Острова рыбоводов
Сахалинская область – край лососеводства. Ни в одном другом регионе нашей страны нет такого количества лососевых рыбоводных заводов, причем год от года количество их растет. Сейчас это уже 41 предприятие. Руководители компаний, занимающихся воспроизводством тихоокеанских лососей, рассказали корреспонденту журнала «Fishnews – Новости рыболовства» о своих рыбоводных заводах, о том, как пришли в отрасль и с какими трудностями сталкиваются в работе.
Сергей Каверзин: Мы ориентированы на хороший возврат
Для директора ЛРЗ «Лазовой» и заместителя директора по воспроизводству ЛРЗ «Туровка» Сергея Каверзина история работы в отрасли началась в 1991 году с газетной статьи о тяжелом положении сахалинских рыбоводов. Как раз в то время искал новую точку приложения сил, заинтересовался, побывал на рыбоводном заводе. Поразило, как сейчас вспоминает, насколько интересен и нужен процесс воспроизводства лососевых ресурсов и в каких непростых условиях трудятся люди. Появилось желание узнать, а нет ли более легкой, экономичной технологии выращивания.
С единомышленниками начали вести изыскательские работы в Макаровском районе (юго-восток Сахалина): на реках Лазовая, Нитуй, Макарова. Выяснилось, что воды для работы заводов по традиционной, полнопроточной, технологии не хватает – стали искать технологии водо- и энергосберегающие. И постепенно вышли на вертикальные инкубационные аппараты – сейчас они используются и на «Лазовом», и на «Туровке».
Завод «Лазовой» – своего рода лабораторная база, сейчас там закладывается 5 млн. штук икринок красной рыбы, рассказывает Сергей Каверзин. А вот «Туровка» на реке Нитуй – это уже промышленное предприятие. «Моя точка зрения – вот такие заводы должны быть везде. Экономичные, высокоэффективные и с большим коэффициентом возврата», – добавляет собеседник «Fishnews – Новости рыболовства». ЛЗР «Туровка» строился 16 лет, но больше 3 млн. штук икры на нем не закладывали: не хватало воды, затем завод был выкуплен, и сейчас ведется работа по его реконструкции, отмечает Сергей Каверзин.
Предприятие занимается воспроизводством двух традиционных для Сахалинской области видов тихоокеанских лососей – горбуши и кеты. «Горбуша – это хорошая коммерческая рыба, она легко продается, у нее очень быстрый возврат – на второй год приходит», – комментирует Сергей Каверзин. Что касается кеты, то естественного воспроизводства этого вида лососей на Нитуе нет, предприятие создало свое стадо и эксплуатирует его.
Рыбопромышленник подчеркивает: очень важно обеспечивать эффективность предприятия: завод не должен функционировать по принципу «работа ради работы». И здесь на первое место выходят даже не объемы выпуска, а его качество, уверен Сергей Каверзин. «Нам надо, чтобы рыба вернулась, и мы все ориентированы на то, чтобы у нас был хороший возврат», – отмечает он. И, конечно, все работы должны иметь четкое научное обоснование и сопровождение, здесь без ученых не обойтись.
Замдиректора «Туровки» не только рассказал о предприятии, но и продемонстрировал его работу. В одном из помещений уже введены в эксплуатацию инкубационные аппараты вертикального типа. Когда мы были на заводе, в них находилась личинка. В этом году специалисты заложили 15 млн. икринок кеты, но это только первый уровень. Преимущество вертикальных аппаратов в том, что они позволяют без особых усилий увеличить мощность – осенью планируется выйти на закладку 30 миллионов. На классическом заводе полнопроточного типа, с его каналами, так легко нарастить объемы не получится, комментирует Сергей Каверзин (на «Туровке» помещение, где закладывается икра горбуши, сохранило традиционный вид). Кроме того, несоизмеримы расходы воды: на полнопроточном за секунду «улетает» бочка воды, при использовании вертикальных аппаратов – три литра в секунду. Конечно, для того, чтобы привыкнуть к новой технологии, потребовалось время, однако работать оказалось гораздо проще, делится подробностями главный рыбовод Вячеслав Федякин.
Трудятся на заводе посменно: бригадами по три человека. «Туровка», как и другие ЛРЗ, стоит в отдалении от населенных пунктов, от областного центра – Южно-Сахалинска – ехать несколько часов. Поэтому работают вахтовым методом, приезжая из разных районов.
Воспроизводство вместе с добычей и переработкой лосося позволяет создать замкнутый цикл. Такая работа – самая оптимальная экономически, уверен Сергей Каверзин. Мороженая рыбопродукция весьма востребована среди покупателей – зарубежных компаний и сахалинских переработчиков (коих в регионе немало). «У нас еще не закончилась путина – уже предлагают заключить договоры на следующий год на поставку», – говорит представитель предприятия.
Александра Мургина: Работа приносит нам радость
Когда видишь выращенного малька, результат своего труда, испытываешь чувство гордости, морального удовлетворения, рассказывает директор ООО «Охранник-3» Александра Мургина.
Компании принадлежит рыбоводный завод на реке Тихая в Макаровском районе. Для этого муниципального образования рыбная отрасль – в основе экономики, поэтому от успешной работы рыбаков, переработчиков, рыбоводов зависит судьба района.
ЛРЗ «Тихая» запущен в эксплуатацию в 2005 году, занимается воспроизводством горбуши, мощность – 10 млн. штук покатной молоди. Деятельность предприятия по воспроизводству построена на научных данных, отмечает руководитель.
Помимо лососеводства, компания осуществляет промысел. «Если 15-20 лет назад переработки в области не хватало и те, кто занимался добычей, не знали, куда сдать рыбу, то сейчас спрос на сырье очень велик», – рассказывает Александра Мургина.
Горбуша не отличается столь сильным желанием вернуться в родную реку, как кета, тем не менее нельзя не отметить, что вылов по предприятию за последние годы значительно увеличился (а возможность сравнивать ресурсную базу у компании есть). Если бы на Сахалине вообще не было рыбоводных заводов, то объемы добычи по области были бы под вопросом, считает Александра Мургина. Кроме того, компании, имеющие ЛРЗ, более внимательно относятся к «своим» речкам, полагает заместитель директора «Охранник-3» Дмитрий Касинов.
Рыбопромышленные предприятия организуют охрану водотоков. Занимается такой важной и нужной работой и «Охранник-3». Ресурс надо беречь, ведь в противном случае не удастся обеспечить закладку икры в необходимых объемах, сохранить реку. Желающих половить в обход закона, к сожалению, хватает. Для компаний-рыбоводов это целая проблема, говорит Александра Мургина.
На заводе «Тихая», который традиционно занимается разведением горбуши, беспокоятся, что часть горбушовых ЛРЗ переходит на воспроизводство кеты. Специалисты видят в этом сигнал того, что рыбоводный бизнес из-за серьезных дефектов правовой базы переориентируются на более прогнозируемый по возвратам вид лососей. «Экономически это выгоднее предприятиям – разводить кету, выпускать ее и потом добывать, так как возврат у нее больше. И стабильнее. Но нарушается возврат горбушого стада – вот в чем вопрос», – считает Дмитрий Касинов.
Сегодня перед лососеводами стоит много вопросов и сложностей, однако на предприятиях убеждены в необходимости и важности их работы. Мировой опыт показывает, что лососеводство необходимо развивать, уверены в компании «Охранник-3». В пример приводят Японию, Соединенные Штаты, сделавшие ставку на лососевые рыбоводные заводы: такая политика сказывается на уловах.
Евгений Одиноков: Развиваем внезаводской метод разведения
Компания «СТПК-2006» внедряет на Сахалине внезаводской метод рыборазведения. У идеи нашлись оппоненты, в том числе среди чиновников, однако в 2012 году в бассейне реки Кострома Холмского района (юго-западная часть острова) было выпущено 350 тыс. экземпляров кетовой молоди. По информации Сахалино-Курильского теруправления Росрыболовства, среднештучная навеска рыбы составляла 1,43 г. «Малек жизнестойкий, очень активный, он практически в дикой среде», – говорит руководитель компании Евгений Одиноков.
Конечно, как и во всяком новом деле, не обошлось без сложностей, однако теперь есть опыт, и в этом году рыбоводы ждут первый возврат кеты. «СТПК-2006» планирует развивать внезаводское разведение в бассейне Костромы: сейчас оно ищет инвесторов для создания питомника.
Кроме того, на этой же реке построен ЛРЗ «Павино». Нынешний год для завода также памятный: будет осуществляться первый выпуск молоди. Мощность предприятия – по 10 млн. штук кеты и горбуши. На ЛРЗ используются вертикальные инкубационные аппараты. Такое оборудование позволяет на небольшой территории создавать высокопроизводительные заводы, считает Евгений Одиноков.
Правда, на инкубацию заложили только 2,5 млн. икринок горбуши и 3 млн. – кеты, но результат будет, уверен генеральный директор. Пусть у горбуши более слабое «чувство дома», но и она возвращается в базовые реки – это подтверждают ученые и опыт коллег, отмечает рыбопромышленник.
Свои результаты должна приносить и охрана реки. «С браконьерами боремся ежегодно, показательно, что за этот год возбуждено три уголовных дела. Постоянно снимаем километры сетей», – рассказывает руководитель предприятия.
Четыре года назад река Кострома была «пустой», сейчас, после того как компания наладила охранные мероприятия, ситуация изменилась. «Чуть-чуть стоит «погладить» природу, и она вознаградит тебя», – не сомневается генеральный директор «СТПК-2006».
Западное побережье Сахалина считается депрессивным в плане запасов тихоокеанских лососей – областные власти называют создание ЛРЗ в этих районах в числе приоритетов. Евгений Одиноков собирается построить еще один завод в бассейне реки Ново-Айнская. Сейчас, в кризисные времена, планировать что-то непросто, но поиск инвесторов для реализации проекта ведется. Обеспечить новое предприятие посадочным материалом намерены за счет внезаводского метода разведения: в бассейне Ново-Айнской по этой технологии также осуществляется работа, с 2013 года выпускается малек, рассказывает Евгений Одиноков.
Юрий Светликов: В планах – новые заводы на Итурупе
Говоря о лососевом хозяйстве Сахалинской области, нельзя не уделить особого внимания рыбоводным заводам холдинга «Гидрострой». Сегодня в его ведении – 5 ЛРЗ. Два из них на Сахалине – «Монетка» на реке Островка и «Залом» на притоке реки Найба. Однако самые интересные предприятия, как признаются в компании, находятся на Итурупе.
ЛРЗ «Рейдовый» на момент реконструкции был чисто горбушовым, затем решили попробовать заложить кету, вспоминает генеральный директор ЗАО «Гидрострой» Юрий Светликов. Постепенно удалось создать свое кетовое стадо. И сегодня «Рейдовый» занимается воспроизводством двух объектов – горбуши и кеты. Как и Курильский завод – самый крупный в России по объемам закладки икры.
Новый этап в развитии лососевого хозяйства открыло создание ЛРЗ «Бухта Оля». Компания искала возможность обеспечить пресной водой новое рыбоперерабатывающее производство. И обнаружила уникальные источники, которые бегут с подножья вулкана Богдан Хмельницкий. Вода температурой 6,5-7 градусов – как раз такая, как нужна для разведения кеты. Возникла идея использовать новый ресурс – так появился первый в мире рыбоводный завод на искусственном водотоке. Сначала не было ни стен, ни крыши – только накрытые щитами ванны, в которые закладывалась икра (всего в первый год заложили 6 млн. икринок). Затем появились стены, крыша, было увеличено число каналов. На сегодняшний день на ЛРЗ «Бухта Оля» можно закладывать более 50 млн. штук икры кеты.
Малька постепенно адаптируют к морской воде – благодаря этому он не испытывает столь сильного стресса после выпуска и лучше выживает. Кроме того, близость завода к морю позволяет снизить пресс хищников, что также положительно отражается на возвратах, рассказывает Юрий Светликов.
Пока дождались возврата не от всех поколений выпущенной рыбы, тем не менее уже в прошлом году удалось взять в бухте Оля 3,5 тыс. тонн кеты – а ведь раньше этого стада и в природе не существовало: компании, занимающиеся не только промыслом, но и аквакультурой, сами обеспечивают себя сырьевой базой.
После создания ЛРЗ «Бухта Оля» решили построить рыбоводный завод рядом со вторым рыбоперерабатывающих предприятием. «Чтобы рыба приходила, так скажем, сама на переработку», – говорит руководитель компании. Был построен ЛРЗ «Китовый» – также на искусственном водотоке. Предприятие рассчитано на закладку 34 млн. икринок кеты. Планируется, что оно обеспечит ежегодные уловы в 2,5-3,5 тыс. тонн, рыба тут же будет поступать на обработку.
Исследуя источники воды, специалисты нашли уникальное место – Второе Янкито. За один строительный сезон построили рыбоводный завод, осенью здесь было заложено 24 млн. штук кетовой икры. Предприятие необычное, отличается от всех остальных ЛРЗ «Гидростроя». «В этом году мы обрабатываем всю технологию разведения на этом заводе, потому что условия здесь несколько отличаются от тех, что на стандартных заводах», – говорит Юрий Светликов. На «Янкито» используется вода температурой 9-13 градусов – это должно обеспечить более крупную навеску малька, а значит, большую выживаемость и возвраты, добавляет руководитель компании.
В 2014 году четыре рыбоводных завода «Гидростроя» – Курильский, Рейдовый, Китовый, «Бухта Оля» – выпустили 118 млн. 646 тыс. мальков кеты и 118 млн. 017 тыс. мальков горбуши, озвучивает результаты работы начальник рыбоводного отдела компании Виктор ПОГОДИН. На ЛРЗ «Янкито» первый выпуск будет в нынешнем году. Наибольшие объемы приходятся на Курильский завод – 97 млн. мальков кеты и горбуши за прошлый год.
Но уже созданные рыбоводные заводы – это не предел. В достаточно короткие сроки холдинг намерен построить ЛРЗ на озере Лебединое. Осенью планируется заложить на новом предприятии порядка 20-25 млн. икринок кеты. На следующий год собираются построить кетовый завод на Жарких водах. В планах на более отдаленную перспективу – ЛРЗ в бухте Консервная.
Успешная работа рыбоводных заводов позволяет поддерживать сырьевую базу на относительно постоянном уровне, сгладить разницу по подходам лосося в «четные» и «нечетные» годы, подчеркивает Юрий Светликов.
Вопросы национальной важности
У компаний, занимающихся воспроизводством тихоокеанских лососей, возникает немало проблем. Часть из них характерна для российского бизнеса в целом. Так, рыбопромышленники сетуют на большое количество контролирующих органов, штрафующих за сомнительные нарушения. На федеральном уровне много и охотно говорят о необходимости создания комфортной среды для предпринимательства, о достижениях в борьбе с «административным прессом». Но есть ли реальные результаты? Ситуация становится только хуже, считает Сергей Каверзин.
Остро стоит земельный вопрос, отмечает Евгений Одиноков. Завод на реке Кострома предприниматель построил, запустил, а вот землю оформить до сих пор не может.
Корма рыбоводные заводы закупают иностранные, датские, а значит, из-за изменения курса валют должны возрасти расходы. Удивительно, почему в стране, где столько сырья для производства рыбных кормов, приобретать последние приходится за границей, недоумевает Евгений Одиноков. Под вопросом, как признаются в компаниях, модернизация предприятий, ведь оборудование тоже приходится покупать за рубежом. Чувствуется острая необходимость в доступной кредитной поддержке.
Проблемы возникают также с кадрами. Сказывается специфика работы – в отдалении от сел, поселков, городов, от привычных удобств. «Рыбоводные заводы (большинство из них) находятся не в черте населенного пункта. Люди многого лишаются – тут надо быть фанатом своего дела», – говорит Юрий Светликов.
Есть и специфичные проблемы. Свои сюрпризы компаниям, занимающимся лососеводством, преподносит законодательство. Федеральный закон об аквакультуре практически не учитывает особенности работы лососевых рыбоводных заводов, обращают внимание рыбопромышленники. Власти обещали, что специфика найдет отражение в подзаконных актах, но чем все обернулось? В мае было подписано постановление Правительства, согласно которому действующие ЛРЗ, чтобы получить участок на водном объекте, куда они на протяжении многих лет выпускали молодь, должны идти на аукцион. И того, кто получит акватории, определит не многолетний опыт и стабильные промысловые возвраты, а предложенная цена. Такая ситуация взволновала не только руководство, но и коллектив ЛРЗ, рассказывает Александра Мургина. Проблема со справедливым механизмом распределения участков – показательный пример того, как один правовой акт может поставить под вопрос работу десятков предприятий.
Специалисты отмечают: кормовая база в океане позволяет наращивать объемы выпуска малька. Но между странами АТР в этой сфере жесткая конкуренция, ведь на кону – востребованные рыбные ресурсы. Российские компании, занимающиеся лососеводством, заявляют о желании развивать это направление. Государству нужно лишь помочь бизнесу – или хотя бы не мешать ему, говорят предприниматели.
Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Апрель 2015 г.