Новости
Валерий БУШУЕВ

Рыбохозяйственное образование и наука

Преподаватель вуза должен быть специалистом в своей отрасли, знакомым со специальностью на практике и занимающимся наукой по своему профилю, убежден руководитель учебного центра «Водные биоресурсы и технология переработки» Института повышения квалификации Дальрыбвтуза Валерий Бушуев.

В настоящее время обсуждается разработанный Минобрнауки План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В материале для Fishnews руководитель учебного центра «Водные биоресурсы и технология переработки» Института повышения квалификации Дальрыбвтуза, кандидат биологических наук Валерий Бушуев комментирует, как по этой карте будет повышаться эффективность образования и науки.

«Для решения проблемы совершенствования образования и науки «дорожная карта» предполагает рост нагрузки преподавателя: предусматривается увеличение числа студентов на одного преподавателя с 9,4 человека в 2012 году до 12 – в 2018 году. То есть нагрузка возрастает более чем на 27%, а численность работников, занимающихся наукой, сокращается при этом на 4%», – обратил внимание руководитель учебного центра.

Преподаватель вуза должен быть специалистом в своей отрасли, знакомым со специальностью не по книжкам, а благодаря практике и занимающимся наукой по своему профилю, убежден Валерий Бушуев.

«По учебникам можно дать только самые азы, с которыми на производстве нечего делать. Существующее образование сводится к обучению азам специальности. Нагрузка, которую преподавателя обязывают брать на себя, только учебная в 700-900 часов, фактически лишает его возможности заниматься серьезно наукой. К тому же, как правило, преподавателя заставляют заниматься госбюджетной работой, которая чаще всего никак не финансируется. Какая при этом может быть наука, способствующая модернизации производства?» – озвучил возникающий вопрос представитель отраслевого образования.

Идея об объединении учебных и научных учреждений (в данном случае Дальрыбвтуза и ТИНРО-Центра) по существу вполне справедлива, считает собеседник Fishnews.

«Примерно такая же система образования в Орегонском университете США, в котором мне удалось побывать. Преподаватель ведет там один предмет, будь он 50 часов или 300. Остальное время занимается наукой. Студенты со второго курса прикрепляются по интересующему их профилю к преподавателю и работают с ним до защиты диплома. В результате выходит специалист, готовый уже самостоятельно работать в избранном им направлении. Наши студенты идут на практику после 3-го курса по одной теме, после 4-го – по другой. Дипломная работа делается по третьей, на материалах, предоставленных учреждением, в котором учащийся никогда не был. В результате специалисты получаются никакие», – рассказал сотрудник вуза.

Наука и образование должны быть как одно целое, полагает Валерий Бушуев. «Преподавание в вузе очень много дает для научного сотрудника. Такой сотрудник разрабатывает в науке, как правило, какой-то узкий вопрос. В процессе преподавания приходится дисциплину осваивать и глубоко, и широко, что увеличивает научный потенциал исследователя и преподавателя. Расширение кругозора всегда ведет к более глубокому познанию вопроса, более квалифицированному научному процессу», – привел аргументы руководитель учебного центра.

По его мнению, объединение целесообразно, если в корне переработать всю систему образования и науки. «Но в нашем случае едва ли на это пойдут: будет увеличение занятости преподавателей, а научным сотрудникам будут «вешать» нагрузку по практике, в результате проиграют и наука, и учебный процесс», – добавил Валерий Бушуев.

Текст полностью читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.

НазадМетки: сша
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31