Интервью

28 ноября 2013 года
Евгений НОВОСЕЛОВ

Отмена исторического принципа была бы непростительной ошибкой

Евгений НОВОСЕЛОВ, Генеральный директор ОАО «Океанрыбфлот»

Развитие компании «Океанрыбфлот» – пример эффективности исторического принципа распределения квот

Госорганы с завидным постоянством поднимают вопрос об изменении действующей системы распределения квот на вылов водных биоресурсов. В этом году большой резонанс вызвали предложения Федеральной антимонопольной службы: ведомство высказалось против выделения промысловых лимитов по историческому принципу – именно в нем ФАС увидела причину «существующей на сегодняшний день негативной ситуации в отрасли». Позже, правда, руководство антимонопольной службы сослалось на то, что ее заявление – «это не приговор», а приглашение к дискуссии.

В рыбацком сообществе реакция на предложение ФАС по отмене исторического принципа оказалась вполне ожидаемой. Нынешняя система закрепления промысловых лимитов вовсе не причина проблем в отрасли, напротив, – это залог успешного развития предприятий, заявил в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» генеральный директор ОАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов. На примере собственной компании – одной из крупнейших в дальневосточной рыбной промышленности – он рассказал о важности сохранения действующего принципа распределения квот.

– В сентябре рыбопромышленные предприятия взволновало предложение ФАС отказаться от исторического принципа распределения квот на вылов. Надо сказать, что это не первая попытка государственных органов поставить под сомнение действующую систему предоставления прав на вылов водных биоресурсов. Как вы оцениваете это предложение?

– На мой взгляд, отмена исторического принципа распределения квот была бы непростительной ошибкой. Рыбная отрасль только начала возрождаться после большого кризиса, и такие реформы вряд ли пойдут ей на пользу.

Сегодня рыбодобывающие компании, за которыми закреплены квоты на 10 лет, получили возможность спокойно планировать свой бизнес на многие годы вперед, предприятия могут уверенно вкладывать денежные средства в модернизацию флота, строительство и приобретение новых судов, с оптимизмом смотреть в будущее. Такой способ распределения квот дает гарантию стабильного развития рыбопромышленным компаниям. Могу это подтвердить на примере нашего предприятия. ОАО «Океанрыбфлот» в этом году исполнилось 45 лет. Мы, как и многие наши коллеги, за эти годы прошли путь от расцвета до практически полного уничтожения и нового возрождения.

Можно сказать, что история России рубежа XX-XXI веков – это история нашей компании в миниатюре. В 80-е мы покоряли Мировой океан и были ведущим предприятием региона. В 90-е балансировали на грани гибели, теряли флот, люди уходили из отрасли. Потребовалось немало сил, времени и средств, чтобы снова подняться. Можно сказать, второе рождение «Океанрыбфлота» произошло именно после того, как были получены долгосрочные квоты на вылов водных биоресурсов. Когда есть возможность смотреть в будущее, планировать работу предприятия на десятки лет вперед, можно быть уверенным в завтрашнем дне. Тогда и коллективы сохранятся, и люди будут спокойно работать, зная, что у них есть перспективы. Поэтому я убежден, что отмена исторического принципа будет губительна для большинства российских рыбопромышленных предприятий. Мне кажется, нужно тщательно разобраться в ситуации, взвесить все аргументы, прислушаться к мнению опытных хозяйственников и принять разумное решение в пользу людей, которые трудятся в этой отрасли.

– Опыт работы «Океанрыбфлота» насчитывает более 45 лет. Предприятие успело испытать на себе различные системы распределения ресурсов. Чем запомнилась «эпоха аукционов»?

– Для многих предприятий время аукционов – это период «разброда и шатания». Рыбопромышленные компании, как говорится, «дошли до ручки». Огромные кредиторские задолженности, истощенный флот, маленькие зарплаты. Не хватало денег не только на модернизацию (об этом и не мечтали тогда!), но даже на обыкновенный ремонт. Страшно вспомнить, какие убогие суда стояли на камчатских пирсах. В эпоху аукционов российские компании потерпели такие убытки, что многие до сих пор не оправились. Чтобы выжить, сохранить свою фирму, некоторые руководители на свой страх и риск покупали безумно дорогие квоты на вылов водных биоресурсов. Но это был чистой воды авантюризм. Как можно работать в условиях полной неопределенности – купим мы квоты или не купим, будет ли рыба или не будет? О каких долгосрочных планах развития может идти речь, если ты не знаешь, что будет завтра? А если учесть, в каком состоянии был флот на рыбопромышленных предприятиях, то неудивительно, что основная часть людей ушла из отрасли именно в эпоху аукционов.

В тот тяжелый для рыбопромышленников России момент появились китайские инвесторы и начали успешно ловить нашу рыбу в наших водах. Вот так именно в эпоху аукционов иностранный капитал пробрался в рыбную сферу. Российские рыбаки чаще всего не могли купить квоты по неоправданно завышенным ценам, что и сыграло на руку рыбопромышленникам других государств. Так что я не сторонник аукционов.

– Те, кто выступает за изменения системы предоставления прав на вылов, ссылаются на негативные оценки состояния рыбного хозяйства. Чиновники говорят о том, что рыбопромышленные предприятия не стремятся к модернизации, не спешат вкладываться в обновление флота, береговых производств, выжимая последнее из уже имеющихся мощностей. Но у представителей отрасли мнение иное. Как видят ситуацию в «Океанрыбфлоте»?

– Я не буду утверждать, что на всех рыбопромышленных предприятиях России все идеально. Как и в любой отрасли, есть успешные компании с грамотной политикой и перспективными проектами развития. Есть и такие, о которых говорят чиновники, что это «компании-однодневки», которые своей целью ставят не развитие, а получение быстрого дохода. Но таких единицы. Сегодня, чтобы получить прибыль, нужно вложить немалые средства в модернизацию производства.

Наша компания довольно стремительно начала развиваться в 2009 году, после того, как мы получили лимиты на вылов на долгосрочной основе, на 10 лет. Компания вложила в модернизацию своего флота более миллиарда собственных средств, и это только в глубокую переработку. Более 50% наших судов прошло полную модернизацию всех производственных мощностей. Вся техника заменена на современную, передовую, от ведущих мировых фирм. За эти годы мы установили современную линию глубокой переработки на четырех БАТМах, в год выпускаем 6-8 тысяч тонн филе минтая высочайшего качества, 1300 тонн филе кальмара, консервы «Печень минтая натуральная».

Мы вложили в производство огромные средства, это было жизненно необходимо «Океанрыбфлоту», и эти меры постепенно привели нас к успеху. Появились новые рабочие места и в море, и на берегу, люди стали получать достойную зарплату, а это в первую очередь говорит о престиже предприятия.

– В мае президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо о важности сохранения исторического принципа. Как член Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, прокомментируйте, пожалуйста, предложение о необходимости увеличения срока закрепления долей до 25 лет.

– Я абсолютно убежден: закрепить квоты на вылов водных биоресурсов на 25 лет – это, бесспорно, правильное и своевременное решение. Оно поддержано на всех уровнях всеми рыбопромысловыми компаниями, ассоциациями, союзами. Если к нам прислушаются и примут предложение о закреплении долгосрочных долей квот на четверть века, российская рыбная отрасль сможет и дальше развиваться. Компании, которые получат эти квоты, сумеют реализовать более глобальные проекты и активнее вкладывать средства в развитие рыбной промышленности. На примере нашей компании могу сказать, что люди, зная, что они обеспечены работой на 10 лет, более уверенно смотрят в будущее. Поэтому, если после 2018 года квоты закрепят на 20-25 лет, это будет стратегически правильный шаг к уверенному развитию и стабильности.

Справка:

ОАО «Океанрыбфлот» – одно из крупнейших рыбопромышленных предприятий Камчатского края. За 45 лет своего существования оно прочно утвердилось в качестве ведущего поставщика рыбопродукции как на внутреннем рынке Российской Федерации, так и за его пределами.

14 больших морозильных траулеров типа БАТМ представляют собой плавучие фабрики, оснащенные самым современным, высокоэффективным навигационным, промысловым и технологическим оборудованием, изготовленным ведущими фирмами Германии, Японии, США и других стран мира. Ежегодно через рыбоперерабатывающие цеха судов «Океанрыбфлота» проходит около 100 тыс. тонн сырца, что составляет приблизительно 10% от уловов камчатских предприятий.

Ассортимент выпускаемой ОАО «Океанрыбфлот» продукции составляет около 50 наименований.

Основное количество рыбы и морепродуктов добывается в богатых сырьевыми ресурсами и экологически чистых Охотском и Беринговом морях, что уже само по себе является гарантией высокого качества продукции. Благодаря успешной работе, «Океанрыбфлот» входит в число 200 крупнейших предприятий России.

За использование современных технологий и высокое качество выпускаемой продукции предприятию в 1996-2013 годах неоднократно присуждались престижные международные награды. Высокие производственные показатели позволяют ОАО «Океанрыбфлот» входить в число пяти тысяч ведущих предприятий РФ, которым присвоен официальный статус «Лидер российской экономики».

Трудовой коллектив общества включает 2200 высококвалифицированных специалистов. Именно люди обеспечивают высокое качество выпускаемой продукции и успех предприятия. Благодаря рыбакам и специалистам береговых служб компания уверенно смотрит в будущее.

Экипажи «Океанрыбфлота» прокладывали рыбацкие морские дороги далеко в Мировой океан, осваивая самые дальние пределы не только Тихого, но и Индийского океана. Сегодня компания не только справляется с теми производственными и социальными задачами, которые взяла на себя изначально, но и наращивает свои возможности.

Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews– Новости рыболовства»

Ноябрь 2013 г.