об объектах портовой инфраструктуры.

    У северных спасателей выдался напряженный год

    Северный спасательный отряд с начала года осуществил 25 спасательных и поисковых операций. Кроме ликвидации аварий на промысловых судах, спасатели также помогали рыбакам-любителям и предприятиям аквакультуры.

    Поиск по дате / Календарь новостей
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
    • 21
    • 22
    • 23
    • 24
    • 25
    • 26
    • 27
    • 28
    • 29
    • 30