От первого лица

21 февраля 2012 года
Виктор ЗУБКОВ

Рыбный день на новый лад

Виктор ЗУБКОВ, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Полагаю, у многих из нас сохранились воспоминания о четверге, как дне обязательного или вынужденного употребления в пищу морепродуктов. Многие еще помнят о специализированных магазинах "Океан", как источнике дешевой народной рыбы - мойвы и минтая. Думаю, старшее поколение не забыло времена, когда рыбные консервы были лучшим украшением праздничного стола, а креветки, кальмары или мидии можно было увидеть в кинофильмах или по телевизору.

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что с тех пор многое кардинально изменилось. Сегодня мы живем уже в другой стране, а рыбная отрасль развивается в совершенно иных экономических условиях.

Поэтому и рыбий жир, и рыбный четверг мы вспоминаем с улыбкой, а младшее поколение зачастую и вовсе не совсем понимает, о чем идет речь. Хотя и тогда наша страна добывала немалые объемы “рыбопродукции”. Например, в 1986 году было выловлено 11,4 миллиона тонн – невиданный показатель по сравнению с 4,2 миллиона тонн в 2011 году. Но тем не менее на одного жителя РСФСР тогда приходилось не более 24 килограммов рыбопродукции. А сегодня для России этот показатель составляет 22 килограмма. Как видно, несмотря на существенное различие в улове, разница в среднедушевом потреблении небольшая.

Но судить о развитии отрасли, которую я курирую в правительстве уже четыре года, только по одному этому показателю было бы неправильным. Тем более говорить об отсутствии проблем. Они есть. Это вопросы кадрового обеспечения, обновления рыбопромыслового флота, модернизации рыбоперерабатывающих предприятий и береговой инфраструктуры, рационального освоения рыбных запасов, развития аквакультуры и многое другое. И все же, я глубоко уверен, это неизбежные спутники того пути обновления, оздоровления, который мы выбрали и которому стараемся следовать последние несколько лет. Об этом мы много говорили на прошлой неделе на третьем съезде работников рыбного хозяйства, который собрался впервые за 10 лет.

Хотел бы поделиться некоторыми своими соображениями по итогам состоявшейся дискуссии.

Двадцать лет с правом на улов

Еще в начале 2000-х годов мы с трудом добывали немногим более 3 миллионов тонн рыбы, а о работе рыбаков по большей части знали из новостей, муссирующих многочисленные скандалы, связанные с торговлей и распределением квот на вылов рыбы и иных водных биоресурсов.

“Поворотным” в этом отношении стало заседание президиума Госсовета по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом нашей страны, которое прошло в Астрахани в 2007 году под председательством президента России Владимира Путина. Решения, принятые тогда, касались изменения порядка и сроков определения общих допустимых уловов, оперативного регулирования промысла, обеспечения поставок уловов на российский берег. Ключевым итогом стала разработка федеральной целевой программы развития рыбного хозяйства.

За эти годы нам удалось не только выполнить поручения Госсовета, но и существенно продвинуть развитие отрасли вперед. При этом наиболее значимые изменения произошли за последние четыре-пять лет.

С момента вступления в силу в 2005 году базового закона о рыболовстве приняты все необходимые подзаконные акты, то есть фактически заново создана нормативно-правовая база отрасли. В 2008 году Федеральное агентство по рыболовству было напрямую подчинено правительству России, что содействует оперативности принятия управленческих решений в отрасли. Сформированы и реализуются программные документы – Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года, отдельная федеральная целевая программа. Субсидируются ставки по кредитам, снижаются плата за пользование биоресурсами и таможенное бремя, предприятия переведены на единый сельхозналог.

Законодательно введены требования по доставке уловов водных биоресурсов на российскую территорию для их переработки и реализации. И это позволило вдохнуть жизнь в приморские поселки. Последовательно снижаются административные барьеры. Сроки оформления рыбопромысловых судов в портах сократились до четырех часов. Отменены излишние контрольные проверки со стороны надзорных ведомств.

Решен принципиальный вопрос о порядке доступа к основным ресурсам. Доли квот распределены на 10 лет, а рыбопромысловые участки – до 20 лет. Закрепление долей квот по историческому принципу доказало свою эффективность. Вместе с тем, как это бывает, жизнь берет свое: есть компании, которые неэффективно осваивают квоты. И здесь возникает вопрос о более активном использовании норм закона, позволяющих изымать квоты. Но действовать здесь надо очень аккуратно. Есть и такие предприятия, которые по объективным причинам оказались в сложной ситуации и им нужно “подставить плечо”, помочь. Но в отношении предприятий, сознательно нарушающих нормы и правила, необходимо принимать жесткие решения. Приоритетное право доступа к основному ресурсу производства должны иметь эффективные пользователи. И решать эту задачу мы будем в тесном взаимодействии с рыбацким сообществом.

В целом же хотел бы еще раз подчеркнуть – практическая реализация нормы о долгосрочном закреплении квот – основа стабильности отрасли, привлечения в нее новых инвестиций.

В этой связи правительство не планирует какие-либо изменения действующего механизма и после 2017 года. Более того – готово рассмотреть возможность продления сроков действия договоров о долях квот до 20 лет. Считаем, что такие предложения от рыбацкого сообщества заслуживают проработки и обсуждения. По итогам прошедшего съезда уже даны необходимые поручения.

Доплыть до прилавка

Лучшим доказательством своевременности, адекватности и востребованности мер правительства стали высокие результаты, которые уже не первый год показывают предприятия рыбохозяйственного комплекса. С 2008 года стабильно растут объемы выловленной рыбы. Каждый год прибавляется по 300 тысяч тонн. За прошлый год этот показатель, как я уже отметил, превысил 4,2 миллиона тонн.

Такая динамика создает реальную возможность для достижения уже в этом году целевого индикатора, определенного Доктриной продовольственной безопасности, – не менее 80 процентов отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке. Рыбная отрасль, помимо всего прочего, обладает определенным запасом прочности в новых экономических условиях, в том числе в связи с присоединением России к ВТО. Последнее еще предстоит внимательно изучить и проанализировать. И в случае необходимости правительство обязательно обеспечит адекватные меры поддержки отрасли, направленные на обеспечение конкурентных условий с зарубежными производителями.

Вместе с тем, несмотря на очевидные успехи, конечно, остаются задачи, требующие первоочередного внимания и решения. И главная из них – доступность морепродуктов для россиян. Именно по их наличию, стоимости и качеству можно и должно судить о конечных успехах отрасли.

И тут я хотел бы выделить несколько моментов.

Первый вопрос, который часто приходится слышать во время поездок по стране, звучит примерно так: почему в регионах, где добывают рыбу, ее зачастую нет в магазинах или, что еще абсурднее, она из Норвегии? На самом деле вопрос не в наличии рыбы как таковой, а в ее потребительских качествах и внешнем виде товара. И здесь результаты “голосования покупателя” пока далеко не в пользу отечественного производителя. Торговля вынуждена на это реагировать. Отсюда и атлантическая семга на Дальнем Востоке. И чтобы рекордные для 2011 года 520 тысяч тонн тихоокеанских лососей смогли наконец кардинальным образом переломить ситуацию, необходимо совершенствовать производственную базу, внедрять новые технологии переработки и упаковки, улучшать товарный вид продукции. Базовые условия для этого правительством созданы. В первую очередь это субсидирование кредитов, полученных предприятиями на модернизацию перерабатывающего производства, холодильных мощностей и складских помещений, возможность приобретения технологического оборудования в лизинг.

Второй важный момент – доступ продукции на рынок. Правительство последовательно работает над решением этой проблемы. Ключевым событием стало принятие закона о торговле. С 2010 года его положения существенно облегчили доступ малых и средних производителей к торговой инфраструктуре. Наиболее эффективными нормами закона стали фиксированные сроки возврата средств торговыми сетями за поставленную продукцию и ограничение бонусов. Тем не менее определенные сложности остаются. Сейчас мы вносим в закон дополнительные поправки, чтобы окончательно закрыть все лазейки для дополнительных сборов.

И здесь хотел бы особо отметить, что важным каналом насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией должны стать специализированные рыбные рынки. Правительством также были приняты решения, включая субсидирование ставок по кредитам на их строительство. В 2010-2012 годах объемы субсидий из федерального бюджета на эти цели, а также модернизацию рыболовных судов и береговую инфраструктуру составляют более одного миллиарда рублей. Задача Росрыболовства и регионов – найти им эффективное применение.

Большую роль играет предпринимательская инициатива. Создается впечатление, что здесь пока правительство опережает бизнес. Но тем не менее это не повод успокаиваться и сидеть сложа руки. Федеральному агентству по рыболовству совместно с региональными властями следует активнее проводить информационную и разъяснительную работу с предпринимателями, оказывать консультационные услуги, продолжать снижать излишние административные барьеры. В этой связи всяческой поддержки заслуживает начатая работа по созданию сети специализированных магазинов. Но не всегда она идет гладко. Знаю случаи, когда, несмотря на безусловную популярность у населения, такие магазины закрывались из-за многочисленных проблем начального этапа развития. Подчеркну – решающую роль по поддержке такого бизнеса должны играть региональные и муниципальные власти.

Третий момент, безусловно, касается справедливого ценообразования на рыбную продукцию. Этому зачастую мешает наличие в цепочке поставок многочисленных посредников и так называемых “фирм-однодневок”. В их отношении уже принимаются меры административного воздействия, в том числе в рамках созданной недавно по поручению президента России Межведомственной рабочей группы по выявлению и пресечению незаконных финансовых операций.

Также в начале текущего года для устранения дисбаланса цен на рыбную продукцию правительство поручило разработать комплекс мер по оптимизации товаропроводящей сети. Прежде всего это касается создания оптимальной транспортно-логистической схемы прямых поставок продукции от промысловиков и переработчиков в торговые организации, укрупнения организаций, занимающихся оптовой торговлей рыбой, сокращения издержек при поставках продукции, влияющих на формирование потребительских цен, поддержки саморегулируемых организаций в рыбохозяйственном комплексе.

Принятые меры уже дают положительный эффект, но работа будет продолжаться до тех пор, пока мы не добьемся справедливого распределения прибыли между рыбаком, переработчиком и продавцом рыбных товаров.

Четвертый вопрос – качество рыбопродукции. Были внесены поправки в Санитарные правила и нормативы по установлению фиксированных требований к количеству глазури в рыбе и иных водных биоресурсах. Это позволило прежде всего оградить российского потребителя от хлынувшей на наш рынок некачественной рыбной продукции, напичканной фосфатидами и водой, а также создать равные конкурентные условия для российского производителя. И уже в 2011 году импорт филе рыбы из стран Юго-Восточной Азии снизился на 10 процентов. Однако были жалобы на то, что ограничение уровня льда в морепродуктах привело к определенному повышению цен, и это действительно стоит признать. Но такое повышение цен компенсировано гарантией качества приобретенной продукции, а главное – безопасностью для здоровья покупателей.

Пятый момент, который я хотел бы отметить, – необходимость использования потенциала прибрежного рыболовства, которое помимо продовольственного обеспечения играет существенную роль в социально-экономическом развитии регионов. В этих целях Росрыболовство совместно с регионами по поручению правительства России должны уже к июню этого года разработать новую Концепцию развития прибрежного рыболовства.

Но не стоит забывать также о наших промысловых возможностях в Мировом океане, конвенционных районах и исключительных экономзонах других государств, в которых работают наши рыбаки по международным соглашениям. В прошлом году в этих районах выловлено свыше 550 тысяч тонн рыбы, что снизило промысловую нагрузку на собственные ресурсы.

И последний, шестой вопрос касается развития аквакультуры, или, проще говоря, разведения рыбы. Считаю, у нас колоссальный потенциал в этом направлении. Но используем мы его пока крайне слабо. На долю аквакультуры приходится не более 3 процентов отечественной рыбопродукции. В других странах этот показатель достигает 40 процентов, а, например, в Китае он и вовсе превышает 60 процентов. Ситуацию нужно кардинально менять.

Необходимые управленческие решения уже приняты. Федеральному агентству по рыболовству переданы полномочия по регулированию аквакультуры. Сейчас, по поручению президента России, завершается работа по передаче Агентству предприятий племенного рыбоводства, которые до этого находились в ведении Министерства сельского хозяйства России. Параллельно идет подготовка федерального закона “Об аквакультуре”. Он должен значительно упростить для рыбоводных хозяйств допуск к водным, земельным и биологическим ресурсам, четко разграничить компетенцию федерального центра и региональных властей, регламентировать селекционно-племенную и ветеринарную работу в рыбоводстве.

Новые формы и механизмы господдержки рыбоводства включены в проект Госпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса на долгосрочный период, которая стартует в 2013 году. В частности, в ней предусмотрено государственное софинансирование затрат на уплату процентов по кредитам на производство товарной продукции, закупку кормов, внедрение энергосберегающих технологий, страхование рисков, возмещение затрат на содержание ремонтно-маточного поголовья рыб и приобретение рыбопосадочного материала, а также применение лизинговых механизмов при закупке племенного материала рыб, техники и оборудования.

Меню на 2020 год

В новой Госпрограмме мы ставим перед собой серьезные амбициозные задачи. Например, уже в этом году предстоит довести объемы вылова водных биоресурсов до 4,3 миллиона тонн, а к 2020 году мы доведем этот показатель до 6,05 миллиона тонн, выращивания – минимум до 410 тысяч тонн рыбы ежегодно. К моменту завершения реализации госпрограммы производство рыбопродукции, включая продукцию с высокой добавленной стоимостью, должно достигнуть 5,3 миллиона тонн, а ее среднедушевое потребление возрастет до 28 килограммов в год. Немаловажный показатель – доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке. Она должна составлять не менее 85 процентов.

Также продолжим решать вопросы формирования кадрового потенциала отрасли, повышения престижа рыбацкой профессии, улучшения качества жизни работников рыбного хозяйства и их семей. Эти задачи – темы, достойные отдельной статьи.

Считаю, что за эти годы правительству удалось сделать главное – обеспечить ежегодный рост производства. Безусловно, это стало возможным благодаря непосредственному, личному вниманию к вопросам отрасли руководства страны. Регулярные встречи с председателем правительства Владимиром Путиным позволяют рыбакам открыто и напрямую говорить о своих проблемах, требующих дополнительных решений правительства.

Главное сейчас – сосредоточиться на качественных преобразованиях. Основным критерием успеха считаю наполнение наших магазинов качественной конкурентоспособной продукцией по доступным ценам.

Уверен, государству, бизнесу, отраслевой науке и всему рыбацкому сообществу это под силу. Потому что мы – на правильном пути.

Опубликовано в “Российской газете” http://rg.ru/2012/02/21/zubkov.html

Февраль 2012 г.

Виктор ЗУБКОВ, другие интервью.

23 апреля 2010 года
Виктор ЗУБКОВ

Роль государства в развитии рыбохозяйственного комплекса России

Виктор ЗУБКОВ, Первый заместитель Председателя Правительства РФ

Рыбное хозяйство Российской Федерации представляет собой многоотраслевой комплекс, включающий широкий спектр видов деятельности. Это добыча водных биоресурсов, переработка и транспортировка рыбопродукции, обеспечение безопасности мореплавания, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, сохранение и воспроизводство биоресурсов, производство орудий лова, машиностроение, судоремонт и судостроение, изготовление тары, материально-техническое снабжение, торговля и сбыт, подготовка кадров и другие виды деятельности.

15 ноября 2011 года
Виктор ЗУБКОВ

В отрасли не будет потрясений и передела

Виктор ЗУБКОВ, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Об устойчивом развитии рыбопромышленного комплекса России свидетельствуют не только цифры, характеризующие объемы вылова, произведенной продукции и инвестиций. Сегодня можно констатировать: все вопросы, возникающие в ходе формирования нормативной базы, выстраивания системы управления отраслью и ее регулирования, решаются в тесном контакте бизнеса и власти, а со стороны правительства рыбопромышленному сектору оказывается беспрецедентное внимание. Наиболее сложные проблемы, требующие межведомственного согласования, выносятся для обсуждения на правительственную комиссию, возглавляемую Первым заместителем Председателя Правительства Виктором Зубковым. Под его личным контролем была отлажена система оформления всей рыбопродукции на таможенной территории РФ, вызывавшая у рыбопромышленников поначалу немало опасений и претензий. Вкупе с закреплением квот на 10-летний период созданная законодательная база отрасли позволяет бизнесу выходить на долгосрочное планирование, отталкиваясь от показателей текущего год как от стартового рубежа достигнутой стабильности. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктор Зубков, отвечая на вопросы главного редактора РИА Fishnews.ru Елены Филатовой, подтвердил, что инвестиционная привлекательность отрасли растет, а задача остается неизменной – обеспечение населения страны качественной рыбной продукцией отечественного производства.