Личное мнение

29 декабря 2014 года
Вице-президент Ассоциации «РПХ Карат» Сергей СЕННИКОВ

Проект постановления несет риски для предприятий

Сергей СЕННИКОВ, Вице-президент Ассоциации «РПХ Карат»

Проект постановления Правительства РФ, разработанный Минсельхозом, вносит изменения в Правила распределения квот добычи водных биоресурсов в районах действия международных договоров России в области рыболовства и сохранения ВБР, утвержденные постановлением Правительства от 12 августа 2008 г. № 604 (далее – Порядок).

Заявленная цель предлагаемых изменений – упорядочение и совершенствование механизма распределения квот вылова водных биоресурсов между российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении рыболовства в районах действия международных договоров. Вместе с тем отдельные положения предлагаемого проекта постановления не соответствуют заявленной цели и представленному в пояснительной записке обоснованию, а также приводят к необоснованному ограничению законных прав лиц на добычу водных биоресурсов.

Предлагаемые изменения:

В пункте «г» проекта постановления Правительства предлагается дополнить пункт 3 (1) Правил подпунктами «г» и «д» следующего содержания:

«г) сведения о заключенных договорах о закреплении долей - для заявителей, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил;

д) сведения о документах, подтверждающих право на добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и/или договор пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается) в год, предшествующий подаче заявки – для заявителей, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил».

Комментарии:

Из содержания части 1 статьи 31 Федерального закона «О рыболовстве…» квоты, в том числе вылова водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, распределяются между лицами, осуществляющими рыболовство на соответствующих рыбопромысловых судах, путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот на 10 лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых такими лицами ВБР за 9 лет, предшествующих расчетному году.

Как указывают разработчики проекта постановления, «…лица, которые имеют право на распределение между ними квоты по статье 31 Закона о рыболовстве и в силу части 3.4. статьи 19 Закона о рыболовстве, должны отвечать двум критериям, а именно такие лица должны осуществлять рыболовство на момент распределения квоты и иметь наличие истории промысла».

Однако такая интерпретация части 3.4 статьи 19 закона о рыболовстве является ошибочной и приводит к необоснованному ограничению круга лиц, имеющих право на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Часть 3.4 статьи 19 ФЗ «О рыболовстве» говорит о том, что «лица, осуществляющие промышленное рыболовство и исполнившие свои обязанности, предусмотренные договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, и разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов, имеют преимущественное право на предоставление таким лицам водных биоресурсов, в пользование на новый срок».

Другими словами, данная норма предусматривает преимущественное право для лиц, ранее осуществлявших промышленное рыболовство. Соответственно, при добыче водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается, такие лица имеют приоритет при заключении договора пользования водных биоресурсов в соответствии с постановлением Правительства от 25 августа 2008 г. № 643. Это следует и из самой формулировки нормы – «…имеют преимущественное право на предоставление… водных биоресурсов, в пользование на новый срок», т.е. речь идет о заключении договора пользования водных биоресурсов на новый срок.

При закреплении долей квот (как первичном, так и вторичном при истечении ранее заключенного договора) этот принцип не может применяться, т.к. сам метод расчета доли (отношение вылова лица за 9 лет к вылову всех заявителей за это время) делает такую приоритетность бесполезной.

В связи с этим, все лица, которые в 9-летний период осуществляли вылов данного биоресурса (все 9 лет или менее), имеют право на соответствующую долю квоты, т.к. у такого лица есть «исторический вылов». Например, если лицо за год или два года до года распределения прав добычи ВБР (расчетного года) не осуществляло промышленное рыболовство в отношении данного водного биоресурса, оно также может подать заявку в соответствии с порядком и его доля будет определена как вылов данного лица (за фактическое количество лет) по отношению к вылову всех заявителей. Установление же такого дополнительного ограничительного критерия, как «осуществление рыболовства на момент распределения квоты», является необоснованным и нарушает саму суть «исторического принципа» распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, предусмотренного в части 1 статьи 31 закона «О рыболовстве…»

В случае применения такого принципа, доли квот будут распределены только среди узкого круга лиц, которые вели промышленное рыболовство в год, предшествующий расчетному. При этом расчет доли таких лиц будет осуществляться исходя из вылова за 9 лет, а все остальные лица, которые занимались промышленным рыболовством в течение 8 лет и менее (не вели промысел в последний год), будут лишены права на добычу таких биоресурсов, т.к. не смогут предоставить «сведения о документах, подтверждающих право на добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и/или договор пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается) в год, предшествующий подаче заявки». В результате, лица, осуществлявшие рыболовство в течение 1 года, предшествующего году подачи заявки, получат доли квот, а лица, осуществлявшие рыболовство в течение 8 лет и менее, за исключением года, предшествующего году подачи заявки, будут такого права лишены. Заявка таких лиц не будет рассмотрена, т.к. заявитель не представит полного комплекта требуемых документов.

Вносимые поправки должны максимально учитывать все особенности международных договоров Российской Федерации в области рыболовства, а сам порядок должен носить универсальный характер. Основным подтверждением факта осуществления промышленного рыболовства в районе действия международного договора является «историческая» статистика вылова, регистрируемая в государственном рыбохозяйственном реестре. Предоставление «сведений о документах, подтверждающих право на добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации» должно носить только дополнительный характер, т.к. в отдельных случаях Росрыболовство не заключает договоров пользования водными биоресурсами и не выдает разрешений, однако такие разрешения (лицензии) выдаются государственными органами власти страны, которая предоставляет Российской Федерации квоту добычи (вылова) водных биоресурсов в районе своей рыболовной юрисдикции.

Таким образом, ссылка на часть 3.4 статьи 19 ФЗ «О рыболовстве…» для введения нового требования к лицам при закреплении долей квот вылова водных биоресурсов – осуществление рыболовства на момент распределения квоты – является необоснованной, т.к. противоречит «историческому принципу», предусмотренному в части 1 статьи 31 закона, и нарушает права лиц, осуществлявших промышленное рыболовство в отношении водных биоресурсов в течение 9 лет и менее, предшествующих расчетному году. Есть опасения, что в результате такого необоснованного требования многие компании, законно осуществлявшие промышленное рыболовство в течение многих лет, будут лишены возможности участвовать в распределении долей квот. Такое условие носит дискриминационный характер и никак не связано с положениями закона о рыболовстве.

Например, при распределении долей квот в зоне Марокко, на необходимость которого однозначно указывают решения арбитражных судов, квоты смогут получить только 2 группы лиц – «Евровиш» и «Альянс Марин», т.к. все остальные компании, включая ОАО «МТФ», были незаконно лишены права осуществлять рыболовство в этой зоне в течение второго года действия российско-марокканского соглашения.

Предложения

Для соблюдения законных интересов всех лиц, осуществлявших промышленное рыболовство в соответствии с законом «О рыболовстве…», предлагается дополнить пункт 3(1) правил подпунктом «д» следующего содержания:

«д) сведения о документах, подтверждающих право на добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и/или договор пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, или иные документы) в течение 9 лет и менее, предшествующих расчетному году – для заявителей, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил».

Сергей Сенников, вице-президент Ассоциации «РПХ Карат»

Fishnews

Декабрь 2014 г.