ФАС и рыба

13 марта 2014 года
Игорь АРТЕМЬЕВ. Фото пресс-центра ФАС.

Картели в каждом неводе

Засилье картелей на всех этапах цепи поставок рыбной продукции – от вылова и переработки до розницы – является одной из причин того, «что рыба стоит столько же, сколько мясо», считает руководитель ФАС России Игорь Артемьев.

Борьба с картелями станет главным приоритетом Федеральной антимонопольной службы на ближайший период. «В отношении картелей, куда бы мы ни пришли и где бы мы всерьез ни стали смотреть ситуацию, мы видим тайные сговоры против потребителей, что и есть картель», – заявил Игорь Артемьев на расширенном заседании коллегии ФАС.

Он заострил внимание на необходимости довести до конца хотя бы несколько уголовных дел, возбужденных в связи с антикартельными расследованиями. Часть из них уже закрыта в связи с амнистией. «Будем надеяться, что это будут удачные разбирательства в судах общей юрисдикции. Это ближайшее будущее, которое, на мой взгляд, не должно быть слишком страшным для бизнеса. Нам не нужно устраивать массовые дела по всем этим позициям, но нам нужно несколько крупных дел, которые бы сложили судебную практику, которая тоже бы ограничивала и профилактировала бы соответствующие нарушения», – озвучил задачу глава ведомства.

В качестве примера крупных картелей, раскрытых в последние годы, он привел ситуацию с дальневосточными рыбодобывающими компаниями. «Минтаевый картель – весь Дальний Восток России. Финансировался из-за рубежа нашими бывшими гражданами, которые переехали туда, а, кроме того, китайскими гражданами, корейскими гражданами и гражданами других стран. Целью их было повышение и соответствующее удержание высоких монопольных цен на всех рынках России. Один из результатов помимо других причин – то, что рыба стоит столько же, сколько мясо, или дороже мяса», – рассказал Игорь Артемьев.

Он напомнил о Советском Союзе, где «рыба всегда стоила в два раза дешевле мяса». «И в мире, если вы посмотрите, так везде почти и есть. У нас не так, у нас рыба дороже мяса или стоит столько же. Такие картели, как картель поставщиков норвежской рыбы и некоторые другие, – это одна из причин высокой цены на эту жизненно важную продукцию, не считая всех остальных преступлений, контрабанды и всего остального, о чем мы говорим на соответствующей правительственной комиссии и в администрации президента», – уточнил «диагноз» руководитель ФАС.

Отвечая на вопрос корреспондента Fishnews, каким образом антимонопольная служба намерена разобраться с наценкой на рыбу, которая образуется на этапе посредников и розничных сетей, Игорь Артемьев предположил, что нужно больше внимания уделять не только торговым сетям, но и оптовому звену, к чему, по его словам, призывал выступавший на коллегии первый вице-премьер Игорь Шувалов.

«Действительно, эта «черная дыра» в повышении цен возникает не только в момент вылова и первичной переработки, которые мы видим в виде картелей, эта «черная дыра» – примерное удвоение цен – возникает в промежутке между крупнейшими оптовиками и торговыми сетями, и в целом продавцами в рознице», – отметил глава Федеральной антимонопольной службы.

Цены на рыбу при переходе из опта в розницу, по его оценке, могут отличаться в 1,7–2 раза. Бороться с «черной дырой» в карманах потребителей рыбной продукции ФАС намерена традиционными средствами, тем более что, по данным ведомства, крупных оптовиков в Московском регионе осталось меньше десятка.

«Во-первых, эти компании могут сговариваться друг с другом – это картель. Во-вторых, эти компании могут вступать в эксклюзивное соглашение с торговыми сетями, тоже, естественно, против потребителя, и соответственно повышать цены. Поэтому это направление, о котором сегодня говорил первый вице-премьер, нами разрабатывается, мы уделяем ему значительное внимание, но это требует времени. Если мы это выявим, то тогда мы сможем сказать, что и в начале цепочки, где были картели, нам удалось добиться результата и в конце цепочки нам, возможно, удастся добиться результата. Только тогда мы увидим другие цены на рыбу», – заключил руководитель ФАС.

Fishnews