Крупным планом

18 декабря 2015 года
В новый год с новыми проверками. Фото пресс-службы Мурманского морского рыбного порта

В новый год с новыми проверками

Совсем скоро начнет работу Правительственная комиссия по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Она организует практическое исполнение поручений президента России по итогам заседания президиума Госсовета. В связи с этим особое значение для рыбной отрасли страны приобретает позиция главы государства по вопросу «о работе контролеров».

Как отметил 3 декабря в ежегодном обращении к Федеральному Собранию президент Владимир Путин, предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств. Целая армия контролеров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Несмотря на то что обвинительными приговорами заканчиваются лишь 15% уголовных дел, 83% предпринимателей, на которых были заведены эти дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их «попрессовали, обобрали и отпустили». И это, конечно, не то, что нужно с точки зрения делового климата. Это его прямое разрушение.

Ярким примером того, о чем говорил президент, является история с рыболовецкой компанией «Робинзон». В ноябре 2015 года в Мурманский рыбный порт было доставлено 11,6 тыс. тонн рыбы против 20,8 тыс. тонн в октябре. Основная причина снижения объемов – отказ «Робинзона» разгружать свои суда в Мурманске. До ноября это предприятие много лет подряд доставляло в порт 4-5 тыс. тонн мороженой рыбы ежемесячно, но из-за неожиданно появившихся проблем с контролерами прекратило практику работы исключительно на мурманский берег.

Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов ситуацию с «Робинзоном» охарактеризовал как абсурдную по существу. «В 2014 году рыбопромышленники построили один из лучших в мире в своем классе современный крупнотоннажный траулер «Механик Сергей Агапов». В 2015-м начали работать в Северной Атлантике на промысле доступных для населения видов рыбы: сельди, скумбрии, путассу. Трюма нового судна вмещают 4,5 тыс. тонн груза, и судовладельцы планировали доставлять рыбу в порт Мурманск. Для этого решили, как и положено, траулер «растаможить». В соответствии с режимом «временный ввоз» уже уплачено в российский бюджет почти 250 млн. рублей. Сделали три захода, привезли более 8 тыс. тонн рыбы.

Казалось бы, всех все устраивает: работает новенький траулер, работает порт, мурманские береговые рыбфабрики, железная дорога, автоперевозчики, жители страны покупают доступную и привычную рыбу. А кроме этого, таможня получает сотни миллионов рублей в год за новый пароход, предприятие платит налоги. Но… нет, так у нас не бывает. Силовики не заставили себя долго ждать. У контролеров свои «производственные» планы, толкование законодательства и свои технологии учета веса коробок с рыбой. По заявлениям проверяющих, вся рыбная продукция «Робинзона» будет впредь перевзвешиваться на холодильнике в порту Мурманск. Вы можете себе представить, чтобы груз 4,5 тыс. тонн рыбы пропускать на берегу через весы, каждый заход в Мурманск? Сколько это стоит и сколько времени потребует? В огромном трюме 150 тыс. коробок с рыбой, и в какой-то части из них всегда вес ниже маркированного, а в какой-то есть небольшой перевес. Это понятно – в море нельзя взвесить ящик с рыбой с точностью до нескольких граммов, как на берегу. Кроме этого, есть нормативно-правовые акты, регламентирующие выборочное взвешивание и допуски перевеса. К изумлению, все оказалось просто. Кто-то решил, что если эти государственные стандарты признавать с учетом специфики контрольно-ведомственного понимания, тогда любой российский капитан становится потенциальным нарушителем. Уже в первые два захода судов «Робинзона» в Мурманск при выявлении в части груза допустимых нормами положительных отклонений от веса, указанного на коробке, на капитанов начали заводить уголовные дела по статье «контрабанда». При этом другая часть груза, где огромное количество коробок с недовесом, – вообще в учет не берется, это контролерам не интересно.

Результат не заставил себя ждать: капитаны стали отказываться заходить в порт. Более того, они теперь требуют внесения в трудовой договор обязательного условия «Без захода в Мурманск». Люди просто боятся работать. В таких условиях крупнейшая мурманская рыбопромышленная компания приняла решение отказаться от заходов в родной порт. Теперь траулеры «Робинзона» в море перегружают рыбу на транспорта, и те доставляют груз в другие порты страны. Это, в свою очередь, повлекло значительные материальные расходы, связанные с фрахтом транспортных судов, простоями в море на перегруз, переходом порожних траулеров для текущего ремонта и снабжения в Мурманске. В октябре вынужденный «производственный маневр» вылился предприятию в дополнительные затраты более 120 млн. рублей. Что в остатке? Рыба ушла из Мурманского морского рыбного порта, и теперь уже два предприятия несут финансовые потери. Кому это выгодно, скажите?» – озвучил возникающие вопросы руководитель ассоциации.

Как и известная отраслевая история с перегрузами прибрежной замороженной рыбы в море, нынешняя «контрольная работа» на Севере, вероятнее всего, традиционно может иметь продолжение и на других бассейнах и коснуться уже сотен предпринимателей, доставляющих рыбу в российские порты от Камчатки до Калининграда. Многие рыбопромышленники Северного бассейна, глядя на происходящее, еще раз задумались и предпочитают базироваться в норвежских фьордах: так оно спокойней. Выходит, что есть красиво изложенная чиновниками «теория» о свободных российских портах, о снятии административных барьеров для бизнеса, о благоприятном деловом климате, а есть практика хозяйственной жизни, и пока это две разные, непересекающиеся, реальности. Ответы на вопросы руководителя отраслевого объединения будут искать в том числе и члены двух правительственных комиссий: Комиссии по проведению административной реформы и Комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса. А тем временем в 2016 году более 50 тыс. тонн мороженой рыбной продукции «Робинзона» пройдут мимо причалов и холодильников ММРП, что почти на четверть снизит годовые производственные и финансовые показатели по выгрузке и хранению рыбы - это почти 50 млн. рублей. Какие будут заработки портовиков и сколько людей сократят в следующем году в связи со снижением объемов погрузо-разгрузочных работ, никто не знает. Получается, что вскоре и мурманские докеры со свойственной им откровенностью зададут тот же самый вопрос: «Кому это все выгодно»?

Fishnews

Декабрь 2015 г.