ФАС и рыба

05 февраля 2014 года

ФАС: Проверки по суду больно аукнутся бизнесу

По мнению ФАС, решение о проведении внеплановых проверок только при наличии санкции суда может больно ударить в первую очередь по хозяйствующим субъектам, поскольку в этом случае у контролирующего органа появится больше полномочий.

На пресс-конференции 3 февраля заместитель руководителя ФАС России Александр Кинёв отметил возросшее количество внеплановых выездных проверок по соблюдению антимонопольного законодательства, проведенных управлением по борьбе с картелями в прошлом году. Если в 2012 г. сотрудники управления проверяли хозяйствующие субъекты 43 раза, то в 2013 г. визиты стали происходить гораздо чаще – 62 раза.

Между тем в Минэкономразвития полагают, что излишний антимонопольный пресс на предпринимателей не способствует социально-экономическому развитию страны. В «Концепции первоочередных мер социально-экономического развития» министерство предложило убрать малый бизнес из сферы действия антимонопольного законодательства (за исключением ценовых сговоров и сговоров на торгах), разрешить внезапные внеплановые проверки только при наличии судебной санкции, а деятельность ФАС оценивать по состоянию конкуренции и благосостоянию потребителей.

На вопрос корреспондента Fishnews, как соотносится рост числа проверок с позицией Минэкономразвития, замглавы ФАС ответил, что ведомство не стремится «ни к какому росту или снижению количественных показателей». «Проверки проводятся тогда, когда это необходимо. Причем эта цифра ведь еще раскладывается, у нас участников картелей может быть несколько - 10, 20, 30. В настоящий момент на подписи у руководителя ФАС находится приказ, где у нас будет 102 ответчика. Для того чтобы завести дело по одному картелю необходимо иногда 10-20 проверок, поэтому мы делаем ту работу, которая необходима для того, чтобы должным образом выполнять наши обязанности. Проверка является всего-навсего инструментом сбора доказательств», – заявил он.

По словам начальника управления по борьбе с картелями ФАС России Андрея Тенишева, правом проводить проверки обладает большая часть контролирующих органов Российской Федерации, в том числе налоговая служба, таможенники и т.д. Антимонопольное ведомство получило это право только в 2009 г., но «почему-то все говорят о проверках, которые проводятся ФАС».

«Общепризнанная мировая практика такова, что если контролирующий либо правоохранительный орган получает санкцию суда на проведение проверки, то он получает вместе с этой санкцией и больший набор полномочий», – предупредил Андрей Тенишев. – «Все антимонопольные органы мира, которые получают санкцию суда на проведение проверок, имеют право обыскивать жилище проверяемых лиц, имеют право изъять у них компьютеры, имеют право изъять подлинные документы. Поэтому когда Минэкономразвития говорит, что нужна санкция суда, может так оно и есть, но в пользу ли проверяемых лиц этот аргумент, большой вопрос».

Fishnews