Крупным планом

11 ноября 2008 года
Дальневосточная креветка

Российскую креветку выселяют с отечественного рынка

Ассоциация креветколовов Дальнего Востока «Далькреветка» обратилась к Первому вице-премьеру Виктору Зубкову, руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему с просьбой о безотлагательном принятии мер предупредительного характера в связи с прогнозируемым резким снижением ОДУ северной креветки в некоторых районах Тихого океана.

Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Ростехнадзора, объемы общих допустимых уловов северной креветки в основных промысловых подзонах: Восточный Сахалин, Западный Сахалин, Камчато-Курильская подзона, – снижены от прогностических данных, полученных в результате проведения научно-исследовательских работ СахНИРО и КамчатНИРО, в 3 и даже 4 раза! А именно, ОДУ в подзоне Восточный Сахалин снижено с 441 до 150 тонн, на Западном Сахалине – с 1350 до 350 тонн, в Камчато-Курильской подзоне – с 885 до 400 тонн.

Экспертная комиссия Ростехнадзора под руководством д.б.н. В.П. Васильева, изучив обоснование прогноза общих допустимых уловов водных биологических ресурсов в вышеперечисленных подзонах, материалы обсуждений прогнозных цифр на Научно-Промысловом Совете и на общественных слушаниях, иные нормативные документы, сочла, что исследования не были проведены в полном объеме, а полученные данные прогнозов ОДУ северной креветки основываются на экспертных заключениях. В итоге комиссия решила, что объем ОДУ северной креветки в подзонах Восточный Сахалин, Западный Сахалин и Камчато-Курильской подзоне сильно завышен и рекомендовала его значительно сократить. В частности, в заключении сказано, что «основу прогноза ОДУ креветок Татарского пролива составили материалы, полученные в ходе траловых съемок в 2006-2007 гг. в северо-западной части пролива на судах «Дм. Песков» и СТМ «Лавинный». Данные, полученные на первом судне, были использованы только для расчета прогноза и запаса в подзоне Приморье. Работы на СТМ «Лавинный» проводились только в северо-западной части Татарского пролива, т.е. преимущественно или целиком в подзоне Приморье. Об этом также свидетельствуют и данные по подзоне Приморье за 2006 – 2007 гг., которые получены на этом судне».

Эксперты задались вопросом – на каких данных основывается прогноз для Западно-Сахалинской подзоны. Помимо этого эксперты не нашли данных по годовой динамике среднесуточных траловых съемок для Западно-Сахалинской подзоны, данных по динамике средних уловов на 1-часовое траление, динамике вылова, ОДУ, коэффициента уловистости трала).

«Не ясно, как сделана оценка запасов для Западно-Сахалинской подзоны, цифра в 12,06 тыс. тонн никак не аргументирована», – заключают эксперты Ростехнадзора.

Вместе с тем, как следует из комментария ведущего научного сотрудника лаборатории промысловых беспозвоночных СахНИРО, к.б.н. Сергея БУКИНА, «северная креветка Японского моря является трансграничным объектом. Поэтому для ее квотирования мы проводим исследования по всему Татарскому проливу, затем определяем ОДУ опять же для всего Татарского пролива и уже на основании соотношения биомасс в обоих подзонах – разделяем ОДУ по подзонам.

С целью оценки запасов северной креветки мы проводим ежегодные исследования по всей акватории Татарского пролива, и в 2006-2007 гг. комплексную траловую съемку производили НИС «Дм. Песков», а также СТМ «Лавинный». При этом данные с последнего судна несут функцию контрольных, проверочных показателей. Они не имеют никакого отношения к данным, на основе которых оценивается запас.

Согласно полученным данным с НИС «Дм. Песков», а также согласно данным промысловой статистики, которые мы приводим в прогнозе, среднесуточные уловы судна типа СРТ составляют 3 тонны (ежегодно промысел северной креветки в Татарском проливе осуществляют около 20 судов). Вместе с тем данные по динамике промзапаса, динамике вылова и динамике ОДУ мы заменяем на динамику улова на усилие, что несущественно отличается от перечисленных выше показателей, поскольку является их индексом. При этом последний показатель считается более достоверным. Таким образом, мы на полном основании можем говорить о том, что промысловый запас северных креветок стабилен и позволяет изымать 2,5 тыс. тонн ежегодно, из которых приблизительно 1,3 тыс. тонн мы рекомендуем изымать в Западно-Сахалинской подзоне, а 1,6 тыс. тонн – в подзоне Приморье. Настаивать на снижении ОДУ от рекомендованного в 4 раза оснований нет!», – утверждает ученый.

Наряду с этим, согласно данным, полученным в результате исследований, проводимых КамчатНИРО в течение последних лет (2005 – 2007 гг.) по северной креветке в Камчато-Курильской подзоне, запасы этого водного биоресурса также стабильны (в пределах 2100 – 2500 тонн) и даже имеют тенденцию к увеличению. «В последние годы промысел в Камчато-Курильской подзоне ведут 14-15 судов. Уловы на одно судно в течение последних 4 лет составляют от 1,5 до 3 тонн в сутки. Исследования показывают, что плотность и состояние ресурсной базы по данному объекту стабильное, размерный ряд тоже (с 1999 года средний размер особи равен 106-107 мм). Оснований говорить о том, что эти показатели будут снижаться, нет, – пояснил нам заведующей лабораторией промысловых беспозвоночных КамчатНИРО, к.б.н. Александр БАЖИН.

Таким образом, согласно научным прогнозам, основанным на всесторонних и тщательных исследованиях, запасы северной креветки в Западно-Сахалинской подзоне, подзоне Восточный Сахалин, а также Камчато-Курильской подзоне стабильны и имеют тенденцию к увеличению. Об этом же свидетельствуют и данные промысловой отчетности. Так, начиная с 2001 года выделенное по данным подзонам ОДУ осваивается на 80-90%. При это уловы держатся на стабильном уровне и составляют на Западном Сахалине не менее полутора тыс. тонн, в подзоне Восточный Сахалин – около тысячи тонн, в Камчато-Курильской подзоне – 1,5 – 2 тыс. тонн.

Необходимо отметить, что все цифры, представленные в прогнозах, уверенно прошли все этапы ведомственных и общественных слушаний – в том числе с участием ассоциации «Далькреветка». Известно, что согласно регламенту, специалисты ВНИРО могли выставить замечания в адрес региональных научных организаций при возникновении сомнений в обоснованности прогнозов ОДУ. Однако и на этом завершающем этапе никаких замечаний и сомнений у специалистов ВНИРО в реальности представленных прогнозов не возникло. Естественно, что после всех полученных одобрений внезапное сокращение ОДУ в разы, сделанное экспертами экологической экспертизы Ростехнадзора, вызвало законное недоумение рыбацкой общественности.

Нетрудно понять, что резкое снижение ОДУ северной креветки сделает промысел этого вида ВБР попросту нерентабельным. Это заставит нас поставить свои суда на прикол и прекратить добывать этот ценнейший биоресурс, – заявляют в Ассоциации креветколовов Дальнего Востока «Далькреветка».

Сегодня в состав Ассоциации креветколовов входит 8 предприятий, которые осваивают более 50% ОДУ креветки по всему ДВ бассейну.

Уже в течение нескольких лет члены Ассоциации поставляют свою продукцию на российский рынок и из года в год объемы поставок лишь возрастают. Искусственное занижение ОДУ северной креветки приведет к резкому росту импорта. Тем более что россияне наконец-то распробовали морской деликатес.

В Таиланде обнародованы планы развития направления по искусственному разведению креветки на 2009-2011 гг. Стратегической целью этого весьма важного сектора аквакультуры королевства станет сокращение поставок креветки в США до уровня менее 50% от нынешнего объема, что в реальном выражении будет составлять менее 500 тыс. тонн в год. В свою очередь, тайцы предполагают резко активизировать и насытить «российскипй сегмент», значительно увеличив объемы поставок выращенного на фермах деликатеса на российский рынок.

По оценкам аналитиков Fishnews, емкость российского рынка составляет 100 – 120 тыс. тонн креветки преимущественно дорогих сортов. Сегодня это один из самых быстрорастущих рынков. Если в 1999 году на наш рынок поступало всего 6-7 тысяч тонн креветки в год, то сегодня россияне потребляют более 60 тыс. тонн. Получается, что рынок вырос в десять раз, и сегодня лишь в пять раз меньше самого крупного рынка в мире – японского, который потребляет не менее 300 тыс. тонн креветки. Сейчас в Россию импортируется около 60 тыс. тонн креветки со всего мира. И нельзя сказать, что это действительно качественный и безопасный продукт.

- Тигровые, или, как их еще называют, королевские креветки из Южного Вьетнама и Таиланда пользуются спросом во всем мире – в том числе и в России. Однако мало кто знает, как именно выращивают, а точнее, чем кормят эти «деликатесы», чтобы они росли быстрее, не болели и чтобы мясо их было розовым, – рассказывает член Ассоциации «Далькреветка», член совета директоров «Исток групп», Сергей ИВАНОВ.

Одним из главных средств откорма является производящаяся в Таиланде смесь «Суперзвезда», которая ускоряет метаболизм, помогая креветкам наращивать жир. Еще одним «блюдом креветочного меню» является состав под названием «Амино-Про», придающий более изысканный вкус, а также средство «Витамикс», являющееся мощным ускорителем роста. А препарат «Калфоракс» позволяет приобрести красный цвет, еще один химикат убивает вирусы и нежелательные запахи. Но самым большим подспорьем фермеров являются сильные антибиотики, в том числе и с просроченным сроком годности. И никто не слушает указов властей не использовать пенициллин и пестициды. В пробах креветок, выращенных в семейных хозяйствах во Вьетнаме, были найдены пестициды и стимуляторы роста, причем фермеры продолжают экспериментировать с разными новыми препаратами.

Американская потребительская организация, десять лет отслеживавшая потребление креветок в США, выпустила предупреждение о том, что отравленный химией морепродукт способен нанести сильное поражение нервной системе человека, вызвать необратимую аллергическую реакцию, а также заразить стойкими к антибиотикам патогенами.

Северная же креветка, выращенная в естественных условиях, обладает ценнейшими свойствами и представляет собой высококачественный продукт полезный для здоровья.

Какие же цели преследуют эксперты Ростехнадзора, искусственно занижая объемы допустимых уловов? Ведь в конечном счете это противоречит государственной политике в области развития рыбохозяйственного комплекса, подрывает продовольственную безопасность нашего государства. Трудно представить, как это может сказаться и на нашем с вами здоровье. Вернуться же на рынок российским креветколовам будет очень тяжело, а фактически – невозможно.