– Анатолий Владимирович, основу спасательного флота, которым на сегодняшний день располагает Северный ЭО АСР, составляют суда, построенные в 1970-1980 гг. Насколько их состояние и технические возможности отвечают современным требованиям для обеспечения безопасной работы рыбопромыслового флота Северного бассейна?
– В настоящее время в состав Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ входит 7 судов. В основном это многоцелевые морские спасательные буксиры проекта 1454 – таких судов четыре. Кроме того, в отряде есть одно ледокольно-спасательное судно, одно малое пожарное судно и ветеран аварийно-спасательного флота – морской спасатель «Бесстрашный» 1962 г. постройки, который в настоящее время используется как учебно-тренажерное судно для подготовки аварийных партий по ликвидации аварийных ситуаций на рыбопромысловых судах.
Многоцелевые суда-спасатели способны выполнять различные аварийно-спасательные работы. Среди них – буксировка аварийных судов из районов промысла, водолазные подводно-технические работы, тушение пожаров на судах и иных плавучих объектах, поисково-спасательные и эвакуационные работы, ледовая проводка и околка ледяного поля губ и заливов Баренцева моря, где установлены садковые хозяйства по выращиванию атлантического лосося.
Спасательные суда оснащены специальным оборудованием для проведения подводно-технических работ, подводным видеопереговорным комплексом, который позволяет в режиме реального времени видеть производимые водолазом работы, вести с ним переговоры и отдавать необходимые команды. При возникновении угрозы жизни водолаза (это может быть потеря ориентации под водой, усиление течения или дрейф аварийного судна) есть возможность своевременно принять меры предосторожности. На судне имеется стационарная барокамера, в которой водолазы в случае получения баротравмы или при длительном нахождении под водой могут под наблюдением судового врача восстановить силы, затраченные при проведении подводно-технических работ.
Таким образом, спасательное судно – это многоцелевое судно, оно может и пожары тушить, и высаживать аварийную партию, обеспечивать работу водолазной группы, производить поисково-спасательные работы, а также в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь силами судового врача и судового лазарета. Несмотря на то что нашим судам достаточно много лет, они поддерживаются в хорошем техническом состоянии. По возможности проводится модернизация судового оборудования и его замена.
Большим шагом стало оборудование одного из судов-спасателей МСБ «Микула» спутниковой антенной VSAT. Применяемая спутниковая технология – антенна и программное обеспечение (комплекс информационной поддержки мониторинга) – позволяет капитану судна-спасателя видеть в режиме реального времени всю расстановку рыбопромыслового флота по всему ареалу промысла, что способствует более эффективному и качественному выполнению аварийно-спасательных работ.
Капитан судна-спасателя, получив сигнал бедствия от рыбопромыслового судна, сразу определяет его местонахождение и движется навстречу, что существенно сокращает временной промежуток на связь с берегом. Ранее сигнал от аварийного судна поступал в службу наблюдения за рыбопромысловым флотом, далее оператор, получив сигнал бедствия, направлял в район ближайшее судно-спасатель. Зона эффективного поиска судна была ограничена действием локатора – это 15-18 морских миль, и, узнав от оператора координаты, спасатель шел в заданный район практически вслепую. Используя спутниковую технологию VSAT, капитан судна-спасателя уже в режиме реального времени наблюдает точку нахождения аварийного судна и при движении в район бедствия не связан ограничениями локатора.
– В этом году на Северный отряд были возложены обязанности по сопровождению мойвенной путины. Каким образом осуществлялась эта работа и как она отразилась на результатах промысла?
– Действительно, в этом году на борту судна-спасателя размещался морской штаб мойвенной путины Северного бассейна. Начальник штаба – представитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства - вел промысловые советы с капитанами рыбопромысловых судов, доводил до них оперативную информацию: промысловые и научные прогнозы, данные о погодных условиях, рекомендации, например, о пересечении границы, так как мойва мигрирует в норвежскую зону, о закрытых зонах и прочее. Мы по сути выполняли две функции: по обеспечению безопасности мореплавания за счет дежурства спасательного судна в районе промысла и по координации и информационной поддержке мойвенной путины.
В этом году российская квота на вылов мойвы в Баренцевом море была небольшой, поэтому говорить о повышении эффективности работы штаба мойвенной путины пока сложно. Необходимо провести две-три путины, чтобы получить достаточно материала для сравнительного анализа и затем сделать выводы об эффективности совмещения этих двух функций.
– В Мурманской области появляется все больше хозяйств по выращиванию атлантического лосося. Какие новые задачи ставит перед спасателями развитие аквакультуры в акватории Баренцева моря?
– Последние годы вдоль побережья Мурманской области активно развиваются садковые хозяйства. И сложности для компаний, которые занимаются выращиванием атлантического лосося, связаны с тем, что доставка рыбоводных смен на фермы осуществляется только морем. В этом году февраль был очень морозным, и сложилась ситуация, когда устьевой участок реки Ура замерз, сделав невозможным обеспечение нормальной работы рыбоводных ферм и парализовав работу маломерного флота, который не мог выйти в море. Поэтому возникла реальная угроза жизни и здоровью работников хозяйства.
Мы получили обращение от руководителя компании «Русское море – Авакультура», чьи садки установлены в губе Ура Мотовского залива Баренцева моря. Судно-спасатель пришло в район, обкололо лед в устьевом участке губы Ура, тем самым работа предприятия была восстановлена. На ферму доставили корма, продукты, топливо и воду, произвели смену рыбоводов, чрезвычайная ситуация была предотвращена. Своевременное обращение руководителя аквакультурной компании позволило эффективно провести превентивную спасательную операцию и предотвратить возможное стремительное развитие аварийной ситуации.
– В июне Северный отряд будет участвовать в российско-норвежских учениях по спасению людей «Баренц-2014». Как часто проводятся подобные мероприятия и какие чрезвычайные ситуации моделируются во время таких тренировок?
– 3 и 4 марта в норвежском городе Будё состоялась конференция по подготовке международных российско-норвежских учений по поиску и спасению людей в Баренцевом море «Баренц-2014», которые назначены на 4 июня. Сокоординаторами были установлены радиочастоты переговоров морских и воздушных судов, определен район и время проведения учений, основной состав участников.
Учения будут максимально приближены к реальности. Планируется участие до 14 единиц флота с разных сторон, 2-х самолетов и 2-х вертолетов. Основное задание станет известно 2 июня, но предварительная задача – это поиск и спасение людей, предотвращение разливов нефти. Учения будут происходить в Баренцевом море в районе Варангер-фьорда с пересечением российской и норвежской границы.
Экипажи судов-спасателей, операторы службы наблюдения за флотом, специалисты учреждения приступили к активной фазе подготовки учений «Баренц-2014». Со стороны Росрыболовства в них примет участие МСБ «Микула».
В прошлом году в целях проверки готовности судов-спасателей к осенне-зимнему периоду были проведены учения «Северный ветер – 2013». Учения проводились в Западном и Восточном рукавах губы Ура Мотовского залива Баренцева моря. В них была задействована группировка из трех судов спасателей, это «Микула», «Мурманрыба» и «Пурга». Целью учений была отработка взаимодействия сил управления отрядом со службой наблюдения за флотом, а также самих судов-спасателей при выполнении аварийно-спасательных работ. Было поставлено четыре основных задачи: это имитация пожара на судне, буксировка аварийного судна, поиск человека за бортом и намотка сетематериалов на винторулевую группу рыбопромыслового судна, которое дрейфовало в сторону садкового хозяйства.
Во время учений капитаны показали хорошую морскую практику, безопасно маневрировали в узкостях Восточного и Западного рукава губы Ура. Экипажи судов справились с заданием в полном объеме, дополнительно отработав сценарий «вводной» – пробоина в районе 22-го шпангоута. Водолазная группа произвела погружение, разведку, осмотр и размотку винторулевой группы под водой. Итоговая оценка Росрыболовством действий отряда – «хорошо».
Кроме того, в 2013 г. спасательные суда участвовали в ежегодных учениях «Баренц рескью» – это международные учения в рамках соглашения между правительствами России и Норвегии о сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасении терпящих бедствие людей в Баренцевом море. Со стороны Росрыболовства в них было задействовано судно-спасатель «Микула», на борту которого размещался штаб российского сокоординатора учений. По итогам учений была также получена хорошая оценка.
Что касается реальных аварийных ситуаций, то в прошлом году в российских водах произошло 14 таких случаев. Все аварийные ситуации происходили без человеческих жертв и разливов нефтепродуктов в море. Суда-спасатели своевременно оказывали помощь терпящим бедствие экипажам рыбопромысловых судов, аварийные работы производились в полном объеме и на высоком профессиональном уровне.
Иногда суда-спасатели проводят не совсем профильные аварийно-спасательные работы, с которыми, тем не менее, судовые аварийные партии успешно справляются. В одном из таких происшествий горел отдаленный пост наблюдения противодиверсионных сил Северного флота. Капитан судна-спасателя получил сигнал о пожаре от соседнего наблюдательного поста и направил в район бедствия аварийную партию, усиленную судовым врачом.
Аварийная партия высадилась с борта МСБ «Пурга» и приступила к ликвидации пожара до подхода основных сил Главного управления МЧС России по Мурманской области. Судовой врач оказал помощь 7 пострадавшим военнослужащим, получившим легкие ожоги и отравление угарным газом. Оперативная работа и межведомственное взаимодействие позволили избежать человеческих жертв и предотвратили дальнейшее распространение пожара.
Человеческая жизнь бесценна, а аварийные ситуации в море являются самыми сложными, поскольку дело происходит на севере, где работу спасателей затрудняют сильные ветра, шторма, тяжелые погодные условия, поэтому чем плотнее мы будем взаимодействовать с коллегами, тем безопаснее будет работа рыбаков. В целях наиболее эффективного выполнения полномочий по обеспечению безопасности мореплавания по согласованию с Росрыболовством отрядом ведется работа по заключению соглашений об информационном обмене и взаимодействии.
В настоящее время мы заключили соглашение с Союзом рыбопромышленников Севера об обеспечении оперативного обмена информацией и об оказании в случае необходимости доврачебной помощи. У нас подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с Северным филиалом Морспасслужбы (Минтранс). На стадии подготовки находятся соглашения с Главным управлением МЧС России по Мурманской области и Пограничным управлением ФСБ по Мурманской области. Договоренности касаются информационного обмена и оказания всесторонней помощи по поиску и спасению людей и предотвращению разливов нефти.
– Планируется ли возвращение спасательных судов в район архипелага Шпицберген?
– В рамках решений, принятых на заседании Правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия в районе архипелага Шпицберген, в настоящее время прорабатывается вопрос о создании базы судов-спасателей Росрыболовства в российском поселке Баренцбург. Однако здесь существует ряд трудностей. Во-первых, это согласование размещения базы с норвежской стороной по линии МИД РФ. Во-вторых, решение вопросов материально-технического снабжения судов-спасателей и отдела службы наблюдения за рыбопромысловым флотом, которые потребуют дополнительных финансовых средств.
В целом этот район нам известен, до 2008 г. там всегда находились спасательные суда Росрыболовства. Поэтому мы готовы, если будет принято такое решение, начать работу по размещению базы спасателей на Шпицбергене. Это позволит решить сразу два вопроса. Прежде всего, сократит время подхода судна-спасателя из Баренцева моря в район архипелага Шпицберген, сейчас на это требуется около трех суток – 1500 миль. И, кроме того, расширит российское присутствие на архипелаге Шпицберген в лице подведомственного учреждения Росрыболовства – ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ».
Анна ЛИМ, журнал «Fishnews– Новости рыболовства»
Апрель 2014 г.