Лосось в научном разрезе
На конец первой декады ноября на Дальнем Востоке была поймана 361 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Из них горбуши – 163 тыс. тонн, кеты – 138 тыс. тонн, нерки – 45 тыс. тонн, кижуча – 14 тыс. тонн. С учетом первоначального прогноза вылова в 431 тыс. тонн дефицит освоения составил 70 тыс. тонн. Недолов «обеспечили» низкие, вопреки прогнозу, подходы горбуши к восточному побережью Сахалина и Южным Курилам. О том, как складывалась путина-2015 и какие факторы сыграли против рыбаков, Fishnews рассказал директор СахНИРО Александр Буслов.
Прогнозные ожидания
Согласно прогнозу, вылов горбуши на Восточном Сахалине в текущем году должен был составить 132 тыс. тонн. Поймано же было всего 43,3 тыс. тонн. На Южных Курилах при прогнозе в 11 тыс. тонн рыбаки добыли менее 1,4 тыс. тонн.
Всего по бассейну Охотского моря вылов горбуши в нынешнем году составил 65 тыс. тонн вместо ожидавшихся 162 тыс. тонн. При этом в других районах Охотского моря – на материковом побережье, Западной Камчатке и в бассейне реки Амур – уловы горбуши более или менее соответствовали прогнозным ожиданиям, а на материковом побережье даже превысили их на 4 тыс. тонн.
Кетовая путина в Сахалинской области в 2015 году оказалась вполне успешной: при прогнозе 36 тыс. тонн вылов составил 43 тыс. тонн.
Что же касается горбушовой путины, то она на Сахалине и Курилах в этом году оказалась одной из самых неудачных за всю историю. Первоначальный прогноз подходов горбуши в Сахалино-Курильский регион на 2015 год был подготовлен по результатам оценки ската молоди из рек с естественным воспроизводством, а также с учетом объемов выпуска с лососевых рыбоводных заводов. «Скат молоди горбуши дикого происхождения оценивали специалисты СахНИРО и Сахалинрыбвода на 13 реках», – говорит Александр Буслов. По его словам, несмотря на то, что количество скатывающихся мальков разнилось по районам, в целом скат был хороший: суммарно в морское прибрежье скатилось и было выпущено почти 2 млрд. мальков горбуши. Соответственно, возврат этих рыб в нынешнем году ожидался на уроне не менее 100 млн. экземпляров.
И хотя ученый признает, что прогноз свидетельствовал о снижении численности горбуши (по сравнению с родительским поколением 2013 года), но он мог обеспечить вылов свыше 100 тыс. тонн.
«Выживаемость молоди в прогнозе была заложена на уровне средней для последних трех поколений нечетных лет, причем дифференцированно по районам. При осенней съемке молоди лососей экспедицией ТИНРО-Центра в октябре 2014 года в Охотском море было учтено почти 700 млн. сеголеток горбуши (это несколько ниже среднемноголетнего уровня для 2000-х годов). Тем не менее результаты данной съемки не давали оснований полагать, что подходы горбуши будут столь низкими», – рассказывает директор СахНИРО.
Он отмечает, что в июне 2015 года экспедицией ТИНРО-Центра в океане перед Курильскими островами было учтено 240 млн. экземпляров (262 тыс. тонн). Как и осенью, суммарная численность горбуши охотоморских стад оценивалась на среднем уровне, однако и эти цифры не указывали на провальный ход путины.
Но итоги промысла продемонстрировали, что смертность горбуши оказалась в разы выше. И если возврат ранней формы в северную часть Сахалина обеспечил вылов около 30 тыс. тонн, то поздняя форма горбуши подошла в южную часть Сахалино-Курильского региона в экстремально низких количествах. При этом даже выпуск заводской молоди в количестве более 300 млн. экземпляров практически не обеспечил возвратов хоть какого-то приемлемого уровня. Особенно ярко это проявилось на Итурупе и на юге Сахалина, где вместо ожидавшихся 24 млн. производителей горбуши только заводского происхождения подошло менее 4 млн. особей, причем всех вместе – и заводских, и диких.
Факторы влияния
Основной причиной слабых подходов горбуши к побережьям Сахалино-Курильского региона, по словам руководителя института, стала, скорее всего, последовательная цепочка неблагоприятных факторов, действовавших на позднюю форму горбуши. Предположительно, основных причин было четыре.
«Во-первых, это повышенная, но не критически, смертность в эстуарный период для обеих воспроизводящихся форм. Данный вывод частично подтверждает и учетная съемка ТИНРО-Центра в октябре 2014 года, в ходе которой насчитали около 700 млн. сеголеток в южной котловине Охотского моря, что примерно в полтора раза ниже показателя цикличного 2012 года», – говорит Александр Буслов.
Второй причиной, полагает директор отраслевого НИИ, могло стать сокращение емкости среды в районе зимнего нагула горбуши позднего хода в результате усиления пищевой конкуренции со стороны скумбрии и сардины-иваси и, как следствие, ее ослабленное состояние и позднее созревание.
«Так, по результатам летней съемки НИС «Профессор Леванидов», проведенной ТИНРО-Центром, в эпипелагиали Южно-Курильского района и открытых водах северо-западной части Тихого океана в июле – августе было учтено 18,8 млрд. экземпляров скумбрии японской, 8,4 млрд. экземпляров скумбрии австралийской и 15,9 млрд. экземпляров сардины-иваси. Районы, где были распространены эти виды, являются местом нагула горбуши Сахалино-Курильского региона. И если в предыдущие годы горбуша, выходя в эти районы, не встречала какой-либо значимой пищевой конкуренции, то очевидно, что в прошедшую зиму на одну особь горбуши приходилось до 40 экземпляров «южных мигрантов», имеющих сходный спектр питания», – отмечает ученый.
Третьей причиной повышенной смертности могло стать сокращение емкости среды на путях анадромной миграции и в южных районах воспроизводства в связи с распространением области неблагоприятно высоких температур в поверхностном слое воды.
«Так, в период преданадромных миграций к 15-19 июля вся южная котловина моря, а также Третий и Четвертый Курильские проливы, известные как «основные ворота» для входа горбуши из океана в Охотское море, были покрыты температурами на верхнем пределе оптимума 15°С. Благоприятными для передвижения оставались только участки акватории вдоль Западной Камчатки и в направлении Шантарских островов. С 20 июля и по конец августа обширные участки на юге Охотского моря, а также заливы Анива и Терпения заполнили поверхностные воды с температурами от 16 до 20°С, что должно было существенно нарушить комфортные условия для подходов горбуши непосредственно в южные районы, а частично и в северные, начиная с залива Терпения», – рассказывает Александр Буслов.
Столь существенное потепление вод, по словам руководителя СахНИРО, обусловлено влиянием сильно прогретых течений Цусимского и Соя. Эти обстоятельства могли существенно увеличить экосистемные потери в период анадромной миграции (уже после учета в прикурильских водах) от многочисленных хищников – морских млекопитающих и хищных рыб (обычно они составляют 15-20%, в 2015 году, по-видимому, были выше по меньшей мере в 1,5 раза).
Четвертой причиной, связанной с температурным режимом в прибрежье, хотя непосредственно и не влияющей на уровень смертности, могла стать обычная на северо-востоке динамика выхода на поверхность холодных глубинных вод в период интенсивного промысла. Согласно анализу, динамика вылова на северо-восточном побережье чутко реагировала на поднятие холодных глубинных вод резким падением уловов. Не исключено, что часть этой рыбы могла пытаться уйти в соседние районы. Однако, напомним, путь на юг ей был отрезан областью повышенных температур и оставалось только движение на север.
Так или иначе, просчет прогноза заставляет выявлять методические огрехи, искать способы их устранения и пути к совершенствованию существующей системы прогнозирования уловов горбуши. Как отмечает большинство специалистов, одной из серьезнейших ошибок прогнозирования является игнорирование, а точнее, неиспользование в схеме расчетов данных о состоянии среды обитания. Сейчас ученые сосредоточены на поисках факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на численность горбуши. Сюда входят факторы как глобального, так и регионального влияния. Причем каждый из них может иметь разную силу в зависимости от складывающихся условий. Расчеты показывают, что внедрение этой информации способно снизить риски крупных провалов в прогнозировании.
«Уже сейчас можно говорить, что динамика обилия горбуши распадается на две фазы: относительно устойчивых трендов и «перестроек», сопровождающихся в сбое двухлетней циклики для пары генераций четных – нечетных лет. Начиная с 1979 года все сбои были приурочены к максимумам солнечной активности. Данное обстоятельство дает возможность выдвинуть и подвергнуть научной проверке гипотезу о смене динамических режимов в обилии горбуши в результате изменений в несущей емкости среды. Если данная гипотеза подтвердится, то тем самым будет найден важный и хорошо предсказуемый предиктор, оповещающий о наступлении периода повышенного риска и необходимости специальных мер и методов при подготовке прогнозов», – уверен глава института.
О дальнейшем прогнозировании
По мнению ученых, дальнейшие пути совершенствования прогнозирования подходов горбуши должны лежать в следующих направлениях:
– Модернизация и усиление системы мониторинга на контрольных реках.
– Аэровизуальный учет производителей при помощи беспилотных летательных аппаратов.
– Учет на высоко- и низкопродуктивных реках. Совершенствование методики экстраполяции данных с контрольных рек на весь район воспроизводства.
– Дальнейшая проработка методики долгосрочного и среднесрочного прогнозирования за счет совершенствования моделей динамики обилия горбуши, разработок Правил регулирования ее промысла и внедрения в схему построения прогноза информации о среде обитания.
– Совершенствование методики краткосрочной и оперативной корректировки прогнозов на основе съемок ТИНРО-Центра.
– Исследование механизмов пространственного распределения горбуши в период анадромных миграций на разных стадиях с использованием различных методов мечения.
– Изучение условий обитания горбуши на всех этапах ее жизненного цикла.
– Консолидация специалистов для создания единой методически согласованной программы исследований динамики численности горбуши Охотоморского бассейна и среды ее обитания.
Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews
Ноябрь 2015 г.