– Александр Григорьевич, вы присутствовали на предварительной защите проекта, выполненного московским филиалом японского института Номура. Представленный проект рыбного кластера интересен региону?
– Я назвал бы представленную концепцию неубедительной. Причем ни для региона, ни для бизнеса. Она не соприкасается с действительностью. В первую очередь меня беспокоит выбранная проектировщиками территория расположения кластера - бухта Суходол. Экологически чистый, заповедный район хотят превратить в промышленную зону. Никаких обоснований для того, чтобы реализовывать проект именно в этом месте, я не услышал. Нам их не представили. А для центра развития рыбной промышленности должны быть предпосылки.
С другой стороны, как рыбная отрасль не может существовать вне реалий дня, так и проект рыбохозяйственного кластера не может заработать без учета действующего в регионе бизнеса, его мощностей, интересов и потенциала. Проект должен не только опираться на четкие критерии в выборе площадки для его реализации, но и системно подходить к организации будущей работы с учетом уже имеющихся возможностей. Те, кто имеет производственные силы и производственные отношения, те, кто имеет холодильные, причальные, складские и перерабатывающего мощности, транспорт, могли бы выработать оптимальный алгоритм подхода. Однако дальневосточного бизнеса в проекте тоже нет.
– Чего еще не хватает проекту? Он вообще жизнеспособен?
– Отсутствие системы, стратегии является минусом представленного проекта. Но большее удивление вызывает то, что систему, а точнее, ее отсутствие нам пытаются навязать «со стороны». То, что иностранцам заказали проект развития чужого берега, по сути, будущего конкурента, я бы назвал подрывом национальных интересов.
Сегодня нам не надо ничего изобретать. Ядро уже есть. Необходимо собрать все воедино и задать этому вектор. И это должны делать не сторонние проектировщики, а те, кто кровно заинтересован в проекте и в том, чтобы он заработал. Те, кто уже работает на рынке. Условно я бы назвал это Краевая рыбопромышленная ассоциация бизнеса - КРАБ, которая бы стала координационным центром. Именно бизнес-объединение, которому здесь жить и работать, сможет проанализировать и использовать не на бумаге, а на практике и добывающие, и перерабатывающего мощности, холодильные и складские емкости, портовую и транспортную инфраструктуру, просчитать логистику, определить необходимый объем инвестиций с учетом роста и расширения.
К сожалению, в концепции Номуры нет не только анализа действующей в регионе инфраструктуры, производственных мощностей, бизнеса, нет там никакого маркетингового плана или исследований рынка. Представленный документ является компиляцией старых, местами сделанных еще в советские времена, материалов ДНИИМФа. Как оказалось, отдельных исследований институту никто не заказывал!
– Какова же тогда роль государства в этом проекте?
– Нужно чтобы люди, которые занимаются развитием края, тихоокеанской России, видели и решали стратегию. И учитывали социальную составляющую, а не собственные интересы. Сегодня мы столкнулись с лоббизмом интересов определенной группы для освоения бюджетных средств, которые не пойдут на пользу Приморью. Мы можем вложить эти средства более рационально.
Перед нами не стоит вопрос - нужен кластер или нет, он уже есть! Надо задать только вектор, направление движению КРАБа. И вот здесь должна подключиться администрация. Они должны сформулировать социальный заказ на внутреннем рынке и обеспечить его выполнение. На выполнение социальной составляющей и должны пойти средства, а не на мифические строения в экологически чистом районе. Я уверен, что практически все предприятия могут включиться и выполнить такой заказ. Однако прежде всего нужно сформировать сам заказ, именно этого и нет в концепции Номуры. Повторю: вопрос стоит в планировании, системе.
У нас – я имею в виду предприятия, порты и прочее – есть обученный персонал, выстроена логистика, есть контакт с железной дорогой, налажено движение по автомагистралям. Все это может и должно быть использовано, тем более что есть люфт для увеличения, роста. И огромные средства государства для этого не нужны.
Представленный Номурой проект не решает задачи, которые поставил Президент, а только грозит экологической диверсией и удорожанием продукции, ведь необходимо будет вернуть вложенные средства. Нам нужен честный и рабочий проект, а не фарс.
Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews
Июнь 2014