– Wilhelmsen Ships Service поставляет самую разнообразную продукцию, необходимую для работы в море. Одно из направлений – аварийно-спасательное оборудование. Понятно, что требования к такой продукции оговариваются международной конвенцией СОЛАС, однако никто, наверное, не будет отрицать, что у товаров тех или иных производителей есть свои конкурентные преимущества. Какие плюсы гарантированы вашим клиентам?
– Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что наша продукция одобрена практически всеми ведущими классификационными обществами – и Регистром Ллойда, и Det Norske Veritas (DNV), и Российским морским регистром судоходства (РМРС).
Еще одно неоспоримое преимущество заключается в том, что мы имеем одну из самых больших и разветвленных сетей сервисных станций. Наши клиенты таким образом застрахованы от сложностей с проверкой аварийно-спасательного оборудования и заменой каких-либо деталей. Wilhelmsen Ships Service, обладая глобальной сетью сервисных станций, без проблем проверяет и обслуживает снаряжение, необходимое для обеспечения безопасности человека в море. Приобретая такую продукцию у нас, судовладелец может быть уверен, что в большинстве портов мира сможет проверить ее и при необходимости что-то заменить.
– Сеть сервисных станций, осуществляющих проверку и обслуживание аварийно-спасательного оборудования от имени WSS, охватывает ключевые порты мира. Ранее вы озвучивали планы по созданию такой станции на российском Дальнем Востоке. Как продвигается эта работа?
– Мы продолжаем претворять в жизнь идею по созданию сервисной станции в Дальневосточном регионе, хотя работа продвигается и не так быстро, как хотелось бы. Дело в том, что наша глобальная сеть включает в себя как собственные станции (в основном они располагаются в крупных портах, с большим объемом судозаходов и значительной потребностью в проверке аварийно-спасательного оборудования), так и станции наших субподрядчиков.
Требования к компаниям, которые будут от имени Wilhelmsen Ships Service выдавать сертификаты на проверки оборудования, очень высоки, ведь в нашем деле репутация дороже всего. Наши специалисты, прежде чем будет заключен договор, приезжают, осуществляют аудит станции. Проверяем, насколько станция соответствует не только требованиям классификационных обществ, но и нашей внутренней политике и принципам – это и определенный уровень подготовки персонала, и наличие современного оборудования, и многое другое.
Так вот, в настоящее время мы ждем определенных действий со стороны потенциальных субподрядчиков: для приведения станций в соответствие с требованиями Wilhelmsen Ships Service необходимы определенные финансовые и временные затраты – нужно докупить оборудование, провести работу по обучению сотрудников. Будем ждать результатов.
В то же время хотелось бы отметить, что на Дальнем Востоке как общемировом регионе у нас уже успешно действуют сервисные станции в Южной Корее, Китае, Японии – все эти станции одобрены в том числе и Российским морским регистром судоходства.
– В одном из прошлых интервью вы упоминали, что рассматривается вариант размещения станции по проверке и обслуживанию аварийно-спасательного оборудования не во Владивостоке, а на Сахалине, где работает немало клиентовWSS. Эта идея по-прежнему актуальна?
– Да, работа идет в двух направлениях. Варианты по открытию сервисной станции на Сахалине и во Владивостоке сейчас практически равноценны. Наверное, сервисная станция будет создана там, где потенциальные субподрядчики быстрее реализуют предложения, которые выдвинули наши аудиторы.
Сахалин – это очень интересный регион, в котором сконцентрировано большое количество флота, реализуемые здесь нефтегазовые проекты требуют массы сопутствующих работ. В пошлом году я участвовал в конференции «Нефть и газ Сахалина» – планов по освоению дальневосточного шельфа много. Поэтому Сахалинская область – вполне перспективная территория для открытия нашей сервисной станции.
– Развивается ли такое направление, как обмен спасательных плотов, в частности в Дальневосточном регионе? Ведь это реальная возможность для судовладельца сэкономить время и деньги: плавательные средства предоставляются в пользование вместе с документами, когда срок их действия истекает, старый плот просто заменяется на уже проверенный, с новыми документами.
– Если брать в целом по компании, то спрос на такие услуги растет стремительными темпами, бизнес проявляет серьезную заинтересованность. На Дальнем Востоке ряд клиентов – особенно те компании, у которых флот ходит под иностранными флагами, – уже включились в программу. Для судов под флагом РФ есть одна сложность: на каждый плот необходим сертификат РМРС. Мы сейчас пытаемся урегулировать этот вопрос, продумываем, каким образом организовать процесс одобрения: либо представители регистра будут рассматривать документы других классификационных обществ, либо будут непосредственно выезжать на фабрику, где производятся плоты. РМРС откликнулся положительно (сама программа по обмену спасательных плотов регистром, кстати, одобрена). По моим наблюдениям, многие компании, в том числе рыболовные, ждут положительного решения вопроса, для того чтобы присоединиться к участию в программе.
– Предлагает ли кто-то еще такую услугу, как обмен спасательных плотов?
– Да, у нас уже появились «последователи». Мы первыми приступили к реализации этой программы и уже успели ее обкатать. «Последователи» в какой-то мере копируют наш опыт. А вообще, подобная система по обмену плотов существовала еще в советское время.
– Ранее вы отмечали, что проверка спасательного оборудования в полном объеме и программа обмена плотов реализуются параллельно. Но все чаще судовладельцы задумываются об объединении этих работ, чтобы не тратить дополнительное время в течение года. Можно ли рассказать об этом подробнее?
– Действительно, в дополнение к программе обмена плотов (Liferaft exchange) мы также предлагаем нашим клиентам так называемый Fleet agreement – обслуживание всего комплекса конвенционного оборудования.
Мы самостоятельно отслеживаем ситуацию (у компании есть специальная электронная база данных) и за три месяца до срока проверки начинаем совместно с судовладельцем подбирать подходящий порт и время для инспекции.
В связи с чем возникла необходимость в предоставлении таких услуг? Зачастую проверки аварийно-спасательного оборудования разбросаны по времени: переносные огнетушители, допустим, проверяются в мае, дыхательные аппараты – в сентябре, противопожарные системы – в декабре. То есть существует риск что-то забыть, пропустить сроки инспекции. В этом случае судовладелец, пытаясь решить проблему с выходом судна из порта, встает перед выбором: покупать новый комплект или искать на месте сервисную станцию, которая сможет быстро выполнить проверку и т. д. Однако даже если такая станция и найдется, не факт, что у нее есть одобрение от нужного классификационного общества и в следующем порту проблема не возникнет вновь. Все это приводит к дополнительным расходам, на транспорт, овертайм и т. д.
Мы предлагаем, во-первых, гармонизировать процедуры по времени, во-вторых, берем на себя отслеживание ситуации с инспекциями, таким образом клиент избавлен от риска, что то или иное оборудование не будет проверено в срок. В-третьих, фиксированная цена позволяет судовладельцам более тщательно просчитывать бюджет и отслеживать расходы.
Участие в программе по обмену спасательных плотов также обеспечивает оптимизацию финансовых и временных затрат. В комплексе Liferaft exchange и Fleet agreement существенно облегчают жизнь судовладельцу.
– В 2011 году компания получила права на выпуск и распространение продукции от американской компании Nalfleet – известного разработчика и производителя химических судовых препаратов. Проявляют ли рыбопромышленные предприятия интерес к этим товарам?
– В первую очередь стоит отметить линейку продукции для обслуживания опреснителей, работающих на основе обратного осмоса. Такие установки приобретают все большую популярность на рыбопромысловом флоте – они компактны, требуют меньших энергозатрат.
Однако мембраны в опреснителях достаточно дороги и нуждаются в определенном уходе, чтобы производительность установки поддерживалась на должном уровне. В морской воде масса всего и вся – начиная от микроводорослей и заканчивая различными химическими соединениями, нужно предотвратить отложение этих загрязнителей на мембранах.
С включением в перечень товаров судовой химии Nalfleet мы получили возможность помочь нашим клиентам с решением этой проблемы. Компания уже отработала первые запросы – пока это была поставка за рубежом. Однако мы решили специально подготовиться к тому, чтобы встретить рыболовные флот с минтаевой путины во всеоружии. Рыбаки определенно проявляют интерес, потому что для многих предприятий обслуживание опреснителей обратного осмоса – актуальный вопрос, и если есть возможность продлить срок службы мембран, судовладельцы охотно идут на это.
Также мы готовы предложить нашим клиентам продукты для обработки котельной воды (в том числе для использования на пищевом производстве), стабилизаторы дизельного топлива с низким содержанием серы, различные присадки и т. д.
– Для того чтобы российские судовладельцы могли получать весь спектр товаров и услуг WSS, причем по более доступным ценам, в России были созданы собственные склады компании – во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Продолжается ли работа по расширению таких пунктов?
– В России готовится к открытию склад на Сахалине. Как я уже говорил, это очень значимый регион, потребности в нашей продукции и услугах здесь достаточно велики, в том числе у наших зарубежных партнеров, флот которых работает как на нефтегазовых проектах, так и на транспортном плече.
Можно сказать, что создания склада на Сахалине от нас требует сама жизнь. Если по поставкам товаров для буровых вышек или платформ при грамотном планировании укладываешься в срок, то с обслуживающим транспортным флотом ситуация сложнее: такое судно стоять и ждать полторы недели, пока наш продукция придет на остров, может далеко не всегда. Поэтому работа по открытию склада продолжается. Мы уже нашли партнера, готового предоставить нам комплекс услуг по хранению товара, сейчас идет процедура аудита, поскольку склад для химической продукции должен соответствовать определенным требованиям.
Думаю, склад на Сахалине откроется уже в этом году и сможет удовлетворить потребности российских и иностранных судовладельцев.
– В завершение нашей беседы хотелось бы задать такой вопрос. Изначально в России компания Wilhelmsen Ships Service была известна, прежде всего, как поставщик судовой химии. Получается ли постепенно изменить этот образ?
– Да, безусловно. Не так быстро, как хотелось бы, но ситуация меняется. В этом году на уровне корпорации проводятся две кампании с мощной поддержкой – по сварочному и по аварийно-спасательному оборудованию. В рамках этих кампаний была проделана серьезная работа.
На наших складах в России помимо химической продукции уже имеются полимерные материалы, сварочные электроды, газо- и электросварочное оборудование и аксессуары.
Так что постепенно имидж компании в России меняется. Если раньше доля химической продукции, по крайней мере, в портфеле нашего дальневосточного филиала составляла практически 80%, то сейчас это уже около 65%. Все большую популярность среди судовладельцев приобретают наши агентские услуги, сварочное, аварийно-спасательное оборудование и другие виды продукции, помимо судовой химии.
Маргарита КРЮЧКОВА, РИА Fishnews.ru
Май 2013 г.