(Не)восполнимые потери
Флот Дальневосточного бассейна насчитывает порядка 2 тыс. судов, в том числе рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих и транспортных рефрижераторов. Из-за морального и физического износа, интенсивной эксплуатации суда нуждаются в частом ремонте, в переоборудовании и модернизации. Однако после выполнения ремонтных работ за границей флот должен быть задекларирован «по форме». Недекларирование или недостоверное декларирование является нарушением, наказанием за которое может стать лишение свободы. Fishnews разбирался, какие потери несет государство, а какие – рыбаки.
От штрафа да тюрьмы не зарекайся
Наиболее популярные среди дальневосточных рыбаков ремонтные базы расположены в странах АТР. Сегодня верфи Шанхая, Даляня, Пусана предлагают современное судовое оборудование и средства связи, комплектующие и запасные части, технологии и услуги, последние разработки в области безопасности мореплавания. Кроме того, себестоимость ремонта и сроки его выполнения за границей значительно меньше российских. Да и мощностей отечественной судоремонтной отрасли явно недостаточно для обеспечения необходимыми услугами всех российских судов.
В таможенных целях для ремонта морских судов за границей предусмотрена процедура переработки товаров вне таможенной территории.
«Положения статьи 252 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливают базовые условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории Евразийского экономического союза. Продукты переработки помещаются под процедуру выпуска для внутреннего потребления, при которой уплачиваются ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость», – рассказала пресс-секретарь Дальневосточной оперативной таможни Татьяна Шичанина.
Собеседница отметила, что базой для исчисления этих платежей является стоимость операций по переработке товаров. «Фактически это затраты на оплату услуг иностранных предприятий в связи с проведением операций по ремонту, на приобретение комплектующих за пределами таможенной территории ЕАЭС и т.п. Сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин составляет 5%, а налог на добавленную стоимость – 18% от стоимости произведенных плановых ремонтных работ на судне», – уточнила представитель ДВОТ.
Исключением являются случаи аварийного, безвозмездного (гарантийного) ремонта или иных форс-мажорных обстоятельств, возникших в ходе рейса.
Не секрет, что расходы на ремонт морского судна, как правило, измеряются сотнями тысяч долларов. А с учетом ставки таможенной пошлины и НДС на эту категорию товаров, сокрытие от таможенных органов достоверных сведений о произведенных работах позволяет судовладельцам «экономить», а государству – терять.
«Иногда недобросовестные судовладельцы с целью экономии средств пытаются обойти таможенное законодательство и уклониться от уплаты таможенных платежей различными способами: путем незаявления таможенному органу сведений о проведенных за рубежом ремонтных работах, недостоверного заявления объема и/или стоимости проведенных работ, либо путем попытки отнесения проведенных плановых ремонтных работ к категории иных работ (аварийных, гарантийных и т.д.)», – рассказала Татьяна Шичанина.
Она обратила внимание, что такие действия влекут ответственность компаний-судовладельцев по статье 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Наказание – административный штраф в размере до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами правонарушения. А в случае, если сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов превысит один миллион рублей, виновным должностным лицам грозит уголовная ответственность по статье 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей» и наказание – вплоть до лишения свободы.
Положительная статистика
Сегодня борьба с уклонением от уплаты таможенных платежей является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов ДВТУ.
Как сообщила пресс-секретарь Дальневосточной оперативной таможни, проводимые сотрудниками правоохранительных подразделений оперативно-разыскные мероприятия и анализ баз данных деклараций позволяет выявлять недобросовестных судовладельцев, собирать необходимые материалы для возбуждения в отношении них административных и уголовных дел.
Помимо этого, оперативные подразделения тесно сотрудничают с подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров. Это позволяет собрать необходимую доказательную базу и выставить нарушителям требования об уплате таможенных платежей.
По информации ДВОТ, в рамках такого взаимодействия в службу таможенного контроля после выпуска товаров в 2015 году было направлено 16 материалов о возможном нарушении таможенного законодательства, связанном с недекларированием/недостоверным декларированием сведений о проведенных за рубежом ремонтах российских судов. Дальневосточное таможенное управление провело восемь камеральных таможенных проверок. В результате таможнями ДВТУ было доначислено к уплате более 53 млн. рублей, взыскано с учетом более ранних доначислений – почти 57 млн. рублей.
По фактам недекларирования/недостоверного декларирования произведенного за границей ремонта судов в 2015 году таможенные органы Дальнего Востока возбудили 10 уголовных дел (в 2014 году – четыре дела). Общая сумма выявленных неуплаченных таможенных платежей превысила 25,2 млн. рублей. Важно отметить, что 8 уголовных дел возбуждено в отношении конкретных лиц, и все они уже возместили причиненный государству экономический ущерб на общую сумму более 12,2 млн. рублей.
Три уголовных дела в 2015 году направлено в суд с обвинительным заключением. По материалам одного из них, суд вынес обвинительный приговор директору компании-владельца судна, назначив штраф в размере 100 тыс. рублей и возмещение экономического ущерба в размере 2,2 млн. рублей.
Кроме того, в 2015 году таможни региона возбудили 10 административных дел по фактам заявления недостоверных сведений о характере ремонта судов вне таможенной территории Евразийского экономического союза (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ). Это в два раза больше, чем в предыдущем году. Сумма неуплаченных таможенных платежей составила почти 22,5 млн. рублей. По результатам рассмотрения 9 дел компании-судовладельцы признаны виновными в совершении административного правонарушения с назначением административного штрафа на общую сумму 11,6 млн. рублей. Из них взыскано 3,3 млн. рублей.
«Нашей основной целью является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому слаженная совместная работа оперативных подразделений и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров – это серьезная профилактическая мера, которая побуждает компании добросовестно декларировать произведенный за границей плановый ремонт, стимулирует соблюдение законодательства», – отметила Татьяна Шичанина.
Собеседница обозначила положительную тенденцию: если в 2014 году в таможенные органы Дальневосточного региона было подано 169 заявлений от капитанов судов о проведенных за рубежом ремонтных работах, то в 2015 году этот показатель вырос на 32% (224 заявления). Начислено таможенных платежей к уплате в 2015 году на сумму 1,5 млрд. рублей, что в три раза выше аналогичного показателя предыдущего года (502 млн. рублей начислено в 2014 году).
Время дороже
На Дальнем Востоке судовладельцы, рыбаки в споры с таможенными органами предпочитают не вступать и исправно платят означенные суммы. Хотя прибегают и к независимой оценке проведенных работ, если полагают, что таможенные органы завысили сумму.
Заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Евгений Кабанов назвал вопрос об уплате таможенных пошлин «очень острым» для камчатских рыбопромышленников. «Однако рыбаки не выносят это на суд, потому что боятся временных и финансовых потерь. Лучше согласиться и не навлекать на себя дальнейших санкций и проверок. Время для рыбаков всегда дороже», – прокомментировал представитель СРПК.
Финансовый директор ООО «ПО Сахалинрыбаксоюз» Валерия Райская рассказала, что в компании также предпочитают все декларировать, хотя суммы действительно серьезные.
«За все платим и декларируем все – весь ремонт, все оборудование в полном объеме. Мы ни разу не оспаривали в судах то, что нам насчитала таможня», - сказала она.
Впрочем, собеседница отметила, что были случаи корректировок. «Делали нам корректировки, но впоследствии их убирали – после того как мы привлекали независимого эксперта-оценщика по стоимости оборудования. Но никаких судебных разбирательств не было. В нашем случае все решалось мирно», - добавила Валерия Райская.
Она подтвердила, что таможенные платежи большие и чувствительные для бюджета компании. «Потому что мы продолжаем вести переоборудование судов. Платеж составляет 5% от стоимости ремонта, оборудования плюс НДС. Что касается оборудования, то здесь зависит, под какую таможенную ставку оно попадает. Все оборудование, которое связано с рыбой, – беспошлинное, но вот уже на холодильник ставка от 11% плюс НДС. Суммы выходят большие. Последнее судно, которое мы растаможивали, обошлось нам в 150 млн. рублей. На нем было произведено полное переоборудование, которое обошлось компании порядка 11 млн. долларов», - рассказала финансовый директор.
Представителям Северного бассейна также есть что сказать по теме декларирования. «Для рыбаков Севера эта проблема крайне актуальна. У нас порядка 80% всех судов, которые работают, либо ремонтировались, либо были привезены из-за границы. В основном из Исландии, Норвегии. Это основа нашего флота», - говорит председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. По его словам, сейчас весь этот флот «незаходной». «Мы ждем и надеемся, что власти примут мудрое решение, последует таможенная амнистия и не будет необходимости платить НДС при заходе. Ведь цифры по сумме налогов на самом деле впечатляющие», - отметил руководитель объединения. Сейчас же, по словам собеседника, для северян основными базами являются норвежские порты.
«Конечно, у нас есть опыт «растаможки». У «Мурманского тралового флота», например. Они пошли по льготной схеме – воспользовались возможностью выплачивать НДС с рассрочкой. Еще один пример - компания «Робинзон». Они завели новострой. Но они всю продукцию привозят в Россию, поэтому выхода у них, конечно, не было», - поделился Владимир Григорьев. Он добавил, что незнаком со случаями, когда бы компании-судовладельцы оспаривали решение таможенных органов (относительно облагаемой базы, насчитанных деклараций и проч.) в судах. «Как и всем рыбакам, нам время дороже», - заключил он.
Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews
Март 2016 г.