Герман Зверев: В США борются с «путинским минтаем»
С конца октября в Соединенных Штатах активизировались нападки на минтаевый промысел в РФ. Американские конкуренты пытались «торпедировать» сертификационный аудит добычи минтая в Охотском море и подорвать репутацию российской рыбы на мировом рынке, отмечает президент АДМ Герман Зверев.
27 октября National Journal разместил статью, растиражированную во многих американских средствах массовой информации. «Известные политики и рыбопромышленники из штата Аляска обрушились с гневной критикой на Ассоциацию добытчиков минтая и в целом на российский минтаевый промысел, – комментирует президент АДМ Герман Зверев. – Они утверждают, что «минтаевый промысел в России плохо регулируется и принцип «устойчивого рыболовства» для него не является приоритетом». Как сообщает корреспондент Fishnews, недовольство американцев вызывает и тот факт, что российский минтай на мировом рынке имеет одинаковое с американским минтаем родовое название – «аляскинский минтай» (Alaska Pollock).
Руководитель отечественного отраслевого объединения цитирует сенатора от Аляски Марка Бегича: «Торговая война с РФ по этому поводу возможна. Русские думают, что если они не позволяют нам торговать рыбой, мы не собираемся ничего делать по этому поводу? Когда на тебя нападают хулиганы, им надо давать отпор… Агентство по контролю за медикаментозными средствами и продуктами питания США (Food & Drug Agency, FDA) признает все виды минтая как аляскинский, включая русский минтай. Считаю, что это большая ошибка». По словам парламентария, если законодатели США не получат ответ от FDA сразу после проведения предварительных выборов, они «выволокут» FDA на слушания в сенатский подкомитет по делам океанов, атмосферы, рыболовства и береговой охраны. Это станет посланием Москве о том, что Вашингтон протестует против годового эмбарго на морепродукты американского происхождения. «Если Госдеп США не может убедить Россию снять данное эмбарго, мы должны выкинуть российскую рыбу с американского рынка», – заявляет Марк Бегич.
Его позицию разделяет и другой сенатор от штата Аляска Лайза Мурковски: «Политика FDA вводит потребителей в заблуждение. Если FDA неэффективно следит за названиями продукции, это – на руку русскому минтаю в ущерб аляскинскому. Это унижение для аляскинских промысловиков, что русские рыбопромышленники используют их доброе имя и репутацию самого устойчивого промысла в мире». И Марк Бегич, и Лайза Мурковски не скрывают, что действуют по просьбе и в интересах Ассоциации производителей минтая на Аляске (Genuine Alaska Pollock Producers, GAPP), обратил внимание президент АДМ.
Герман Зверев отмечает, что громкие заявления американских политиков появились не просто так. Именно в эти дни проходил первый сертификационный аудит тралового промысла минтая в Охотском море по стандартам MSC. Международные эксперты из аудиторской компании FCI изучали исследования, подготовленные Камчатским филиалом Тихоокеанского института географии ДВО РАН, ТИНРО-Центром и КамчатНИРО. По мнению президента АДМ, американские конкуренты пытались «торпедировать» сертификационный аудит, подорвать репутацию российского минтая и вытолкнуть его с мирового рынка.
«Дошло вовсе до анекдотичных случаев, – приводит пример эксперт. – Бывший конгрессмен США организовал сбор подписей под петицией, в которой требует от FDA официально изменить в потребительских этикетках название русского минтая. Вместо принятого названия Alaska Pollock («аляскинский минтай») использовать название Putin Pollock («путинский минтай»). Как считает автор, в таком случае потребители рыбопродукции в США и Европе сразу перестанут покупать русский минтай».
Fishnews