Интервью

09 декабря 2013 года
Алексей ТИХОН

Потенциал рыбного кластера важно не загасить формальной реализацией

Алексей ТИХОН, Заместитель гендиректора ООО «Рыбный Дом»

В Приморском крае продолжается работа над созданием регионального рыбоперерабатывающего кластера. К середине ноября общественные советы по рыбному хозяйству и по привлечению инвестиций, предложив свои дополнения, согласовали подготовленное властями Приморья техническое задание для разработчиков концепции, обоснования и инвестиционных предложений по созданию кластера и приступили к подготовке конкурса по привлечению иностранного консультанта-проектанта.

Презентация техзадания проекта привлекла внимание и возможных инвесторов обсуждаемого проекта, как иностранных, так и российских. О своем видении создаваемого в Приморье кластера, его потенциале и проблемных местах Fishnews рассказал заместитель гендиректора ООО «Рыбный Дом» по развитию новых направлений бизнеса, эксперт «Открытой отрасли» Алексей Тихон.

- Алексей Михайлович, как ваша компания отнеслась к идее создания на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера? Насколько перспективен такой проект с точки зрения бизнеса западных регионов страны? И, по вашему мнению, мог бы он стать положительным примером государственно-частного партнерства?

– Прежде всего, хочется поблагодарить медиахолдинг Fishnews и сайт «Открытая отрасль» за предоставленную возможность поделиться с профессионалами и экспертами рыбной отрасли видением вопросов, которые являются ключевыми в развитии всей рыбной промышленности России.

Считаю, настало время поменять свое представление об отрасли и начать воспринимать ее не просто, как рыболовство, но как совокупность целого ряда подотраслей, среди которых и рыболовство, рыбопереработка, аквакультура, и рыбная логистика, реализация готовой продукции, и обеспечение качества и безопасности продуктов питания, научные разработки, образовательные программы и подготовка кадров, международное сотрудничество и т.д.

Как известно, экономика Дальнего Востока характеризуется ярко выраженной рыбохозяйственной специализацией с экспортной направленностью, но, к сожалению, единого центра, комплексно решающего вопросы развития дальневосточного рыбного хозяйства, сегодня не существует. Все федеральные государственные ведомства решали и решают свои (безусловно, важные) задачи, но в отсутствие единой координирующей стратегии. Указанные задачи порой оторваны от основной миссии отрасли – поставки рыбопродукции отечественным потребителям в рамках реализации Программы продовольственной безопасности России, в противовес развитию экспорта сырья или минимально переработанных биоресурсов. Изменить ситуацию, по моему мнению, призвана Управляющая компания рыбопромышленного Приморского кластера.

Поэтому наша компания очень позитивно оценивает идею создания в Приморском крае рыбоперерабатывающего кластера. Более того, мы готовы инвестировать финансовые ресурсы в его развитие, войти в состав Управляющей компании, а так же впоследствии, на основании договора о государственно-частном партнерстве, получить возможность выкупить принадлежащую государству долю в собственности кластера.

Отмечу, что государственно-частное партнерство в данном случае – единственно возможный вариант развития и формирования кластера. По сути оно представляет собой альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Развитие такого партнерства возможно только при условии совместного формирования и финансирования строительства новых предприятий. Уверен, что государственно-частное партнерство – это оптимальный путь к успеху в формировании кластера. ГЧП может и должно выступать в качестве важного аспекта инновационного потенциала развития данного проекта.

Однако меня смутила ваша формулировка «бизнес западных регионов»: мне кажется, здесь кроется серьезное заблуждение. Наша огромная страна неделима по территории и по принадлежности юридического нахождения компании. Мы так же обеспокоены проблемами рыбаков, как и они трудностями перерабатывающих и сбытовых компаний. На наш взгляд, важнейшими целями для всех компаний сегодня должны быть обеспечение достойной жизни для населения; создание эффективной интегрированной цепочки от вылова, глубокой переработки, транспортировки и далее до реализации высококачественной рыбной продукции российскому потребителю и, наконец, создание условий для изменения политики реализации российских биоресурсов и переноса на территорию ДВ России центров международной рыбной торговли в противовес центрам в Китае, Корее и Японии. Перевод экспортных торговых операций на площадку вновь построенных международных многофункциональных центров (терминалов) рыбной торговли.

Дальний Восток должен стать первым регионом страны, который бы избрал в качестве основного содержания деятельности политику планирования социального развития, направленную на повышение качества и уровня жизни граждан, формирование постоянно проживающего населения на территории края путем сочетания социальных и экономических условий, способствующих повышению привлекательности региона.

- Во время рабочей поездки во Владивосток вы смогли ознакомиться с ходом реализации проекта, принять участие в экспертном обсуждении и даже побывать на одном из мест возможного строительства ядра кластера. Расскажите подробнее, о чем идет речь? Разделяют ли ваше мнение по поводу места размещения будущего объекта в администрации Приморского края?

– Сам факт того, что общественные экспертные советы по рыбному хозяйству, водным биологическим ресурсам и аквакультуре и по привлечению инвестиций в Приморье единогласно высказались за принятие предложенного «Технического задания на выполнение работ по разработке концепции, предварительного технико-экономического обоснования и инвестиционного предложения по строительству Рыбопромышленного комплекса в рамках создания в Приморском крае рыбоперерабатывающего кластера и развития аукционной торговли», является показателем взаимодействия всех заинтересованных сторон Дальневосточного региона.

Отрадно, что на обсуждение были приглашены представители СМИ. Тем самым совет подтвердил необходимость открытого обсуждения важнейшей для региона темы развития рыбной промышленности.

Что касается реализации проекта – закончились предварительные дебаты, государство приняло решение о начале финансирования строительства объектов рыбного кластера. Мы надеемся, что теперь будут обеспечены и правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. В государственно-частном партнерстве государственные органы получат возможность заняться исполнением своих основных функций: контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Неизбежные предпринимательские риски при этом перераспределятся в сторону бизнеса. Общественная же значимость государственно-частного партнерства будет проявляться в том, что в итоге потребитель получит более качественные услуги и товары.

В отношении центра кластера у меня сложилось иное мнение, нежели у разработчиков техзадания. На мой взгляд, ядром кластера должны стать размещенные в портовой зоне высокотехнологичные производственные комплексы, реализующие полный цикл производства: научные разработки – глубокая переработка – розничные и оптовые логистические центры – реализация продукции высокой добавленной стоимости. Именно переработка продукции – ключевая роль кластера. Переработка и поставка отечественному потребителю.

Что касается места размещения производственных комплексов, считаю, что идеальной площадкой является Владивостокский морской рыбный порт. При этом необходимо отказаться от желания поддерживать в непонятном состоянии существующий холодильник в порту, построенный в конце 60-х годов прошлого столетия. Безусловно, свою задачу холодильный комплекс за 50 лет выполнил, сегодня он превратился в «чемодан без ручки», который и нести тяжело, и выбросить жалко.

Вторая площадка, по моему мнению, прекрасно подходящая для строительства перерабатывающего комплекса кластера, – Зарубино, Морской порт в бухте Троицы, где я побывал лично.

Конечно, скептики скажут, что обе территории частные, и собственник может не захотеть менять профиль объекта. Отвечаю – собственнику надо показать привлекательность вновь создаваемых объектов, построить их за государственный счет и передать в управление тому же собственнику или Управляющей компании создаваемого кластера. Что касается сноса существующих сооружений, то политика финансирования должна быть аналогична строительству – за федеральные бюджетные средства.

Кроме того, и в Зарубино, и во Владивостоке предполагается реконструкция причальных сооружений, предназначенных для нужд рыбопромыслового флота. Финансирование работ будет вестись за бюджетные средства (проектная документация выполнена в полном объеме) и при выполнении работ представится возможность строительства объектов кластера.

Если Вы заметили, я говорю именно о федеральном, а не региональном финансировании. Это принципиально, поскольку рыбопромышленный кластер – объект федерального значения!

В отношении «администрации кластера» надо сообщить – на текущий момент ее нет, она не сформирована. Управляющая компания, которая будет создана в рамках государственно-частного партнерства, тем более не начала формироваться, но, опять же отмечу, что мы готовы оказывать помощь в ее создании и войти в ее состав.

- Как лично вы оцениваете заинтересованность власти и общественности в реализации этого проекта?

– Очень хорошая тема – заинтересованность власти!

Необходимо создать постоянно действующую независимую рабочую группу по строительству кластера, в которую входили бы эксперты, представители парламентских партий, независимых институтов развития, СМИ и молодежи, включив в ее состав представителей общественного совета Министерства по развитию Дальнего Востока для контроля расходования федеральных средств, предназначенных для строительства инфраструктуры кластера.

Необходимо изменить подход к контролю выполнения мероприятий по государственным программам, выработать понимание культуры реализации поручений, необходима новая стратегия реализации решений – эффективное исполнение.

Вообще «заинтересованность власти» является ложным представлением о мероприятиях, проводимых органами власти. Необходимо рассматривать развитие с точки зрения макроэкономических показателей. Необходимо перейти к формированию отношений «государство – бизнес» не с позиции сбора налогов и ухода от их уплаты, а с позиции партнеров. Рыбный бизнес заинтересован в научной и кадровой поддержке со стороны государства, ему требуются кредиты на условиях ставок, аналогичных тем, которые получают зарубежные конкуренты, лучшие условия логистики, оптимальные тарифы и сборы, снижение административных барьеров. Все рыбное сообщество со смехом наблюдает «околорыбные войны», которые ведут государственные органы – Россельхознадзор, ФАС, Минсельхоз, РЖД, Росрыболовство, Роспотребнадзор, ветеринарные власти в регионах страны друг с другом, пытаясь перераспределить между собой полномочия. А комплексного подхода к развитию рыбной промышленности как не было, так и нет.

Важно понять: наступил этап, когда развития рыбной отрасли уже требует самый главный его регулятор – наши соотечественники, которые потребляют продукцию в розничных магазинах страны. Другими словами требует общество, и власть обязана выполнять это требование. Не «оказывать услуги по созданию условий развития» (такое мнение тоже бытует), а именно выполнять поручения и более того, в указанные сроки, с должным качеством и с персональной ответственностью за процесс производства работ.

Порой уважаемые государственные чиновники забывают за суммами налогов и сборов о простом потребителе, которому нужны не призрачный рост поступления средств в бюджеты разных уровней и возрастающий экспорт российской рыбы. Основное требование к власти – это обеспечение населению возможности потреблять незаменимый белок, омега-3 жирные кислоты в необходимом для здоровья количестве, т.е. нашим соотечественникам банально надо потреблять рыбу, которая полезна для сердца: ее полезные компоненты снижают риск смерти от сердечных заболеваний на 35%. Кроме того, установлена прямая связь между уровнем омега-3 жирных кислот в крови и смертностью. Как правило, об этом вспоминают в последний момент.

Обязательно надо отметить, что Приморье является прекрасным примером конструктивного взаимодействия бизнеса и власти. Бизнесу нужна поддержка (в том числе финансовая) и власть ее оказывает. Регионам Дальнего Востока стоит перенимать правильную инвестиционную политику губернаторского корпуса Приморского края. Причем механизмы и варианты поддержки различны и эффективны. Не на словах, а на деле оказывается помощь в развитии.

- Удалось ли вам встретиться с непосредственными исполнителями проекта? Совпало ли ваше видение проекта с тем, как его планируют реализовывать местные власти?

- Исполнитель неизвестен, он будет определен по итогам конкурса. Удалось встретиться с руководителем «Агентства по привлечению инвестиций в Приморский край» Андреем Аксеновым и обменяться мнением по формированию кластера. Указанная организация на первом этапе выступает Заказчиком проекта, впоследствии функции Заказчика перейдут Управляющей компании.

Во время пребывания во Владивостоке мне также удалось провести переговоры с руководителем департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края Александром Передней. То, что наши мнения не полностью совпадают, считаю больше плюсом, чем минусом. В вопросе формирования кластера нужны разные взгляды, разные позиции и различные подходы, в многообразии которых и заключается успех.

В вопросах кластерной политики нет опытных образцов и не следует спешить и торопить с его созданием. Необходимо рассчитать все риски и условия взаимодействия бизнеса и государства, в том числе определить экономические показатели, определится с перечнем направлений производств и формированием научных и учебных векторов развития, определится с критериями эффективной работы.

- Существует мнение, что иностранные консультанты имеют огромный опыт в строительстве аналогичных объектов. Вы разделяете эту точку зрения?

- Это факт. Но не стыдно ли нам, российским рыбопромышленникам, что их будет учить иностранный «дядя», пусть и с мировым именем, который заинтересован в России, только как сырьевом придатке? Уже сейчас налицо устойчивый тренд – растущий экспорт российской рыбной продукции в страны азиатско-тихоокеанского региона. О каком внутреннем рынке и его наполнении отечественной продукцией может вестись речь, если концепцию развития рыбной отрасли русского Дальнего Востока будут формировать зарубежные идеологи? А о том, чтобы решать указанные вопросы в рамках продовольственной безопасности страны, я убежден, речи в зарубежной концепции вообще не будет. Если говорить о внешней конкуренции в рыбной отрасли, то не надо ожидать от конкурентов «дорожной карты» развития.

Тем не менее, конкурс концепции формирования кластера и предварительные технико-экономические обоснования будет объявлен в ближайшее время и победитель (исполнитель) определится до конца 2013 года. Срок выполнения работ – 6 месяцев.

Я уверен, что конкурс будет открытым, в связи с тем, что он объявляется по результатам поручений Президента России в отношении формирования кластера, хотя существует мнение о необходимости проведения закрытого конкурса, что, по-моему, просто недопустимо.

- Возможно, вы хотите обратить внимание еще на какие-то моменты, связанные с реализацией проекта кластера?

– Очень важный вопрос: формирование кадров для работы на предприятиях кластера. Кроме профессионалов, которые будут работать в Управляющей компании, необходимо с самого первого дня формировать кадровый резерв. Я уверен, что подготовка специалистов, начиная с технологов по рыбопереработке и специалистов по холодильной технике и заканчивая стивидорами и специалистами по транспорту, будет приоритетной в работе Управляющей компании Приморского кластера. Убежден: на высокотехнологичном перерабатывающем оборудовании не должны работать низкоквалифицированные мигранты из-за рубежа. Учебным заведениям необходимо предоставить план по подготовке высококлассных специалистов и, безусловно, обеспечить финансирование их подготовки или переподготовки (из средств, предусмотренных на создание кластера).

Необходимо предусмотреть и достойное вознаграждение специалистов, привлекаемых к реализации проекта. Это будет, в том числе, способствовать сокращению оттока кадров из Дальневосточного региона, что является важнейшей государственной задачей.

И в конце хотелось отметить вот что: мы затратили слишком много времени на разговоры, обсуждения, доклады, рабочие группы, отчеты, войну с бизнесом и межведомственную борьбу, выявления картелей и монополий – пришло время выполнять планы, которые должны быть оптимальны, измеримы, достижимы, с конкретным результатом. Необходимо установить сроки реализации стратегии развития отрасли и назначить ответственных исполнителей, и что особенно важно, осуществлять постоянный контроль и координацию выполнения работ. Нам нужно воспитывать лидеров нового типа, нужно создать дополнительные механизмы для того, чтобы молодые и интересные перспективные люди могли бы реализовывать свои идеи и предложения.

Для меня очевидно: либо рыбная промышленность в ближайшие годы станет площадкой инновационного развития России, либо останется символом консервации, разрухи и коррупции 1990-2000-х годов. И как раз Дальний Восток должен стать реперной точкой, символом динамичного развития и перспективы для всей России ее имиджа и статуса в мире – регионом, в который будет стремиться самая амбициозная и талантливая российская молодежь и наиболее перспективные соотечественники.

Светлана ВАСИЛЬЕВА, Fishnews – Открытая отрасль

Декабрь 2013 г.