Антимонопольщики отрапортовали об итогах «кластерного разбирательства»
Приморское УФАС рассмотрело ситуацию с конкурсом по рыбоперерабатывающему кластеру и отказало в возбуждение дела – «по причине отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства».
Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю рассмотрело обращение, направленное прокуратурой по результатам проверки соблюдения законодательства при осуществлении на территории региона инвестиционной деятельности и расходования на эти цели средств краевого бюджета.
Как уже сообщал Fishnews, в поле зрения прокуратуры Приморского края попала реализация президентского поручения по созданию в регионе рыбоперерабатывающего кластера. Материалы проверки 7 апреля поступили в Приморское УФАС. Из полученной информации следовало, что 26 декабря 2013 г. региональный департамент экономики перечислил на счет АНО «Инвестиционное агентство Приморского края» в качестве субсидии на осуществление уставной деятельности 74 500 000 рублей.
В процессе проверки первый вице-губернатор Приморья сообщил, что субсидия включала в себя затраты на проведение торгов по определению организации для выполнения работ по подготовке концепции, предварительного технико-экономического обоснования и инвестиционного предложения по строительству рыбопромышленного комплекса в рамках создания рыбоперерабатывающего кластера.
Сотрудники прокуратуры, проводившие проверку, усмотрели в этом расходование бюджетных средств, не отвечающее законным требованиям к конкурсным процедурам. В управление ФАС были направлены материалы проверки деятельности региональной администрации и Инвестиционного агентства Приморского края для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Разбираясь с информацией прокуратуры, Приморское УФАС получило дополнительные сведения из краевой администрации, инвестиционного агентства, Контрольно-счетной палаты Приморского края, были опрошены сотрудники администрации и агентства.
Антимонопольщики указали на то, что в статье 3 федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94 выделено три основных критерия для определения государственных нужд: во-первых, наличие потребности в товарах, работах, услугах, во-вторых, цели – осуществление функций и полномочий РФ, субъектов РФ, бюджетных учреждений, государственных заказчиков; в-третьих, финансирование этих потребностей за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Анализируя действия администрации Приморского края по разработке и реализации пилотного проекта создания рыбного кластера, в УФАС выявили два критерия государственных нужд: первый – наличие потребности в работах, услугах (здесь антимонопольщики напомнили о поручении Президента), второй – целевое осуществление полномочий субъекта РФ.
А вот с третьим признаком – финансированием потребностей создания кластера за счет средств федерального бюджета или бюджета региона – вышла иная история.
Антимонопольный орган не выявил фактов выделения денежных средств для финансирования в 2013 – 2014 гг. мероприятий по разработке и реализации пилотного проекта рыбоперерабатывающего кластера в Приморье из федерального или краевого бюджетов и внебюджетных источников. Чтобы прийти к такому выводу, управление изучило «Информацию о ресурсном обеспечении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса…».
Как указали в УФАС:
Материалы из Контрольно-счетной палаты края подтверждают, что объем финансирования мероприятий подпрограммы «Развитие рынка рыбной продукции в Приморском крае» (к коей отнесли и создание кластера) региональной отраслевой госпрограммы за счет средств краевого бюджета на 2013 - 2015 гг. согласно подпрограмме отсутствует.
Бюджетные средства на размещение государственными заказчиками заказа по определению организации для выполнения работ по разработке концепции, предварительного ТЭО и инвестиционного предложения по строительству рыбопромышленного комплекса в госпрограмме не предусмотрены.
На основе этого антимонопольщики решили, что к рассматриваемым правоотношениям неприменимы положения 94-го закона.
Не усмотрело Приморское УФАС и признаков нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении субсидии инвестиционному агентству. Как отмечено в решении, действующим законодательством не предусмотрено построчного выделения в законе о бюджете субъекта РФ всех статей затрат некоммерческих организаций в рамках предоставленных им субсидий на осуществление уставной деятельности. Антимонопольщики посчитали, что определение организации для выполнения работ по кластеру вполне укладывается в устав.
Исследовав обстоятельства организации и проведения конкурса по кластеру, Приморское УФАС также не обнаружило «признаков нарушения законодательства, государственный контроль (надзор) за исполнением которого отнесен к компетенции антимонопольных органов».
Письмо краевой администрации в адрес директора Инвестиционного агентства Приморского края с просьбой организовать и провести в 2013 г. конкурс управление расценило как реализацию полномочия учредителя в пределах своей компетенции давать единоличному исполнительному органу АНО обязательные для исполнения поручения.
«Необходимость такого поручения автономной некоммерческой организации обусловлена решением Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, рекомендовавшей администрации Приморского края провести работу по отбору независимого международного финансового консультанта для проведения оценки проекта кластера и определения инвесторов», – заявили в УФАС.
В итоге управление отказало в возбуждении дела «по причине отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства».
Напомним, что согласно результатам закрытого конкурса, ответственным за разработку концепции, предварительного технико-экономического обоснования и инвестиционного предложения по строительству рыбопромышленного комплекса в Приморском крае стал московский филиал японского института Номура.
Работу по созданию кластера сопровождают серьезные вопросы со стороны профессионального сообщества – они, в частности, поднимались на публичных слушаниях по рассмотрению предварительной концепции создания рыбопромышленного комплекса. Представить доработанный проект институт должен был 30 июня, однако затем защиту концепции отложили.
Fishnews