Интервью

28 мая 2014 года
Герман ЗВЕРЕВ

Мы занимаемся «сравнительной анатомией» всех видов госконтроля, чтобы оценить его эффективность

Герман ЗВЕРЕВ, Президент Ассоциации добытчиков минтая, член правления РСПП

Дальнейшее развитие рыбной отрасли невозможно в отрыве от объективной оценки существующих механизмов государственного контроля и выбора действенных схем. Основную подготовительную работу могут выполнить только бизнес-объединения, считает президент Ассоциации добытчиков минтая, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Герман Зверев.

– Какие вопросы стоят на повестке дня перед Ассоциацией добытчиков минтая?

– Есть общие для всех рыбопромышленных ассоциаций задачи, связанные с анализом законодательства, оценкой экономического и налогового климата в отрасли, а есть уникальные. АДМ работает, что называется, «по всем фронтам». На днях вышел в свет сборник экономических исследований о рыбной отрасли. Одновременно мы готовимся к сертификационному аудиту со стороны экспертов Морского попечительского совета (MSC).

Благодаря сертификации промысла минтая в Охотском море Россия получила сопоставимую с американцами долю международного рынка экологически сертифицированной рыбопродукции. Сегодня нам важно защитить нашу часть рынка и обязательно до 2018 года выполнить План улучшения промысла минтая в Охотском море.

Напомню, что в ближайшие два-три года будет введен обязательный стандарт экомаркировки в Европе. Сейчас мы совместно с Европейской ассоциацией рыбопереработчиков занимаемся «состыковкой» готовящихся европейских требований к экомаркировке и уже существующих международных добровольных экостандартов и надеемся на взаимодействие с экологическими организациями (например WWF). Кстати, общение в рамках Брюссельской международной рыбохозяйственной выставки показало: европейский бизнес очень негативно оценивает заявления европейских политиков о введении антироссийских санкций.

Чуть подробнее о готовящейся экомаркировке. До 1 января 2015 года Еврокомиссия должна подготовить технико-экономическое обоснование для экомаркировки всей рыбопродукции. Помимо требований, которые уже существуют (сертификат вылова), будет введена специальная экомаркировка. Мы уже обратились в Росрыболовство, Минэкономразвития и Евразийскую экономическую комиссию за поддержкой на государственном уровне в рамках торгово-экономического диалога между Россией и ЕС. Наша цель – интегрировать полученные российскими предприятиями документы международных добровольных систем экосертификации (включая сертификаты цепи поставок) в пакет документов, достаточных для оформления российской рыбопродукции в Европе. Мы бы хотели, чтобы при оформлении рыбопродукции сертификат промысла и сертификат цепи поставок, предъявляемые предприятиями, признавались в качестве достаточной экомаркировки.

Важно заметить, что в мире под экологической маркировкой понимают гораздо более широкое явление, чем в России. У нас это только экологически чистые районы промысла, в мире же – это и оценка системы научных исследований, и регулирование промысла, и контроль над ним. Когда мы работали над сертификацией по стандартам MSC, взаимодействие осуществлялось сразу с несколькими ведомствами. И наш сертификат, как формула ДНК, вбирает сведения о деятельности научных институтов, Росрыболовства, Роспотребнадзора, Пограничной службы.

– Поддерживает ли вашу работу отраслевое сообщество?

– Сейчас складывается сильная коалиция и сплоченное сообщество рыбацких ассоциаций из самых разных регионов.

– Есть ли наиболее острые и требующие немедленного разрешения вопросы?

– Конечно. Они есть всегда. 26 мая президент РСПП Александр Шохин направил в Правительство письмо, в котором указал на проблемы при организации пограничного оформления рыбопромыслового флота. Прежде всего, они касаются процедуры многократного пересечения государственной границы РФ. Сейчас очевидно: документ, который такую процедуру регламентирует, сильно устарел, он даже основан на устаревшей терминологии (используется понятие «промысел», которого нет в законе о рыболовстве).

Но вопрос на самом деле шире: как и в каких формах вообще осуществляется система пограничного контроля? Например, в этом году задержали «черный» транспорт-«подфлажник» и три добытчика. Удачно, конечно, что так получилось, и рыбаки на Дальнем Востоке вправе ожидать от Пограничной службы проработанных и результативных операций в отношении истинных браконьеров, вправе ожидать их жесткого, публичного и неотвратимого уголовного наказания.

Сейчас имеется вся необходимая правовая база для преследования тех, кто незаконно добывает рыбу, а в распоряжении Пограничной службы – достаточно ресурсов для грамотной расстановки оперативных сил и средств в целях противодействия ННН-промыслу. Разговоры о «законодательной недостаточности», с моей точки зрения, неубедительны: анализ судебной практики (особенно на Камчатке) показывает, что судебные органы в 99% случаев поддерживают позицию пограничников.

Сегодня мы выделяем несколько конфликтных точек при осуществлении пограничного оформления: система проведения проверок в море (включая обоснованность задержания и конвоирования судов), система выдачи разрешений на многократное пересечение границы и складывающаяся судебная практика. Надо проанализировать всю систему государственного пограничного контроля, но объективно. Не буду делать поспешных выводов, замечу только, что мы четко разграничиваем действительный, «всамделишний» контроль в рыбной отрасли и другое явление. Часто практика работы контрольных органов имеет внешние признаки юридической обоснованности, однако системный правовой анализ и оценка экономических последствий показывают: налицо – необоснованное и предвзятое толкование законодательных норм и разрозненных судебных прецедентов, в совокупности используемых для «улучшения» отчетных результатов служебной деятельности и карьерного роста.

Мы занимаемся «сравнительной анатомией» разных видов государственного контроля именно для того, чтобы оценить его действительную эффективность.

Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews

Май 2014 г.