Рыбохозяйственное образование и наука
Преподаватель вуза должен быть специалистом в своей отрасли, знакомым со специальностью на практике и занимающимся наукой по своему профилю, убежден руководитель учебного центра «Водные биоресурсы и технология переработки» Института повышения квалификации Дальрыбвтуза Валерий Бушуев.
В настоящее время обсуждается разработанный Минобрнауки План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В материале для Fishnews руководитель учебного центра «Водные биоресурсы и технология переработки» Института повышения квалификации Дальрыбвтуза, кандидат биологических наук Валерий Бушуев комментирует, как по этой карте будет повышаться эффективность образования и науки.
«Для решения проблемы совершенствования образования и науки «дорожная карта» предполагает рост нагрузки преподавателя: предусматривается увеличение числа студентов на одного преподавателя с 9,4 человека в 2012 году до 12 – в 2018 году. То есть нагрузка возрастает более чем на 27%, а численность работников, занимающихся наукой, сокращается при этом на 4%», – обратил внимание руководитель учебного центра.
Преподаватель вуза должен быть специалистом в своей отрасли, знакомым со специальностью не по книжкам, а благодаря практике и занимающимся наукой по своему профилю, убежден Валерий Бушуев.
«По учебникам можно дать только самые азы, с которыми на производстве нечего делать. Существующее образование сводится к обучению азам специальности. Нагрузка, которую преподавателя обязывают брать на себя, только учебная в 700-900 часов, фактически лишает его возможности заниматься серьезно наукой. К тому же, как правило, преподавателя заставляют заниматься госбюджетной работой, которая чаще всего никак не финансируется. Какая при этом может быть наука, способствующая модернизации производства?» – озвучил возникающий вопрос представитель отраслевого образования.
Идея об объединении учебных и научных учреждений (в данном случае Дальрыбвтуза и ТИНРО-Центра) по существу вполне справедлива, считает собеседник Fishnews.
«Примерно такая же система образования в Орегонском университете США, в котором мне удалось побывать. Преподаватель ведет там один предмет, будь он 50 часов или 300. Остальное время занимается наукой. Студенты со второго курса прикрепляются по интересующему их профилю к преподавателю и работают с ним до защиты диплома. В результате выходит специалист, готовый уже самостоятельно работать в избранном им направлении. Наши студенты идут на практику после 3-го курса по одной теме, после 4-го – по другой. Дипломная работа делается по третьей, на материалах, предоставленных учреждением, в котором учащийся никогда не был. В результате специалисты получаются никакие», – рассказал сотрудник вуза.
Наука и образование должны быть как одно целое, полагает Валерий Бушуев. «Преподавание в вузе очень много дает для научного сотрудника. Такой сотрудник разрабатывает в науке, как правило, какой-то узкий вопрос. В процессе преподавания приходится дисциплину осваивать и глубоко, и широко, что увеличивает научный потенциал исследователя и преподавателя. Расширение кругозора всегда ведет к более глубокому познанию вопроса, более квалифицированному научному процессу», – привел аргументы руководитель учебного центра.
По его мнению, объединение целесообразно, если в корне переработать всю систему образования и науки. «Но в нашем случае едва ли на это пойдут: будет увеличение занятости преподавателей, а научным сотрудникам будут «вешать» нагрузку по практике, в результате проиграют и наука, и учебный процесс», – добавил Валерий Бушуев.
Текст полностью читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.