Племенная база – локомотив развития рыбоводства
Вопросы селекционно-племенной работы в товарном рыбоводстве обсуждались на заседании правления Ассоциации «Росрыбхоз». Участники встречи отметили важность этого направления в контексте реализации отраслевой программы развития аквакультуры.
К участию в дискуссии были приглашены представители департамента животноводства и племенного дела, департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза России, научно-исследовательских институтов, Федерального селекционно-генетического центра рыбоводства, руководители предприятий и организаций, входящих в отраслевое объединение. Открывая совещание, председатель правления Росрыбхоза Василий Глущенко заявил о необходимости уделять больше внимания такому направлению товарного рыбоводства, как селекционно-племенная работа.
Как сообщает корреспондент Fishnews, в настоящее время среди рыбоводных организаций статус племенных имеют только 19 хозяйств. В 12 из них ведется работа по карповым, в 4 – по растительноядным рыбам, в 5 – по форели и в одном – по осетровым. Всего в России разводят 43 породы и гибрида карповых, лососевых, осетровых, сиговых и цихлидовых рыб.
На заседании отмечалось, что потенциальные возможности отечественной племенной базы в рыбоводстве используются недостаточно. Доля племенной продукции в общем объеме товарной рыбы не превышает 30% (в зависимости от видовой принадлежности). В результате, по экспертной оценке, рыбоводные хозяйства ежегодно недополучают до 15% товарной продукции, что в масштабе страны составляет не менее 20 тыс. тонн рыбы.
С другой стороны, возможности племзаводов и репродукторов не всегда отвечают реальным потребностям предприятий аквакультуры. Например, многие форелевые хозяйства предпочитают приобретать рыбоводную икру и молодь за рубежом – в Финляндии, Норвегии, Франции, США и других странах. Частично это связано с технологическим отставанием в производстве однополой икры форели. Кроме того, на предприятиях не всегда есть инкубационные аппараты, а молоди форели производится не так много. Хотя теоретически российские племенные хозяйства могут полностью закрыть потребности форелеводов в посадочном материале, если нарастят объемы и подтянут качество продукции.
Участники заседания обратили внимание на затянувшийся процесс одомашнивания таких перспективных объектов, как сиговые, щука, европейский сом, судак, линь, отметив необходимость более интенсивной работы. Что касается выведения новых пород культивируемой рыбы, то, по мнению рыбоводов, пусть их будет не много, но они будут продуктивными. «Не надо много пород, надо совершенствовать уже имеющиеся и соблюдать технологию», – выразил мнение генеральный директор ЗАО «Липецкрыбхоз» Михаил Бугаков.
Селекция – дело государственной важности
Развитие племенной базы – во многом вопрос продовольственной безопасности, подчеркнул на заседании замдиректора департамента животноводства Геннадий Шичкин. По его словам, после введения антисанкций такие отрасли, как птицеводство, сразу почувствовали, насколько сильна их зависимость от импортного генетического материала. Крайне нежелательно, чтобы эта ситуация повторилась в товарной аквакультуре. Достаточно вспомнить непростое положение, в котором в прошлом году оказались предприятия, занимающиеся садковым выращиванием атлантического лосося. Кроме того, импортный посадочный материал далеко не всегда безопасен в ветеринарном отношении и может стать источником вирусных и других заболеваний рыб.
В этом контексте вызывает тревогу, что за последние годы перестали существовать или не стали подтверждать статус племенного хозяйства несколько предприятий, продукция которых на протяжении многих лет отличалась высоким качеством. Одной из причин этого представители бизнеса считают завышенные требования к племенным хозяйствам, в частности к количеству производителей – маточное стадо должно насчитывать не менее 600 рыб. В противном случае предприятию сложно претендовать на господдержку, которая в настоящее время осуществляется в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства, и в частности, предусматривает ассигнования на содержание маточных стад.
Кроме того, из федерального бюджета выделяются средства на поддержание эпизоотического благополучия племенных хозяйств. В некоторых регионах рыбоводным хозяйствам субсидируется выращивание, реализация и даже приобретение племенного рыбопосадочного материала. В связи с этим Росрыбхоз подготовил предложения в Минсельхоз России по внесению изменений в приказ от 16 апреля 2013 г. № 183 «Правила в области племенного животноводства» в части корректировки минимальных требований по количеству производителей карповых, осетровых, лососевых пород рыб в племенных хозяйствах.
Просвещение и культура производства
Хотя востребованность племенной продукции растет год от года, что подтверждается статистикой по объемам реализации, говорить об успехах пока преждевременно. По данным Росрыбхоза, в последнее время широким спросом пользуется крупный посадочный карп ростовской ассоциации «Большая рыба», полученный за счет межпородного скрещивания, племенная продукция ОАО «Рязаньрыбпром», ЗАО «Племенной рыбопитомник Шараповский», СПК племенной завод «Ставропольский». Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо менять отношение в отрасли к качественному посадочному материалу, позволяющему получать жизнестойкую молодь.
«Для развития племенной работы в хозяйствах нужно активнее доводить до фермеров, до предприятий, до рыбоводов преимущества, которые можно получить от выращивания гибридов. Сегодня, к сожалению, в рыбоводстве очень много новых людей, которые этого не понимают», – констатировал руководитель ассоциации «Большая рыба» Александр Ершов.
По его словам, племенным хозяйствам сложно конкурировать по цене с остальными производителями, ведь себестоимость личинки у них заведомо выше. И если покупатель не будет четко понимать, каковы преимущества «породистой» рыбы, он, разумеется, воспользуется более дешевым предложением.
«Поэтому многие даже не задумываются о разнице в качестве посадочного материала хорошей породы и «дворняжек». Хотя для карпа рыбопродуктивность при абсолютно одинаковых условиях может различаться более чем на 30% (в нашей зоне рыбоводства это 9 центнеров с гектара) к моменту изъятия товарной рыбы», – привел пример Александр Ершов.
Есть и еще один важный аспект. Как отметил директор Всероссийского научно-исследовательского института ирригационного рыбоводства Григорий Серветник, объем получаемой товарной продукции аквакультуры на 30% зависит от племенной работы, на 20% - от ветеринарного благополучия в хозяйстве и на 50% - от содержания и кормления. Корма и условия, в которых выращивается рыба, оказывают больше влияние, чем происхождение посадочного материала, еще и потому что племенные виды при содержании в неблагоприятных условиях теряют больше беспородных. «Поэтому племенная работа говорит о высокой культуре производства», - уточнил руководитель института.
По итогам заседания Геннадий Шичкин предложил разработать отдельную программу селекционно-племенной работы в сельскохозяйственном рыбоводстве, поскольку этой подотрасли сейчас уделяется незаслуженно мало внимания. «Племенная база – это локомотив развития рыбоводства», – образно выразился замдиректора депживотноводства.
Начальник управления аквакультуры и научного обеспечения Росрыбхоза Галина Павлович напомнила, что в соответствии с отраслевой программой развития товарного рыбоводства к 2020 г. предполагается довести объемы производства товарной рыбы до 315 тыс. тонн, а рыбопосадочного материала - до 38,7 тыс. тонн, и вдвое превысить уровень 2014 года. «Достижение намеченных результатов станет возможным, в том числе, и за счет эффективного использования племенной базы рыбоводства России», – отметила руководитель управления.
Анна ЛИМ, Fishnews
Октябрь 2015 года