Личное мнение

16 июля 2015 года
Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин БАЛАШОВ

Квоты типа «коту под хвост»

Валентин БАЛАШОВ, Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна

В сентябре 2015 года соберется президиум Госсовета по вопросу «О развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации». 15 июля состоялось второе заседание рабочей группы по подготовке этого мероприятия.

Рассматривался проект основного доклада о состоянии рыбного хозяйства и путях его дальнейшего развития. Представленный документ свидетельствует, что благодаря формированию государством с 2008 года прозрачных и долгосрочных правил игры отрасль вышла из затяжного кризиса и начала развиваться. Получается, что на прошлом заседании президиума Госсовета в Астрахани в 2007 году президент выбрал верную модель организации рыбного хозяйства в России. А 15 июля основная дискуссия развернулась по поводу мер, необходимых для повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса в целом и внедрения так называемых «квот поддержки» в частности. Иными словами, очередной раз проталкивается идея обеспечить благополучие отечественного судостроения за счет рыбаков. Несмотря на крайне резкую критику отраслевого сообщества, дискуссия не сбавляет обороты.

На прошлой неделе представили Минпромторга и АО «Объединенная судостроительная корпорация» обсудили с Росрыболовством вопрос о субсидиях в виде квот. Под разработанную рыбацким ведомством идею в качестве стимулирующей меры обновления рыбопромыслового флота планируется зарезервировать 20% от общего допустимого улова водных биоресурсов. После ввода в строй нового судна Росрыболовство будет выделять на него определенную долю квоты, которая фактически является субсидией. Как заявляют авторы идеи, квоты господдержки направлены на повышения эффективности промысла и отрасли в целом. Если убрать за скобки красивые слова, то речь идет о 300 тыс. тонн рыбы, которую планируется переделить. То есть отнять у одних и отдать другим.

Основой предлагаемой теории является активно возникший миф о том, что в России устаревший рыболовный флот. Но это не так. В России флот более «молодой», чем в Японии и в США. Однако и там никому в голову не приходит ради «процесса» строить новые суда, тем более с использованием методов манипуляции с квотами. В нашем случае в строительстве именно нового рыбодобывающего флота заинтересована только одна структура – Объединенная судостроительная корпорация. И начать она решила с попытки административного насилия над рыбаками.

Необходимо признать, что сегодня рыбаки нуждаются не столько в новых рыбопромысловых судах, сколько в модернизации уже имеющихся, нужно ставить эффективные главные силовые установки, современное промысловое вооружение, высокопроизводительные фабрики и т.д. За последние семь лет, с 2008-го по 2014-й, компании за свой счет инвестировали 38 млрд. рублей в модернизацию флота, причем без какого-либо принуждения и участия государства, благодаря введению механизма долгосрочного закрепления долей квот на десятилетний период. В то же время российские рыбаки не против новых судов. Попытки строительства рыбопромысловых судов на российских верфях предпринимались неоднократно на протяжении последних 10 лет. Так, в начале 2000-х годов рыболовные компании Северного бассейна ООО «Робинзон» и ЗАО «Мурмансельдь 2» пытались разместить заказ на строительство одного 120-метрового и двух 52-метровых траулеров на Балтийском судостроительном заводе. После нескольких лет переговоров верфь отказалась от строительства из-за фиксированной цены на судно и конкретных сроков сдачи судов. В результате 120-метровый траулер для ООО «Робинзон» был построен в Малайзии, а 52-метровые траулеры – в Голландии.

В 2009 году ЗАО «Мурмансельдь 2», ЗАО «Таурас», «Мурманский Губернский флот» пытались разместить заказ на строительство четырех 64-метровых траулеров на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. При общемировой цене металлоконструкций в 1,5-1,7 евро за кг, завод «Янтарь» запросил цену в 3,5 евро, то есть цена судна увеличилась вдвое. Контракт не состоялся. Суда построены в 2013-2014 годах в Хорватии на верфи «Ульяник».

В 2014 году ЗАО «Мурмансельдь 2» пыталось разместить заказ на 64-метровый траулер на заводе «Янтарь», заводе «Пелла» в Ленинградской области. Завод «Янтарь отделался отписками, завод «Пелла» запросил цену в два раза больше, чем у построенных в Хорватии аналогичных судов.

О чем это говорит? Наши верфи не готовы к нормальной работе с заказчиком-рыбопромышленником. Это факт. Они строят дороже и дольше, чем их коллеги за рубежом. Любое развитие, в том числе обновление флота, это экономически обоснованное добровольное решение рыбаков, которые не просят для этого никаких субсидий у государства. Это результат рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов, как на отечественных, так и на зарубежных верфях. Предлагаемое ведение «квот поддержки» – это не стимулирование нашего судостроения, а скрытая форма передела рыбных ресурсов. В профессиональной среде по этому вопросу не было и нет никаких сомнений.

В России нет ни одного рыбопромышленника, который бы заявлял: «Мне не хватает нового флота». Сейчас в стране численность судов рыбопромыслового флота составляет почти 2600 единиц. То есть судов избыток, большинство стоит без работы. Добавьте к тому, например, восемь наших супертраулеров, без дела пришвартованных в Китае, десятки модернизированных «незаходных» судов на Севере. Не только у нас, а и в мире в целом избыток рыболовецких судов. Проблема в другом – не хватает ресурсов, добывая которые эти суда стали бы эффективными.

Кроме этого, нет пока на территории бывшего СССР производительных сил для строительства современного рыболовного флота. Для тех, кто не хочет верить в это, рекомендую посмотреть популярный российский сайт «Сделано у нас». Сорок одна российская верфь загружена заказами для ВМФ и пограничной береговой охраны. Еще есть шельфовые проекты и катера с яхтами. Всего было одно более или менее современное океаническое рыбопромысловое судно – ярусолов.

Пора бы уже понять, что на старой советской материальной базе судостроения выделение специальных квот вылова рыбы на поддержку строительства судов на отечественных верфях не может дать положительный результат. Это для огромного военного низкоэффективного судостроительного конвейера «слону дробина». Для создания в ближайшие 10-15 лет современного российского рыбопромыслового флота на первом этапе нужно строить новые гражданские верфи и всю транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру для них. Считать экономику поставок металла, энергетики, стоимости рабочей силы и т.д. Это иная задача и квотами ее не решить.

Внешне красивая идея строительства судов не даст хороший результат. Узаконенный вид квоты для поддержки судостроения, вероятнее всего, приведет к торговле судостроительными контрактами и постройке «одноразовых картонных траулеров» для получения сырьевого ресурса. Были уже до 2004 года квоты под промысловую нагрузку, судовые силовые установки и т.д., накупили тогда «железа» и на отстой поставили десятки судов. Главное – квоту получить. Все это уже было в разных вариациях. Привязка квот к берегу – это УТОПИЯ. Это будет иметь только два результата – значительно прибавит работы правоохранительным органам и погрузит судовладельцев и судостроителей в перманентные арбитражные разборки. Проходили это уже. Для чего еще раз на «грабли» наступать? Ведь в проекте основного доклада сказано «благодаря формированию государством с 2008 года прозрачных и долгосрочных правил игры отрасль вышла из затяжного кризиса и начала развиваться». Может, это кого-то не устраивает?

Валентин Балашов, председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна

Июль 2015 г.

Fishnews