Отлучить рыбаков от промысла вновь пытаются определенные силы, умело разыгрывая «карту» заказника «Северный»
Вновь раскачать лодку под названием «Заказник «Северный», накалив ситуацию вокруг этой охраняемой территории регионального значения, пытается «Экологичекая вахта Сахалина». Да-да, та самая, которая в прошлом году была признана Министерством юстиции РФ иностранным агентом.
То бишь находящейся на содержании иностранных спонсоров. Общественных организаций у нас пруд пруди, но вот помощь им иностранные благодетели оказывают ну очень избирательно. Смеем полагать, что даже самый крайний в последнем ряду простаков не верит, что американские спонсорские фонды, вкладывая средства в своих агентов в России, преследуют цель роста экономики, благосостояния, наконец, могущества нашей страны. Особенно на фоне широкомасштабных санкций, предпринятых администрацией Барака Обамы. Западные благодетели денег на ветер не бросают, просчитывая отдачу с каждого вложенного в дело доллара.
Да, карту заказника «Северный» «Эковахта» разыгрывает не первый раз. Но если в прошлом охинских активистов в основном нацеливали на «вали местного рыбопромышленника Павленко», то нынче ставится под сомнение правомерность действий министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, начавших процедуру внесения изменений в режим особой охраны государственного природного заказника «Северный» на полуострове Шмидта в Охинском районе.
То, что необходимость таких изменений назрела – сомнений никаких.
Кстати, об этом четко и конкретно было сказано в материале «ЗАКАЗНИК «СЕВЕРНЫЙ» как средство борьбы орудовавших на севере Сахалина браконьеров с законопослушными промысловиками», опубликованном в «Рыбаке Сахалина» 23 июля прошлого года».
В нем, в частности, шла речь о том как и для каких целей создавался заказник регионального значения «Северный». Полуостров Шмидта как нельзя лучше подходил для поддержания целостности естественных природных сообществ, сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области. И без малого сорок лет эти задачи довольно успешно выполняются, оставляя для наших потомков возможность увидеть неповторимую островную природу в первозданном виде.
И всё это время в прибрежных водах полуострова Шмидта рыбаки национального колхоза «Красная заря» вели промысел лососевых, в частности, в Сахалинском заливе. Ни в советские, ни даже в лихие девяностые годы проблем с прибрежным рыболовством здесь не возникало – территория заказника ограничивалась землями лесного фонда в кварталах 1 - 287 Охинского участкового лесничества, не «заезжая» на морские просторы. Более того, региональное управление Росрыболовства организовало здесь рыбопромысловые участки, которые в 2008 году были переданы в хозяйственную деятельность островным рыбопромышленникам на законном основании, с соблюдением всех юридических процедур. Причем, на промысловые участки были разбиты все аквавтории, прилегающие к полуострову Шмидта. Кроме ООО «НРК «Красная заря» и «Оха» у побережья полуострова Шмидта в выставили невода родовые хозяйства «Музьво», «Улав», «Унгыш», «Ке-раф», а также ООО «Аури», ООО «Мыс Елизаветы», фермерское хозяйство В. Нуркенова.
В заказнике «Северный» до минувшего года все было нормально, как вдруг пошли обращения в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Рыбопромышленники, мол, наносят вред заказнику. Более того – некая инициативная группа начала сбор подписей в защиту заказника «Северный» от промысловиков. Откровенно говоря, корректность сбора подписей вызывает огромное сомнение.
С чего бы такой наезд на промысловиков, а по большому счету – лично на самого крупного в районе рыбопромышленника Алексея Павленко?
Очень просто – с 2011 года он вместе со сподвижниками развернул активнейшую борьбу с браконьерами и добился впечатляющих результатов: к 2015 году браконьерство в промышленных масштабах в реках Охинского района было ликвидировано. А минувшей весной ему пришел конец и на полуострове Шмидта. Крепкий удар по любителям легкой наживы, чувствовавшим в заказнике «Северный», как у себя дома, нанесло все то же ООО «Оха».
Формально сыр-бор разгорелся вокруг временных построек для проживания рыбаков и размещения грузов, которые находятся практически у кромки воды, вдоль границы областного заказника. Кстати будет сказать, что временные постройки на береговой линии размещены в соответствии с требованиям ст.6 Водного кодекса РФ и п.9 Положения «Об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР», утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1045 (действующим в настоящее время). Однако Охинской прокуратурой были поданы исковые заявления в суд о сносе незаконно возведенных строений. Охинский суд требования прокурора удовлетворил и постановил очистить территорию ООПТ от незаконных рыболовных станов. На наш взгляд, решение первой судебной инстанции спорное, по крайней мере, всерьез аргументы стороны ответчика не рассматривались. И ещё. Иск по сносу рыболовных станов был предъявлен только двум предприятиям, выставившим на абсолютно законных основаниях невода в акваториях полуострова Шмидта. А работавшие здесь другие предприятия, родовые хозяйства представителей КМНС, в частности, они что – здесь лососей добывали в оборудованных на мелководье с помощью вбитых в дно морское свай сараях-времянках?
В прошлом году ряды местных зеленых на севере Сахалина пополнились новыми лицами. Именно в 2015 году исчезло последнее «белое пятно» в прибрежном рыболовстве на Сахалине – на не использовавшихся прежде законными рыбаками участках были обустроены ставные невода. А вольготно здесь промышлявшие в течение десятилетий браконьеры были напрочь «выдавлены» с полуострова Шмидта. Эти ребята, далекие от уплаты налогов, платы за использование биоресурсов, простить не могли. В минувшим мае в Охе стартовала кампания, конечная цель которой – убрать законопослушных промысловиков с участков на полуострове Шмидта. Представители КМНС, кооперативных хозяйств издревле ловили лососевых на западном побережье полуострова Шмидта, не возникало у них проблем после принятия решения о создании заказника «Северный» ни при Советской власти, ни после корректировок положения об этой охраняемой территории в 2009 году. Присутствие здесь в путину рыбаков-прибрежников воспринималось как само собой разумеющееся, априори. Ну не может прибрежный песок относиться к территории лесных кварталов. А именно в их пределах определена территория самого северного на Сахалине заказника.
Имеющимся в положении о заказнике пробелом воспользовались, в Охе был организован сбор подписей якобы в защиту «Северного». Куратором этого процесса стала «Экологическая вахта Сахалина». Внешне выглядит все довольно пристойно: одни общественники помогают другим. Ну а где тогда были и те, и другие, когда с полуострова Шмидта тоннами вывозили вертолетами на материк заготовленную икру? Такая ситуация продолжалась не год и не два, при этом ни один из представителей славного племени отечественных вертолетчиков, которым сверху всё видно, и пальцем не шевельнул, чтобы хотя бы озвучить сложившуюся ситуацию. Это с одной стороны, а с другой – могла ли не знать о ситуации в заказнике в 2000-2014 годах в «Экологической вахте Сахалина», ведущей мониторинг ситуации на прибрежном промысле с помощью космической аппаратуры? Выходит, что и первые, и вторые очнулись и начали действовать лишь тогда, когда матерым браконьерам на полуострове Шмидта перекрыли кислород.
Несмотря ни на что лососевую путину в прибрежных водах в минувшем году законопослушные рыбаки сумели провести. Добыли почти половину от ожидаемых 15 тысяч тонн горбуши и кеты. Могли бы и больше, но на уловы повлияли не только откровенно слабые подходы горбуши, но и волна проверок, которая развернулась по обращениям этих граждан в различные инстанции. Однако в плане продовольственной безопасности страны свыше 7 тысяч тонн экологически чистой продукции, согласитесь, лишними не будут. По результатам путины существенно поправили своё материальное положение почти 450 рыбаков-прибрежников, работавших в нелегких условиях полуострова Шмидта. Половина из них – сахалинцы и курильчане, включая жителей Охинского района.
А теперь вопрос на засыпку: будут ли американские спонсоры вкладывать многомиллионные средства в укрепление экономики России, снижение в ней социальной напряженности, усиления ее безопасности?
Можно по-разному относиться к деятельности губернатора Олега Кожемяко, нового состава областного правительства. Но, к их чести, в ситуации с заказником, несмотря на предвыборную кампанию, рубить с плеча они не стали. А занялись поиском взаимоприемлемого решения по «Северному». Тем более, что вносить коррективы в положение о нем в компетенции областных властей. Предлагаемые изменения в положение о заказнике «Северный» опубликованы на сайте правительства Сахалинской области. В частности, они касаются мер по усилению охраны заказника, развития познавательного туризма. При этом допускаются по согласованию с региональным министерством лесного хозяйства размещение временных сооружений, разовые проезд и стоянка автомототранспорта.
Реакция «Экологической вахты Сахалина» не заставила себя ждать. В опубликованном на её сайте пресс-релизе подчеркивается, что «Эковахта Сахалина» считает предлагаемые изменения противоречащими действующему законодательству в сфере сохранения особо охраняемых природных территорий, а также целям и задачам заказника «Северный». Почему?
Последний абзац – высший пилотаж «Эковахты»: «Экологи и инициативная группа граждан г. Охи направили свои обращения в соответствующие государственные органы для предотвращения принятия незаконного решения. Любой гражданин или организация также вправе направить свои предложения до 17 февраля 2016 на адрес dp_lesp@adm.sakhalin.ru». Юридически не придерешься к фразе «для предотвращения принятия незаконного решения». В контексте же все это выглядит так, что региональное правительство в лице минлесхоза пытается в угоду рыбакам пропихнуть поправки в обход закона. И лишь «Эковахта» с неравнодушными согражданами может встать на пути злоумышленников.
Полноте, решение еще не принято, пока документ в работе, но его уже заносят в разряд незаконных. Вообще-то, законность решения может определить лишь соответствующая судебная инстанция. И вообще: в компетенции областных властей вносить изменения и коррективы в положение о региональном заказнике.
Под каждой своей заметкой «Эковахта» вынуждена сообщать, что Министерством юстиции России признана иностранным агентом. Но при этом оговаривается, что считает такое решение необоснованным и оспаривает его в суде. А, собственно, что оспаривать? 22 сентября состоялось внеочередное общее собрание региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», на котором были приняты важнейшие решения о будущей ее судьбе в связи с внесением в реестр «иностранных агентов».
Общее собрание большинством голосов приняло решение вернуть все деньги, поступившие из-за рубежа и на тот момент имеющиеся в организации, отказаться от их получения впредь. При этом в активе этой организации в лучшем случае должно было остаться 400 тысяч рублей – пожертвования российских спонсоров. Этой суммы, судя по выставленным на сайте финансовым отчетам «Эковахты», хватило бы на месяц-полтора работы. О новых поступлениях на её счет от российских благотворителей сайт безмолвствует. Выводы делайте сами…
Р. КОЗЫРЕВ. «Рыбак Сахалина» № 6 от 18 февраля 2016 г.