Заседание президиума Госсовета по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России. Астрахань, август, 2007 г. Часть 4.
В. ПУТИН: Пожалуйста, Кузьмицкий Алексей Алексеевич, Камчатский край.
Алексей КУЗЬМИЦКИЙ, губернатор Камчатского края: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Предложения по совершенствованию механизма управления рыбохозяйственным комплексом, изложенные в докладе рабочей группы Госсовета, заслуживают особого внимания, поскольку проблемы и решения, на которые направлены предложения рабочей группы, непосредственным образом касаются прибрежных субъектов Российской Федерации и озвучивались в регионах неоднократно.
Представленный доклад освещает вопросы государственного управления рыбохозяйственным комплексом в масштабе всей страны и позволяет нам, прибрежным регионам России, в подтверждение уже сказанному, обозначить некоторую специфику отмеченных проблем и показать наше видение в решении поставленных вопросов.
Основными задачами в совершенствовании управления рыбохозяйственным комплексом России являются: обеспечение продовольственной безопасности государства, увеличение объемов качественной продукции, поставляемой на внутренний рынок, и, как следствие, обеспечение роста потребления рыбы российскими гражданами.
Определяя стратегическую цель государственной политики в сфере совершенствования управления рыбохозяйственным комплексом, следует обозначить конкретные направления, в которых необходимо работать для достижения поставленных целей.
Одним из таких направлений является разработка государственной программы в рамках Национальное проекта «Рыбное хозяйство Российской Федерации», которая бы включала научные исследования, судостроение, вылов, выращивание водных биологических ресурсов, переработку, транспортировку и сбыт. По полному циклу.
В условиях сложившегося полулегального оборота рыбопродукции, который ориентирован на внешний рынок, следует решить проблему контроля вывоза водных биоресурсов за рубеж. Для этой цели необходимо организовать Международную рыбную биржу с распределенными центрами и местами базированиями на Камчатке и во Владивостоке. Что позволит контролировать цены на водные биологические ресурсы, объемы ВБР и, тем самым, легализует оборот ВБР.
При этом государственный контроль за оборотом водных биоресурсов должен начинаться в условиях экспедиционного промысла, что позволит при осуществлении перегрузки контролировать не только объем водных биоресурсов, но и видовой состав таковых. При этом следует упростить процедуру разгрузки судов в отечественных портах, что стимулирует поставку рыбы на береговую территорию Российской Федерации.
Совершенствование системы контроля предполагает также совершенствование системы контролирующих структур. Уровень управления рыбохозяйственной отраслью определяется скоростью работы всего управляющего механизма, результатом деятельности которого является скорость принятия ответственных решений.
В этой связи на протяжении ряда лет весьма актуальной является проблема обеспечения оперативного регулирования промысла водных биологических ресурсов. В частности, по тихоокеанским лососям: с учетом скоротечности путины существующая система утверждения дополнительных лимитов по принципу утверждения первоначального проекта ОДУ существенным образом усложнит промысловую обстановку в условиях катастрофического переполнения нерестилищ. Для обеспечения пропуска производителей тихоокеанских лососей на нерест и оптимальных заполнений нерестилищ следует упразднить систему ОДУ для тихоокеанских лососей, а корректировку промысла осуществлять посредством проходных дней, определяемых на основании рекомендаций отраслевой рыбохозяйственной науки субъектов и регионального рыбохозяйственного совета.
С учетом промысловой обстановки и с целью эффективного освоения квот водных биоресурсов оперативное регулирование должно осуществляться на территории прибрежных субъектов.
При этом необходимо радикальное изменение подхода при проведении научных исследований. Отраслевая наука не имеет возможности проводить исследования объектов, для которых не установлен ОДУ. Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях должно осуществляться без выделения научных квот при выполнении научных программ, включающих исследования новых районов промысла.
В целом, с учетом бюрократической громоздкости процедуры утверждения корректировки ОДУ водных биоресурсов, целесообразно применение системы ОДУ только на высокорентабельные виды промысла. Освоение малорентабельных и неосваиваемых объектов промысла следует осуществлять на основе специально установленных правил доступа к этим объектам.
Отдельным направлением совершенствования системы управления рыбохозяйственным комплексом является оптимизация уплаты сбора за пользование водными биоресурсами. Поскольку существующая разница в ставках существенно препятствует промыслу тихоокеанских лососей. Налоговые сборы за морскую нерку в 4 раза превышают налоговые сборы за речную. У морского и речного гольца – в 6 раз. У морской и речной горбуши – в 175 раз. При этом район промысла тихоокеанских лососей в море может находиться в одном-двух километрах от устья реки.
Следует отметить также значительное несоответствие по налоговым ставкам на тихоокеанский лосось в сравнении с налоговыми платежами за осетровые. Морская нерка – 20 тысяч рублей за одну тонну, осетровые – пять тысяч рублей за одну тонну. С учетом биологической ценности указанных пород необходимо привести в соответствие налоговые ставки на указанные виды водных биоресурсов путем снижения таковых.
Еще одним важнейшим направлением является перераспределение платы за пользование водными биологическими ресурсами в сторону увеличения доли, зачисляемой в региональные бюджеты прибрежных субъектов Российской Федерации.
Сегодня плата за лососевые породы рыб 100% зачисляется в федеральный бюджет.
Эффективность процесса совершенствования системы управления рыбохозяйственным комплексом напрямую зависит от эффективности законодательного регулирования рыбного хозяйства. Путем поправок действующего закона необходимо обеспечить однозначное понимание прибрежного рыболовства как промышленного рыболовства, осуществляемого во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Рыболовства, осуществляемого как с берега, так и с использованием рыбопромысловых судов. Рыболовство, основной целью которого является доставка уловов в живом или охлажденном виде на территорию Российской Федерации для переработки на береговых предприятиях или реализации на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
В структуре системы управления рыбным хозяйством отдельным блоком проблем с социальной окраской выступают вопросы, возникающие в процессе реализации приоритетных прав коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
За последний год резко возросло количество общин КМНС с двойным участием одних и тех же физических лиц в различных общинах без правоустанавливающих документов. Возник дефицит рыбопромысловых участков, выросло ОДУ для нужд КМНС практически до промышленных объемов. И одновременно снизился объем освоения водных биологических ресурсов. При этом реализация прав коренных и малочисленных народов сводится к злоупотреблению этим правом со стороны одних лиц – представителей коренных и малочисленных народов при незащищенности других.
На федеральном уровне необходимо выработать единообразный подход к вопросу обеспечения прав КМНС на приоритетное природное пользование, в частности, определение конкретного механизма реализации данного вида природопользования с установлением критериев и иных условий предоставления указанных прав.
И в заключение: в перспективе необходимо быть готовым, по крайнем мере, по нашему субъекту, к решению проблемы обеспечения сохранения водных биологических ресурсов при разработке нефтяных месторождений на континентальном шельфе, прилегающем к Камчатскому краю. С учетом отечественного и зарубежного опыта необходимо организовать работу по оценке возможного ущерба и определения механизмов компенсации данного ущерба.
Обозначенные направления совершенствования системы управления не исчерпывают, но являются самыми основными, без реализации которых невозможно дальнейшее развитие.
Спасибо за внимание и предоставленную возможность.
В. ПУТИН: Спасибо. Мы много раз сегодня возвращались к проблеме строительства флота. Сергей Борисович, пожалуйста.
С. ИВАНОВ: Спасибо. Я буквально несколько слов. Я сегодня в первой половине для был на «Астраханском корабеле»- судостроительном предприятии, которое, слава Богу, сейчас очень сильно загружено заказами Лукойла по созданию платформ для добычи углеводородов на шельфе, на нашем российском шельфе на Каспии. При этом я задал вопрос руководителю предприятия: у вас за последние лет пять хоть один заказ на рыболовецкое судно был? Он честно сказал, – нет. Вот я смею утверждать, что при нынешней системе квотирования никогда не будет заказов на строительство рыболовецких, именно рыболовецких судов.
Во-первых, это объясняется тем, о чем уже сказал Министр сельского хозяйства – у нас 3 тысячи 700 судов вообще в стране рыболовецких, ими владеют 1800 компаний – полтора судна. Причем еще не известно, каких судна, это могут быть и иностранные суда – в законе ничего не прописано о происхождении судна. Это компании «живопырки», извините.
Вот анализ такой объективный, экспертный, показывает, что в строительство современного рыболовецкого судна, если мы, конечно, не говорим о шаландах, а о современных рыболовецких судах, высокотехнологичных, которые будут производительность труда резко повышать. Вот возврат инвестиций в такое судно примерно составляет 10 лет. Отсюда и цифра – почему мы говорим о том, что система квотирования должна быть изменена. По крайней мере, на те компании, которые добывают серьезный ресурс, того же краба, лосось, треска – квота должна быть на 10 лет, но конечно, при одном условии – не квотным рантье, жуликам, которые сейчас перепродают квоты, а только тем, у кого есть судно. И квота дается не компании, а конкретному судну, потому что тогда это судно начинает ловить рыбу, другого выхода нет, и окупать средства, вложенные на создание этого судна.
Причем, я бы хотел еще второе подчеркнуть: не просто компании, у которой есть судно и квота на судно, судно должно быть под российским флагом. Я считаю, что это именно так – российская компания, судно под российским флагом. Даже если у него сейчас есть судно, оно же за 10 лет неизбежно придет в негодность, у нас 80% нынешнего рыболовецкого флота уже выработало те ресурсы, мыслимые и немыслимые. Тогда у него будет стимул: на 10 лет ресурс есть, а банк, по-моему, должен эту квоту оценивать в рыночном эквиваленте – это залог, и это нормальный рыночный механизм.
Теперь что касается вопроса, который сегодня активно обсуждался, и споры шли – таможенные пошлины и НДС.
Я считаю, что таможенные пошлины при ввозе на территорию страны любого судового технологического оборудования и запчастей к ним, которые не производятся в России, конечно, должны быть полностью освобождены от таможенных пошлин. А у нас много из судового оборудования, запчастей в России, к сожалению, сейчас не производятся вообще. Это первое.
Второе. Я считаю, что все-таки надо проявить гибкость, поскольку и рыба гибкая, она границ не признает, да и вода, как известно, в любом случае найдет щель. Здесь надо пойти на гибкий механизм, когда налоговый пресс, я не говорю «обнулить», Владимир Владимирович, но снизить его точно надо на наших российских вервях, которые опять-таки производят рыболовецкое судно по заказу российской фирмы, и это судно будет под российским флагом. Вот в этом случае можно идти на снижение пошлины и НДС.
И, конечно, при ввозе того же судового оборудования, которое используется при строительстве судна на нашей верфи, если он иностранного производства и аналога в стране не производится.
И вот такие предложения я попутно предлагаю записать в проект активно сейчас разрабатываемой Федеральной целевой программы «О поддержке гражданского судостроения». Рыболовецкий флот там будет как составная часть. У нас все гражданское судостроение, вы знаете, в каком состоянии находится. И эту Федеральную целевую программу Правительство берет на себя обязательство принять не позже ноября этого года, то есть, через два месяца. Уже ведется активная работа между Минпромэнерго и МЭРТом по разработке сразу и концепции, и самой ФЦП, и мы должны в ноябре ее принять.
Потому что в целом судостроение – это как авиастроение. Никто не будет, ни одна верфь, строить рыболовецкое судно, если у него нет покупателя на это судно. Так же как самолеты сейчас. Самолета нет в природе, а твердый контракт на него уже подписан, и все знают, что через два года будет такой самолет, с такими тактико-техническими данными. То же самое и в судостроении, – ничем не отличается.
И последнее, что я хотел сказать, отвлекаясь от судостроения. Я поддерживаю предложение, что икра, да и не только икра, а вообще редкие морепродукты: гребешок, краб, – конечно, не могут продаваться на рынках, в подземных переходах, как сейчас бывает – где угодно. Это явно не товар первой необходимости – это деликатесы, которые надо продавать в специализированных магазинах, и только там. Кстати, с сертификатом ветеринарным еще, чтобы мы всегда могли проверить магазин на происхождение товара, которым он торгует.
И по браконьерству. Конечно, надо ужесточение санкций вообще и на капитана в частности. Потому что при нынешней системе раздачи квот – правильно было сказано главой Агентства, – мы поймали фирму, которая имеет квоту, на браконьерстве – отобрать квоту не можем. Хорошо, он заплатит штраф в МРОТах, все знают, какие это штрафы. Быстренько заплатит и пойдет дальше браконьерить. А квоту отобрать не можем. Вот такие у нас законы пишутся.
Вообще, если вы заметили, по рыбе очень сложно любое постановление, любой закон принимается. Годами все, все годами. Слишком привлекательная отрасль, слишком много «рыбаков» так называемых, в том числе среди чиновничества – это очевидно.
И последнее по браконьерству – это, конечно, как можно быстрее, это в планах решения есть, – оснастить каждое судно ГЛОНАССом, потому что пограничный катер к каждому рыболовецкому судну не приставишь, а ГЛОНАСС дает сильную «прозрачность» в определении, чем занимается то или иное рыболовецкое судно. Но это мы предусмотрели. У меня все, спасибо.
В. ПУТИН: Спасибо. Так, пожалуйста, коллеги, есть еще желающие?
В. ПРОНИЧЕВ: Я просил бы еще доложить, Владимир Владимирович. Два момента. Моменты, связанные с тем вопросом, который поднял Сергей Михайлович. Речь идет о портопунктах, так называемых. И я, безусловно, исполню и документы представлю. Но, учитывая, что здесь присутствуют губернаторы, которые этим занимаются, этой деятельностью, я хотел бы с Вашего разрешения пояснить.
Пункты, вот эти портопункты, там нет границы, о которых вы говорите и хотите оформлять. Это влечет за собой не только пограничную деятельность – таможенная и так далее. Поэтому вы идеологически должны по Постановлению 60-му выходить на Минтранс. И Минтранс, ему предоставлено такое право: объявлять о наличии этого порта или портопункта, а это является основанием правовым встать пограничникам, таможенникам и осуществлять деятельность. Я извиняюсь, что пояснил.
Второй вопрос, Владимир Владимирович. Я хотел бы доложить ситуацию, которая характерна, в большей степени, для этого региона. У нас в Каспийском регионе, мы предварительно считаем, находится более двух тысяч так называемых «байд». Это высокоскоростные катера, которые зарегистрированы, ставят до четырех двигателей, 120 километров в час, регистрация проведена в МЧС, и мы бы просили, чтобы ограничить их по скоростям, то есть ввести какие-то ограничения – 2 тысячи на Каспии – это слишком много!
И что еще очень важно. Вот браконьерская среда, организованная преступность, она делает следующее: регистрирует это судно или катер, который является прогулочным как бы у них, берет, договаривается с кем-то, другое физическое лицо становится, занимается браконьерской деятельностью, в результате правовая база – задерживаем, доводим до уголовного дела, передаем под следствие, – Уголовный кодекс не предусматривает конфискации имущества. Уголовное наказание идет, а конфискации имущества – нет. И «байда» остается у того хозяина, который занимается контрабандной деятельностью. И вот такого «добра», я еще раз говорю, здесь порядка 2 тысяч с лишним.
И последний вопрос. Просьба. Для нас чрезвычайно важно, для правоохранительных органов, и прежде всего береговой охраны, то, чтобы нормативная база в максимально короткие сроки принималась. В частности, вопрос по берегу – реализация через берег, уже восемь лет разрабатывается постановление Правительства.
Если говорить об икре минтая, вот мы зачастую: крабы, крабы, – так вот минтай является наиболее валютно доходной частью для государства, вот нормы по минтаю, икре. Мы два года просим, потому что нам нельзя контролировать. Мы два года просим, говорим: определите. Наука говорит – 4,5 грамма (Так сказано. Имелось в виду – 4,5% – Fishnews.ru). Мы ставим на контроль переговоры судов и всякую организованную там преступность, они ставят задачу – не показывайте 13, 15, 16 грамм (Так сказано. Имелось в виду – процентов – Fishnews.ru). О чем речь? Показывают в доходную часть такое количество минтая, фактически уничтожается 50% , то есть в два раза. Если мы говорим – 800 тысяч тонн поймали минтая, то 800 тысяч тонн – выбросили его в океан.
Вот так действуют организованные преступные группы.
В. ПУТИН: Вы предложите, как Вы считаете целесообразно поправить законодательство. Вот здесь в перечне поручений есть «изменение законодательства», представьте свои предложения.
В. ПРОНИЧЕВ: Есть, я понял.
В. ПУТИН: И орудия преступной деятельности, браконьерства, почему их нельзя конфисковать? Вполне можно внести изменения и предоставить возможность пограничникам действовать более жестко, в том числе и с применением силы.
Пожалуйста, Виталий Геннадьевич.
В. САВЕЛЬЕВ: Спасибо, Владимир Владимирович, я буду краток.
Во-первых, рабочая группа, которая готовила предложения к президиуму Госсовета, все вопросы, включая которые Алексей Алексеевич предлагает: создание товарных бирж по рыбопродукции, – они сформулированы и даже есть сроки и ответственные исполнители. Мы просто еще раз тогда еще это уточним.
А в качестве небольшого сюжета могу сказать: очень интересен зарубежный опыт, и здесь, мне кажется, нам не надо ничего особенного выдумывать. К примеру, мы говорим про квоты. Вот Канада, где считается, что рыбное законодательство и рыбопромысловая отрасль хорошо урегулированы. У них квоты делятся на две части. Первая квота выдается самому предприятию, потому что оно может арендовать специализированное судно по добыче специальных рыбопродуктов, которые оно не производить не может. А вторая часть квоты привязывается к судну. И вот если первая часть квоты – разрешается ее как-то продавать или совместно осваивать, или передавать, то вторая часть – вместе с судном, и если нарушение идет – то не штраф, а лишение квоты.
Что касается судов под флагом. Исландию возьмем. Там вообще запрещено инвестировать в рыбную отрасль иностранцам более чем на 25%. То есть иностранец может купить долю в предприятии исландском не больше чем на 25%. А добывать ему вообще запрещено в территориальных водах Исландии.
Что касается выделения квот, о чем вы говорили. Когда выделяется квота, что получается? Это формально билет, он со своим билетом идет и добывает то, что добывает – там уже начинается браконьерство. И количество судов, и количество квот – они не соответствуют рентабельности. Что делают на Западе? Государство выкупает суда у предприятий, чтобы разрядить суда, а уже оставшимся судам выдают квоты, чтобы они были рентабельны.
Поэтому это все есть, это просто надо применить.
В. ПУТИН: Виталий Геннадьевич, кто мешает? Министерство экономического развития и торговли. Вы – один из руководителей этого министерства. И все так хорошо нам излагаете! Приятно слышать. Сделайте это!
В. САВЕЛЬЕВ: Владимир Владимирович, мы сделали все эти предложения и передадим.
В. ПУТИН: Да?
В. САВЕЛЬЕВ: Мы все предложения эти сформулировали, мы передадим.
В. ПУТИН: Да, они здесь, я их вижу, они в перечне поручений, практически есть, Вы их повторили. Я, разумеется, это подпишу в качестве Поручения. Надо, чтобы это все было доведено до конца!
(Крайнему) Пожалуйста, коротко только.
А. КРАЙНИЙ: Очень коротко. Я бы хотел продолжить то, на чем закончил коллега.
Говоря о промысловиках, о рыболовной отрасли, надо помнить о том, что в странах-соседях отрасль абсолютно закрытая, прямой промысел не разрешают никому. У нас сегодня происходит по факту скупка акций наших рыбопромысловых компаний, в первую очередь, компаниями из Гонконга и Кореи. Есть такая компании «Пасифик Андес», она получила от Правительства Китая 700 миллионов долларов на скупку акций наших рыбопромысловых компаний. Сегодня компания «Пасифик Андес» контролирует 30% вылова минтая российского. А всего компаниями Китая, Кореи и Японии уже 65% вылова российского минтая. Это примерно 650 тысяч тонн.
Понимаете? И эта рыба, естественно, никогда не пойдет на наш берег, она будет вывозиться.
В. ПУТИН: Почему не пойдет? Пойдет, если вы условия сформулируете соответствующим образом.
А. КРАЙНИЙ: Мне представляется…
В. ПУТИН: Я прошу прощения, что перебиваю. Если сформулировать соответствующие условия, вынуждены будут идти.
А. КРАЙНИЙ: Владимир Владимирович, они к себе везут на берег. У них там целые города выросли на нашей рыбе, на рыбопереработке. В Пусане, в Японии, Китае.
В. ПУТИН: Ну и что, я знаю. Теперь нужно, чтобы у нас росли такие города! Это зависит от Правительства, от того, как мы сформулируем условия хозяйственной деятельности в наших водах. Вот и все!
И я очень рассчитываю на то, что все предложения, которые сегодня прозвучали, попадут в перечень поручений Президента России Правительству для того, чтобы они были реализованы, и для того, чтобы принципиальным образом изменить ситуацию в отрасли. Надеюсь на то, что все заинтересованные государственные органы, руководители субъектов Российской Федерации, где рыбная отрасль представлена особенно существенно, особенно ярко, и жизнь людей зависит от того, как будет развиваться эта отрасль, и все мы приложим максимум усилий для того, чтобы все, о чем мы сегодня говорили, было реализовано.
Совсем недавно назначен новый руководитель ведомства. (Обращаясь к А.Крайнему.) Очень рассчитываю на Вас. На то, что Вы сделаете все, что от Вас зависит, для того, чтобы отрасль ожила и приносила бы соответствующие доходы в бюджет, для того, чтобы люди, которые работают в этой сфере, чувствовали себя увереннее, чтобы росли их доходы, чтобы их социальная защита увеличивалась, чтобы мы развивали нашу экономику в тех регионах Российской Федерации, – повторяю, хочу сказать об этом еще раз, – которые так зависят от этой отрасли. А таких у нас много. Давайте договоримся, я переговорю с Председателем Правительства и попрошу, чтобы в конце года он заслушал Ваши доклады о том, как идет реализация этих поручений.
Спасибо.
Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета 31 августа 2007 г. доступен по гиперссылке.
Fishnews.ru